Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "Звуки С,Сь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подг. группе
Тема: звуки [с], [сь].
Цель: уточнить произношение звуков [с], [сь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить со звуковым анализом двусложных слов; упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе; отрабатывать дикцию, развивать мышление.
Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, альбом 2.(Цуканова, Бетц). Настенное панно "Юпик" и карточки "символы звука С и Сь.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Л: Ребята послушайте стихотворение «Снегопад». Найдите в нем слова, родственные слову снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
К небе кружатся пушинки —
Серебристые снежинки.
Каруселью снеговою
На проселки, на лужок
Все снижается снежок.
Землю белой чистой, нежной
Застелил простынкой снежной.
Вот веселье для ребят —
Все сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком на снежный ком.
Все украсили снежком.
Словно белый пуховик
Вдруг надел наш снеговик.
Рядом снежная фигурка —
Это девочка — Снегурка.
— На осинке — посмотри —
С красной грудкой снегири.
После каждого четверостишья логопед делает остановку. Дети по цепочке называют родственное слово и садятся.
2. Артикуляционная гимнастика.
Л: Возьмите зеркала сделаем упражнения для язычка
«Заборчик».
«Улыбка».
«Горка».
«Почистим нижние зубы».
3. Знакомство со звуками [с], [сь].
а) Л: Поиграем в игру "Доскажи словечко»
Не сможешь накачать колёса
Ты без помощника-... (насоса).
б) Анализ артикуляции звука [с].
— Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка. Голос не включается.
— Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.
в) Звуковая характеристика звука [с] (по схеме).
г) Анализ артикуляции звука [сь].
— А из маленького насоса воздух свистит: сь-сь-сь.
Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к передним зубам.
— Ребята, покажите, наблюдая в зеркале, как свистит маленький насос.
д) Звуковая характеристика звука [сь] (по схеме).
е) Упражнение в произношении звуков [с], [сь].
Дети имитируют работу насосов. Насосы свистят длительно: с_, с_, сь___, сь_.Насосы свистят отрывисто: с-с-с; сь-сь-сь
Игра«Эхо».
— Ребята произнесите так же,: са — со — су — сы; си — ся — сю— сё; ос — ас — ыс — ис.
4. Закрепление звуков [с], [сь] (с. 6).
- Посмотрите на насосы. Как свистит большой насос? — А маленький?
- Какие фишки показывает Юпик? Почему?
5. Дифференциация звуков [с], [сь].
а) Загадка.
Кто она, угадай-ка!
Седая хозяйка
Тряхнет перинки —
Над миром снежинки.
- Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по селам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на ее картину «Зимний вечер».
- Назовите слова со звуком [с]. Определите место звука [с] в слове.
- Назовите слова со звуком [сь]. Определите место звука [сь] в слове.
б) Упражнение в произношении.
Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег.
Дети повторяют двустишие, выделяя голосом звуки [с] и [сь].
в) Намела зима сугробами белый снег.
На сугробах виден чей-то след..
— Рассмотрите сугробы (с. 7). Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках — картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?
Физминутка: «Снежинки кружатся».
Дети кружатся, делают плавные движения руками.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
6. Формирование грамматического строя речи.
— Приглашает зимушка детей на улицу погулять, поиграть. В какие игры вы любите играть зимой?
—Посмотрите на картинку «Сима на прогулке». Как играет Сима? Какие цвета любит Сима?
- Сима любит звуки [с] и [сь], и даже в названиях цветов одежды у нее эти звуки. Какой цвет со звуком [с]? А какой — со звуком [сь]?
- У Симы синяя ... (Шапка.) А пальто какое? Сапоги? Бант?
- У Симы красный ... (Шарф.) А варежки какие? Штаны? Помпон? Ведро?
7. Звуковой анализ.
- Посмотрите на схему слова. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?
- Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке». (Сани. Сима.) Обозначьте звуки фишками.
8. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня изучали? Расскажите о них.
- С этих звуков начинаются слова о зиме: снежная, суровая, сердитая, серебристая, седая.
- Почему зиму так называют?
Молодцы ребята, спасибо всем за работу. (Каждый ребенок получает по красивой наклейке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук [C\']
Сформировать представления о букве ЭС и звуках [С], [С\'], умения различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения.Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способности сравн...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки В-Вь"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звуки В-Вь"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д....