Рекомендации учителя-логопеда в использовании различных анализаторов при знакомстве с буквами дошкольников с ТНР
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Храмцова Лилия Юрьевна

Рекомендации для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_sensorika_i_bukvy.docx13.52 КБ
Файл chek-list_bukvik_.docx135.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсбука



Предварительный просмотр:

Сенсорные игры при знакомстве дошкольника с буквой

Основное направление: от звука к букве (установление ассоциации между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). «Идем» от целостного образа буквы к расчленённому (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучаем заглавные потом строчные).

  •  Выделение и различение   звука с использованием специальной зрительной символики ( М. Ф. Фомичёвой. или Т.А. Ткаченко). Упражнения «Звуковой детектив» (по уровням сложности).
  • Выделение изучаемого звука из слов. Изучаемый звук должен находиться в начале слова в ударном слоге.
  • Даем характеристику звуку (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха; определение звука гласный или согласный, определение по звонкости-глухости, твердости-мягкости).
  • Игры на развитие слухового внимания. 
  • Называние буквы. Знакомим детей, что звук можно обозначить графически. При этом буквы обязательно называем твердыми звуками, например, звук [c] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

  • Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. Предлагается буква, написанная простым шрифтом, среднего размера в черно-белом варианте.
  • «На что похожа буква?»  Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка). Дети сравнивают буквы с реальными предметами, фигурками, животными и т.п., либо превращая букву в часть рисунка. Инициатива у детей. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
  • Анализ буквы. Ребенок   определяет:

 - из каких элементов состоит буква;

 - из скольких элементов состоит буква;

 - как расположены буквы в пространстве.

Подкрепление зрительного образа буквы тактильными ощущениями.

  • Выкладывание букв из различных подручных средств (спички, счетные палочки, конструктор, полоски бумаги, пробки, веревки, мозаики, игрушек и т.п.) и природных материалов (крупы, ракушки, семена, камешки, плоды деревьев и т. п.). Фантазируйте!
  •  Лепка   букв из пластилина, теста, вырезание букв ножницами.
  • Знакомство с объёмным вариантом буквы. Ощупывание букв из пенопласта, деревянных букв, букв магнитной азбуки.
  • Ощупывание букв с различной фактурой поверхности (бархатная бумага, наждачная бумага, буквы из различных видов ткани и т. п)
  • Рисуем буквы на спине и ладонях (дермаграфика). Полезно «написание» последовательно на спине и руках на обеих сторонах). С последующим называнием и написанием.

Развитие ассоциативных связей, воображения.

  • «Азбука запахов» предлагаем ребенку представить, чем пахнет буква. Например, буква «А»   пахнет арбузом, абрикосом, апельсином, ананасом, а может быть и пирогом так как похожа на его кусочек. Предлагаем ребенку написать букву, а вокруг нее нарисовать названные ребенком предметы, ассоциирующиеся с запахом данной буквы.

  • «Живая буква» придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить всем телом букву.  Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько детей, можно использовать дополнительные материалы: подушки, палки гимнастические, мячи.
  • «Алфавит телодвижений» использую   карточки С.И. Веневцева, на которых изображены двигательные позы в виде букв. Каждая буква имеет речевое сопровождение в виде небольшого стихотворения.
  •  «Пальчиковая азбука» изображаем букву с помощью пальцев рук.
  • «Дирижёр» рисование букв в воздухе одной рукой, затем одновременно двумя руками (знакомство с траекторией движений при написании букв). Важно на начальном этапе использовать готовую таблицу с буквами и обозначением движений рук.

  • «Лото вкуса» предлагаем ребенку представить какой может быть буква на вкус. Например, М может иметь вкус молоко, мороженого, меда, макарон, мандарин и т.д. Попробуйте собрать вкусовое лото на различные буквы, можно использовать коробку-органайзер и разложить по отделам кусочки засушенных фруктов. Так же дома ребята могут вместе с родителями испечь пряники или печенье в виде букв. Дайте волю воображению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование различных методик при знакомстве с городом.»

Мы живем в прекрасном городе Санкт-Петербурге. Наш город называют городом-музеем под открытым небом. Но, к сожалению, очень часто наши дети совсем не знакомы с городом, в котором они живут. Чтобы было...

5 беседа логопеда с родителями Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.

5 беседа логопеда с родителямиРекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.Общие рекомендации:...

6 беседа логопеда с родителями. Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.

6 беседа логопеда с родителями.Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.Если ваш малыш посещает заня...

Рекомендации учителя-логопеда музыкальному руководителю для использования в образовательном процессе с детьми с общим недоразвитием речи

В методическом материале от учителя-логопеда размещены рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР на музыкальных занятиях. Предложен подробный перспективный план, разработанный с у...

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.

На что нужно обратить внимание до  поступления ребенка  в школу.  От  чего зависит развитие  речи ребенка?...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...