Рекомендации учителя-логопеда в использовании различных анализаторов при знакомстве с буквами дошкольников с ТНР
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Рекомендации для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_sensorika_i_bukvy.docx | 13.52 КБ |
chek-list_bukvik_.docx | 135.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсбука
Предварительный просмотр:
Сенсорные игры при знакомстве дошкольника с буквой
Основное направление: от звука к букве (установление ассоциации между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). «Идем» от целостного образа буквы к расчленённому (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучаем заглавные потом строчные).
- Выделение и различение звука с использованием специальной зрительной символики ( М. Ф. Фомичёвой. или Т.А. Ткаченко). Упражнения «Звуковой детектив» (по уровням сложности).
- Выделение изучаемого звука из слов. Изучаемый звук должен находиться в начале слова в ударном слоге.
- Даем характеристику звуку (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха; определение звука гласный или согласный, определение по звонкости-глухости, твердости-мягкости).
- Игры на развитие слухового внимания.
- Называние буквы. Знакомим детей, что звук можно обозначить графически. При этом буквы обязательно называем твердыми звуками, например, звук [c] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
- Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. Предлагается буква, написанная простым шрифтом, среднего размера в черно-белом варианте.
- «На что похожа буква?» Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка). Дети сравнивают буквы с реальными предметами, фигурками, животными и т.п., либо превращая букву в часть рисунка. Инициатива у детей. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
- Анализ буквы. Ребенок определяет:
- из каких элементов состоит буква;
- из скольких элементов состоит буква;
- как расположены буквы в пространстве.
Подкрепление зрительного образа буквы тактильными ощущениями.
- Выкладывание букв из различных подручных средств (спички, счетные палочки, конструктор, полоски бумаги, пробки, веревки, мозаики, игрушек и т.п.) и природных материалов (крупы, ракушки, семена, камешки, плоды деревьев и т. п.). Фантазируйте!
- Лепка букв из пластилина, теста, вырезание букв ножницами.
- Знакомство с объёмным вариантом буквы. Ощупывание букв из пенопласта, деревянных букв, букв магнитной азбуки.
- Ощупывание букв с различной фактурой поверхности (бархатная бумага, наждачная бумага, буквы из различных видов ткани и т. п)
- Рисуем буквы на спине и ладонях (дермаграфика). Полезно «написание» последовательно на спине и руках на обеих сторонах). С последующим называнием и написанием.
Развитие ассоциативных связей, воображения.
- «Азбука запахов» предлагаем ребенку представить, чем пахнет буква. Например, буква «А» пахнет арбузом, абрикосом, апельсином, ананасом, а может быть и пирогом так как похожа на его кусочек. Предлагаем ребенку написать букву, а вокруг нее нарисовать названные ребенком предметы, ассоциирующиеся с запахом данной буквы.
- «Живая буква» придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить всем телом букву. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько детей, можно использовать дополнительные материалы: подушки, палки гимнастические, мячи.
- «Алфавит телодвижений» использую карточки С.И. Веневцева, на которых изображены двигательные позы в виде букв. Каждая буква имеет речевое сопровождение в виде небольшого стихотворения.
- «Пальчиковая азбука» изображаем букву с помощью пальцев рук.
- «Дирижёр» рисование букв в воздухе одной рукой, затем одновременно двумя руками (знакомство с траекторией движений при написании букв). Важно на начальном этапе использовать готовую таблицу с буквами и обозначением движений рук.
- «Лото вкуса» предлагаем ребенку представить какой может быть буква на вкус. Например, М может иметь вкус молоко, мороженого, меда, макарон, мандарин и т.д. Попробуйте собрать вкусовое лото на различные буквы, можно использовать коробку-органайзер и разложить по отделам кусочки засушенных фруктов. Так же дома ребята могут вместе с родителями испечь пряники или печенье в виде букв. Дайте волю воображению!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование различных методик при знакомстве с городом.»
Мы живем в прекрасном городе Санкт-Петербурге. Наш город называют городом-музеем под открытым небом. Но, к сожалению, очень часто наши дети совсем не знакомы с городом, в котором они живут. Чтобы было...
5 беседа логопеда с родителями Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.
5 беседа логопеда с родителямиРекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.Общие рекомендации:...
6 беседа логопеда с родителями. Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.
6 беседа логопеда с родителями.Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.Если ваш малыш посещает заня...
Рекомендации учителя-логопеда музыкальному руководителю для использования в образовательном процессе с детьми с общим недоразвитием речи
В методическом материале от учителя-логопеда размещены рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР на музыкальных занятиях. Предложен подробный перспективный план, разработанный с у...
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.
На что нужно обратить внимание до поступления ребенка в школу. От чего зависит развитие речи ребенка?...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...