Конспект занятия по обучению грамоте Звук [Э] и буква Э
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению граммоте буква э

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otgadayte_zagadku.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММОТЕ Буква Э

Цели: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей.

Образовательные задачи:

Дать детям понятие о механизме образования звука Э;

Учить выделять звук Э из состава слогов, слов, предложений;

Обучать постижению смысла новых слов

Коррекционные задачи:

Автоматизировать звук Э в слогах, словах, предложениях и тексте;

Создать положительный настрой на учение, пробудить в детях интерес к познанию новых звуков.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самоконтроль за речью, развивая умение полно и грамотно отвечать на заданные вопросы.

1.Орг. момент
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.

2. Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

3. Ребята, сейчас у нас  вами занятие  обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

-Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)

-Какими бывают звуки?

(Гласные и согласные)

Какие звуки называются  гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) 

-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

Вспомните стишок про гласные звуки.

Гласные тянутся
песенкой звонкой, 
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.

-Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)

-Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т,  В,…)

-Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)

Вспомните стишок про согласные звуки.

Все согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь

Отгадайте загадку..
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит.

Верно, это эхо. Что такое эхо?

Эхо — это как отражение в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо — это отражение звука, и мы его слышим. Звук отражается от любого препятствия, что встречается ему на пути (от стен, гор, деревьев). Эхо можно услышать в пустой комнате, в горах или в лесу.

Например, на пустом стадионе. Стоит что-нибудь крикнуть, и отразившись от бетонных ступенек трибун этот звук, многократно, вернется в виде эха. Интересно то, что эхо возникнет только тогда, когда трибуны будут пустые. Если же на них будут сидеть много болельщиков, не получится эха, потому, что звук не будет отражаться, ведь люди, их одежда просто поглотят звук.

То же случается и в пустой комнате. Пока в ней нет мебели и вещей, звук легко отражается стенами. Но стоит нам поставить туда шкафы, кресла, занести вещи — и эхо исчезает.

Эхо часто помогает человеку во многих делах. Есть такой прибор — эхолот, который чаще всего устанавливают на кораблях. Он издает звуки под водой, отправляет их в море или океан и сам же принимает отраженное эхо. Эхолот просто на ходу судна измеряет глубину

морского дна. Он помогает морякам избежать столкновения с отмелями и рифами.

С помощью радиоэха моряки специальными приборами на большом расстоянии замечают даже в темноте коварные айсберги, вовремя засекают подводные лодки врага подкрадываются к их кораблям.

(По материалам http://baby-chaild.ru)

Верно, звук [э]— гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

Произношение звука в словах.

-Дети, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию. Что такое экскурсия?

Ответы детей. При затруднении – объяснение педагога.

Вы будете экскурсантами, а я - экскурсоводом. Как называются похожие слова? (Родственные слова.)

Образование относительных прилагательных.

Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Одноэтажные, двухэтажные, …многоэтажные) –Дополняйте предложения: В доме много… (этажей). Мы поднялись на пятый (этаж). Спустились с пятого (этажа).

Дальше мы поедем на метро. Как называется лестница, которая спускает и поднимает людей в подземную станцию метро? (эскалатор). Поезда, которые перевозят людей с одной станции до другой называются (электрички). Почему так называются эти поезда? (Они питаются электричеством). Какие еще виды транспорта питаются электричеством? (Трамвай, троллейбус).Давайте подумаем и назовем слова, родственные со словом электричество (электричка, электровоз, электропоезд, электрик)

Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.  (Дети выполняют упражнения глазами).

1. Хлопните в ладоши, если услышите звук [э].

Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо, единица, если, дети.

2. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

Дальше мы пойдем в магазин, где продаются электробытовые приборы. Показываю картинки,дети называют: (утюг – электроприбор, и т. д.) Почему их называют электроприборами? Можно ли электроприборами пользоваться детям? Почему?

Продолжим экскурсию. Снова поедем на электричке или, по-другому, на электропоезде, только уже не под землей а на земле. Нас приветствует человек, который управляет электропоездом, как его называют? (Машинист). Есть ли звук Э в слове машинист? Имя его начинается со звука Э – Эдуард. Он спрашивает, куда мы поехали.

(Мы поехали на экскурсию) Электричка нас привезла за город, чтобы мы посмотрели, как работает вот такая огромная, сильная машина. (Экскаватор). Что делает экскаватор? Как зовут человека, который управляет экскаватором? (Экскаваторщик).

Дети нам пришла телеграмма с севера Чукотки. Посмотреть Север нас приглашают северные жители эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо, Что это? (Мороженное – вкусное, сладкое, холодное). На север полетим в аэробусе. (Аэробус - это огромный самолет. На его борту бывает очень много пассажиров).

Физкультминутка

Буратино потнулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел,

Ключ кончно не нашел.

Чтобы ключик намдостать,

Нужно на носочки встать.

И г р а   «Слоговой аукцион»

Продолжите слова.

эс…  (-киз),  эста… (-фета),  аэро… (-дром),  по… (-эт),  ду… (-эт).

5. И г р а  «Рифма»

Придумайте рифму к слову этаж.

О т в е т : шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

1. На большие расстояния

Мчится он без опоздания

Пишется с конца два С

Называется. экспресс

2. К дальним селам,городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это. электричество

3. На лучинке,в бумажке

В шоколадной рубашке

В руки просится само,

Что же это?

4. Укукало,агакало,

Аукало и плакало.

И пассыпалось смехом,

Называется. эхо

Воспитатель: Звук Э на письме обозначается буквой Э

1. Это-Э

С открытым ртом

И большущим языком

2. Над лугами в синеве

Пролетает буква Э

3. Буква Э на С дивится

Словно в зеркало дивится

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева  направо, вниз,  закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют  за мной

Пальчиковая гимнастика.

Большой палец встал один,

Указательный - за ним,

Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали все - «Ура!», «Ура!»

На работу им пора.

\ Заключительная часть:

-Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

- Какой это звук?

- Русских слов на букву Э

мало в нашем словаре:

эй, и эх, и эта.

А экватор, эстафета,

электричество, экран

к нам пришли из дальних стран.

Но язык наш к ним привык,

стал богаче наш язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Щ и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Щ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ч и буква Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ч...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Задачи:-продолжать учить детей отгадывать загадки.- познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].- закрепить навык произношения...