Конспект НОД по обучению грамоте с элементами тренинга
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект направлен на развитие познавательной активности у детей, мыслительных операций (умение выделять лишний предмет, интерес к учению, смекалку).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Умка»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте
Воспитатель: Ракова Фаина Кирилловна
Задачи:
1. Создать комфортную обстановку;
2. Развивать познавательную активность у детей, мыслительные операции (умение выделять лишний предмет, интерес к учению, смекалку, творческие способности, развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию (умение ориентироваться на листе бумаги);
3. Развивать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение;
4. Развивать эмоционально - выразительные движения.
5. Совершенствовать у детей психические процессы: внимание, воображение, мышление, память, слуховое и зрительное восприятие.
6. Сформировать у них стремление к повышению уровня интеллектуального развития.
7. Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах.
8. Учить находить выход из сложившейся ситуации.
Направление: развивающее; закрепляющее.
Форма организации: подгрупповая
Тип занятия: комплексное с элементами тренинга.
Время проведения: 30 минут;
Учебно-методическое обеспечение:
1. Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;
2. Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
3. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».
Оборудование: магнитофон; коврики по количеству детей; музыкальное произведение Шопена «Ноктюрн №2»: шляпы для гостей; плакат, разделенный на квадраты, в верхней части имена детей, слева – буквы; наушники; тоннель; волшебный цветок; клубок ниток; карандаши простые; листы бумаги в клетку; листы с табличкой на 5 клеток; картинки для задания «Определи лишний предмет»; Буквы на листах размером А4 (бал открыт); конверты с разрезной азбукой; музыка для бала – «Детская полька» П. И. Чайковского.
Методы, используемые в работе с детьми:
• Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
1. Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);
2. Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);
• Методы стимулирования и мотивации:
1. Эмоциональные;
2. Игровые;
• Методы контроля и самоконтроля:
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Участники: 10 детей подготовительной группы; воспитатель, гости, которые играют заколдованных жителей волшебной страны.
Ход НОД
Педагог с детьми находятся в зимнем саду. По громкой связи звучит объявление: «Внимание! Внимание! Дети подготовительной группы №14, в сказочной стране срочно требуется ваша помощь!»
Воспитатель: Ребята, я слышала про эту Волшебную страну. В ней злой становится добрым, добрый становится красивым, красивый становится умным. Там всегда весело, и жители этой планеты всегда улыбаются. Мы не знаем, что там случилось, и можем узнать только тогда, когда туда попадем. Как вы думаете, нужно помочь?
(В это время к детям подкатывается клубок цветных ниток)
Воспитатель: Для чего он здесь? (ответы детей)
Вы готовы отправиться на помощь?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель и дети идут по направлению, откуда протянута нитка и попадают в холл, где выключен свет, в середине холла находится Волшебный цветок, в середине которого разноцветными огнями мигает лампа.
Воспитатель: Ребята, мы уже близко. Давайте подойдем к цветку, протянем к нему руки и зарядимся от него волшебной энергией. А теперь не будем терять времени, и через волшебный туннель попадем в Волшебную страну. Я пойду первой, а вы за мной. Буду встречать вас там. (воспитатель и дети через туннель попадают в групповое помещение, где видят жителей Волшебной страны, которые в красивых нарядах неподвижно сидят на стульях и скамейках. Перед детьми стол, на котором лежат наушники).
Решение логической задачи: Здесь очень тихо. Ребята, как же мы узнаем, что случилось, какая нужна помощь. И чем нам могут помочь наушники? Нас много, а они одни. Как вы думаете? (Дети предлагают варианты: одеть их кому-нибудь). Но если я их надену, тогда не буду слышать вас, а если не надену, тогда не буду слышать голос в наушниках. Как быть? (в одно ухо вставить наушник).
Теперь все понятно. Злая Фея говорит, что сегодня жители этой страны хотели устроить бал, но она всех заколдовала, и помочь им могут самые умные дети, которые справятся со всеми заданиями. Если задание выполнено правильно, жители начинают понемногу оживать. Она знает, что вы собираетесь идти в школу, но уверена, что вы с заданиями не справитесь и жители так и останутся неподвижными. Но мы все сможем. Вперед. Присаживайтесь за столы.
