Конспект занятия: звуки Р, Рь, буква Р.
план-конспект занятия по обучению грамоте
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема занятия: звуки Р, Рь, буква Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 214.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
Тема занятия: звуки Р, Рь, буква Р.
Цель: обучение плавному слоговому чтению, через анализ слов со звуками «Р, Рь», и через знакомство с буквой «Р»
Задачи:
Образовательные: формировать представление о букве Р и звуках Р, Рь;
формировать умение выделять звуки Р, Рь в словах.
Развивающие: развивать память, мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать желание к письму, чтению.
Ход работы:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем его.
Письмо: «Я – Королева знаний. В моей стране «Грамота» случилась беда. Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит звуки и буквы друг с другом и хочет их всех заменить кляксами. И теперь я не могу навести порядок, все звуки и буквы перепутались. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Королеве знаний? В какую страну мы сегодня отправляемся?
Д: В страну Грамота.
Воспитатель: Ребята, прежде чем начнем, вспомним нашу считалочку – правило.
12345 Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать,
Внятно, четко, говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: Королева сомневается, справитесь ли вы с заданиями в стране «Грамота»? Давайте вспомним, что мы уже знаем. Ответьте на вопросы:
-Из чего состоит наша речь? Из предложений.
-А предложения из чего состоят? Из слов.
-А слова из чего? Из слогов.
-Слоги из чего состоят? Из букв.
- Чем отличаются буквы от звуков? Звуки мы можем произносить и слышать, а буквы мы можем видеть, читать и писать.
- Как можно разделить звуки, какие они бывают? Гласные и согласные.
-Как мы можем узнать, что это гласный звук или согласный звук? Когда произносим согласный звук, струя воздуха встречает преграду на своем пути, а при произнесении гласных звуков струя воздуха проходит свободно, без преград.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы, и теперь мы можем отправиться в путь.
Основная часть
Раз, два, три, волшебство скорей приди.
Вокруг себя повернись – в стране «Грамота» очутись.
Посмотрите, ребята, мы попали в волшебную страну «Грамоту». А вот и домики, в которых живут парные звуки.
-Ребята, а вы знаете, почему некоторые звуки называют парными? Они по звучанию очень похожи например з-с , б-п, д-т ,г-к, в-ф, ж-ш.Ах, Кляксич перепутал все звуки. Давайте всё вернем на места, как положено. (Дети собирают домик парных звуков на магнитной доске).
Молодцы, ребята! Ну что ж, продолжим наше путешествие.
На экране появляется речка
Воспитатель: Ребята, смотрите, куда мы попали? Что это? Прочтите название.
Дети:: *ека «Че*нилка».
Ничего не пойму, здесь клякса! Какое первое слово? (Река). Какой звук замазал Кляксич? (Рь)
- Хорошо. А как тогда называется река? (Чернилка). Какой звук пропал? (Р).
- Одинаково ли звучат эти два звука?
- Чем они отличаются?
- Кляксич залил речку чернилами и сломал мост. Как же нам перебраться на другой берег реки?
Д: Переплыть, построить мост…
Воспитатель: Давайте построим мост из кубиков. Я буду называть слова. Если в слове вы услышите твердый звук «Р», поднимите карточку синего цвета. Если услышите в слове мягкий согласный «Рь», то воспользуйтесь карточкой зеленого цвета. (У каждого ребенка в руках 2 карточки - зеленая и синяя. Дети выполняют задание).
Воспитатель: Грамота, королева, речка, рюкзак, рыба, ворона, ракета, репка, карета, самовар, радуга.
Деление слов на слоги.
-Посмотрите, на другой стороне речки находиться зоопарк. В зоопарке пропали все животные, и вместо них появились непонятные слова.( карточки со слогами, дети собирают слова из слогов и говорят положение звука [р],[р’] в словах: па,че,ре,ха,ру,гу,кен,мот,ге,бе,дил,кро,ко,ра,те,па,ра,зеб,раф,жи,со,но,рог.
- Дети, давайте соединим слоги в слова (черепаха, бегемот ,кенгуру, крокодил, пантера, зебра, жираф ,носорог).
- Определите, где в каждом слове спрятались звуки Р и Рь.
- В каком слове нет этих звуков?
-Молодцы.
- А теперь составьте предложения с получившимися словами по схеме, которую вы видите на доске. Сколько слов в предложении? Использовать можно только те слова, в названии которых есть звук [Р]. (Ответы детей)
- Какие вы молодцы! У вас получились прекрасные предложения.
Физминутка
- Давайте передохнем немножко и повторим нашу физ. минутку – чистоговорку и движения.
(дети встают)
РАРА-РА – начинается игра (хлопки);
РО-РО-РО – у орла огромное перо (руки в стороны, имитация полета);
РЫ-РЫ-РЫ - добежали до горы (руки соединяем над головой, показываем большую гору); РУ-РУ-РУ – продолжаем мы игру (шагают на месте);
ОР-ОР-ОР – крашу я забор (движения руками вверх-вниз);
ГРУ-ГРУ-ГРУ – мы закончили игру (садятся на свои места).
- Ребята, Кляксич стёр часть буквы Р. И теперь Королева не знает, что делать. А вы знаете, как выглядит буква Р? На что она похожа? Давайте встанем и покажем.
(Дети встают)
На что похожа буква Р?
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Встать на ножки поскорей,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
- Давайте заштрихуем все буквы Р. Возьмите задания на крае стола.
- Молодцы.
- Ребята, нам осталось последнее задание – помочь героям наших любимых сказок! Кляксич стер у них одну букву из их имен! Поможем им?
- Бу…_атино, Пет…_ушка, Чебу…_ашка и к…_окодил Гена, Василиса П…_ек…_асная, Ка… лсон.
- какой звук был стерт?
- Молодцы?
Заключительная часть:
Воспитатель: Что мы делали в стране «Грамота»? Смогли ли мы помочь Королеве знаний, спасти страну Грамота от Кляксича? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным?
- Королева знаний благодарит вас за помощь. Теперь она будет знать, что вы всегда готовы прийти на помощь. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.
Конспект занятия для детей седьмого года жизни с ЗПР....
Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"
Цели:1. Чёткое произнесение звуков в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...
Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У". Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У" с использованием мультимедийной презентации. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект занятия Звуки [Н] - [Н’]. Буква «Н».
ЗанятиеТема. Звуки [Н] - [Н]. буква Н.Цели.1.Коррекционно-образовательная.ü Дифференцировать звуки [Н] - [Н].ü Познакомить с буквой Н.2.Коррекционно-развивающие.ü Развивать арт...
Конспект занятия "Звук [П] и буква П"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей коррекционной группе....
Конспект занятия звук К, К’ буква К
звук и буква к...
Конспект занятия: "Звуки К, Кь. Буква К"
Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста с ТНР по теме: "Звуки К, Кь. Буква К"....