Задание 1. Определение слогов в слоге.
Воспитатель диктует слова, а дети в табличку вписывают по порядку число, обозначающее количество слогов в словах (бал, страна, музыка, дети, волшебник)
1 2 3 2 3
После окончания работы воспитатель предлагает детям поменяться табличками и проверить друг друга.
Задание 2. Графический диктант
Торт. 2 кл вверх, 1кл вправо, 2 кл вверх, 1кл вправо, 1кл вверх, 3кл вправо, 1кл вниз, 1 кл вправо, 2кл вниз, 1 кл вправо, 2кл вниз, 7кл влево.
После окончания работы воспитатель предлагает детям поменяться табличками и проверить друг друга.
Задание 3. На столе плакат, разделенный на квадраты. В верней части в квадратах написаны имена детей. Слева в квадратах – буквы. Детям раздаются карточки с изображенными на них предметами. Нужно определить первый звук в слове, слева на плакате найти букву, обозначающую этот звук, в верхней части найти свое имя и на их пересечении положить картинку.
Упражнение на релаксацию: Звучит медленная красивая мелодия.
Воспитатель: Ребята, нам предлагают отдохнуть, лечь на ковер. Спать, спать, спать! (Дети ложатся, закрывают глаза).
Воспитатель: Дети, да что же это такое. Нас сейчас, как жителей Волшебной страны, сделают неподвижными, Нельзя этого допустить. Вставайте скорее в круг. Обнимите друг друга за плечи, вспомните считалочку из игры.
Не боимся злую Фею,
Все пройдем, преодолеем,
Не пугай ты нас всерьез,
Не боимся мы угроз.
После этого воспитатель предлагает прогнать сон, поднять руки вверх и произнести слова : «Уходи от нас сон».
Предложить детям убрать коврики в сторону, так как они больше не понадобятся.
Воспитатель: Рассердилась Фея. Но уже диктует следующее задание. Определите, пожалуйста, на этих картинках, какой предмет лишний, обведите его карандашом.
После выполнения задания дети меняются картинками и проверяют друг у друга, правильно ли они сделали задание.
Задание 4. «Выложи свое имя». Детям раздаются конверты с одинаковым количеством букв, предлагается выложить свое имя. Но одной буквы из имени нет. Детям нужно догадаться, какой буквы нет.
Задание 5. упражнение «Чужое слово» - сейчас я буду говорить слова, как только вы услышите чужое слово, хлопните в ладоши.
- пол, пол, пол, кол, пол;
- мак, мак, мак, лак, мак;
- лик, лик, лик, лик, лим.
Задание 6. Эти непонятные животные
Я смотрю – глазам не верю:
Есть ли птицы? Где же звери? Помогите мне скорей, отыщите мне зверей! Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания и жители очень рады.
Рефлексия: Скажите, пожалуйста, какие задания были самыми трудными, а какие вам показались легкими? Что больше всего запомнилось?
Осталось нам открыть бал. Посчитайте, у кого больше фишек. Этому ребенку предложить все буквы, которые держат в руках дети, выстроить по порядку, чтобы получились слова «Бал открыт». И если все сделано правильно, начинает звучать музыка. Дети приглашают гостей танцевать (1 мин). Затем воспитатель предлагает детям вернуться в детский сад, а жителей Волшебной страны оставить веселиться. Дети прощаются и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей подготовительной к школе группы....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с элементами методики Монтессори «Черепаха-путешественница» в подготовительной группе.
Конспект по обучению грамоте с элементами методики Монтессори. Рекомендовано для детей с ОНР и детей обраразвивающих садов....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии
Тема: Дифференциация звуков [Л]-[Ль]Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию зв...
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте с элементами театрализации в подготовительной к школе группе "Мы любим играть в "теремок"
Ввести детей в мир знакомой сказки, давая им возможность самостоятельно решать «проблемы» сказочных героев.Поддерживать желание помочь героям сказки, подружить их.В...
Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»
В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения детей в мир сказки. Используя сказочные игровые ситуац...