Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения детей в мир сказки.
Используя сказочные игровые ситуации для того, чтобы побудить детей выражать свои чувства и эмоции и уметь обмениваться ими, сопереживать героям, оказывать им помощь, решать возникающие проблемы.
Стремлюсь вызвать желание детей в ходе игровых действий демонстрировать свои умения.
В данном программном занятии по ознакомлению со звуком «Ц» в подготовительной к школе группе с (неделя лексической темы «Животные и их детеныши») использованы элементы театрализованной игры в совокупности с совместной образовательной деятельностью.
Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой деятельности, что способствует снятию эмоционального напряжения и способствует формированию коллектива и развитию социальных навыков детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук и буква «Ц» | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по обучению грамоте
с элементами театрализации «Поездка в цирк»
в подготовительной к школе логопедической группе
Тема: Звук и буква «Ц»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять словарь по теме «Животные и их детеныши»;
- формировать навыки словообразования.
коррекционно-развивающие:
- автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- совершенствовать навыки звукобуквенного анализа;
- отрабатывать навык деления слов на слоги и соотносить их количество с цифрой;
- закреплять умение правильно понимать и ставить ударение;
- совершенствовать навыки образования существительных в форме родительного
падежа мн.числа;
коррекционно-воспитательные:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания;
- вызвать положительный эмоциональный настрой от встречи с «артистами», желание сходить с родителями в цирк.
Предварительная работа:
- стихи предварительно разучены с детьми.
Оборудование:
- цветные ленты для оформления повозки; для выкладывания «клеток» для животных;
- Буква «Ц»;
- Магнитные буквы «Цирк» + магнитные цветные фишки для звуков;
- Лист А-3 с цветными изображениями предметов со звуком «Ц» (для игры «жадина») + мольберт;
- Игрушка «банан» + указка;
- Предметные картинки со звуком «Ц» (на каждого ребенка);
- Звуковые пеналы и знак «ударение» (на каждого ребенка);
- Набор цифр от 1 до 5 (для определения количества слогов в слове);
- Мяч;
- Картинки из д/игры «Мамы и детки»;
- Сердечки (зеленые, желтые, красные - на каждого ребенка);
- Фонограммы: цокот копыт лошади, музыка на вход Обезьянки и Тигренка;
- Шапочки –маски: Лошадки, Обезьянки, Тигенка;
- Обозначение «КАССА»;
- Театральная ширма-вход.
Ход занятия:
Дети в кругу.
«Приветствие» - дети передают «улыбку» другу справа.
Начинает логопед. Затем передают рукопожатие правой рукой.
(Звучит фонограмма цокот копыт лошади)
Входит Лошадка (ребенок с шапочкой-маской на голове).
Лошадка «плачет».
Логопед: Здравствуй, Лошадка! Ты почему плачешь?
Лошадка: Я работаю в цирке. Мы приехали в ваш город, здесь будет большое цирковое представление. Я вышла погулять и… потерялась. Вы можете показать мне дорогу в цирк?
Логопед: Ребята, слышите? К нам приехал цирк! Поможем лошадке найти дорогу в цирк? (Да).
Лошадка: Спасибо. А я могу вас везти! У меня с собой повозка. Вы только показывайте дорогу.
(дети усаживаются на стульчики, поставленными в виде «повозки»: логопед садится лицом к детям, за спиной педагога садится Лошадка. Стульчики оплетены цветными лентами)
Логопед: Ну, поехали! Чтобы ехать было веселее и быстрее, можно поиграть! И Лошадке будет легче тянуть нашу повозку.
(темпо-ритмическое упражнение)
Цып-цып-цып – зову цыпленка. (хлопки руками)
Цап-царапыч – наш котенок. (хлопки по коленям)
Цок-цок-цок - стучат копытца (хлопки руками)
Пони по дорожке мчится. (выдвигание вперед поочередно ног)
(В. Аношина)
Логопед: Ребята, какой звук вы слышали чаще всего? («Ц»)
- Интересно, как он произносится? (варианты ответов детей)
- Правильно, губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка упирается в нижние резцы; в первый момент спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, образуя смычку.
- Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный.
- Воздушная струя сильная, отрывистая, холодная; голос не работает.
- Звук [ц] – глухой (проверьте). Звук [ц] всегда твёрдый.
- Каким цветом обозначается звук «Ц»? (синим).
- Тпр-р-р-у-у!
Ребята, ну-ка, остановите лошадку! Произнесите «ТПР-Р-У-У», это значит, «Стой!»
(дети произносят несколько раз)
Логопед: А вот и ЦИРК! Приехали!
(дети встают со стульчиков и проходят к доске, где находится вывеска «ЦИРК».
Лошадка: Ребята, спасибо! А вы уверены, что это цирк?
(да, написано «цирк»)
Логопед: Ребята, чтобы Лошадка не сомневалась, выложите, пожалуйста, звуковую схему этого слова. (Ребята по очереди выкладывают из цветных магнитов схему слова «цирк»)
Логопед: Ребята, обратите внимание, как написана первая буква «Ц». На что она похожа?
(обсуждение детей).
Логопед: Буква «Ц» стоит бочком и цепляет всех крючком (Б.Заходер)
Лошадка: Это цирк! Умней зверей нигде вам не найти.
Там клоуны смешат детей, а вы хотели бы пойти? (хотим).
Логопед: А чтобы попасть в цирк, надо купить билеты. Подходите к «КАССЕ».
Возьмите билет (на столе разложены картинки со звуком «ц» )
Логопед: Чтобы сесть на свое место в цирке, вам надо определить место звука «ц» в названии вашей картинки.
Кто готов, подходите, пожалуйста, к входу в цирк.
(Дети подходят к логопеду, который стоит у «входа» в «цирк» - у театральной ширмы. Логопед проверяет правильность выполнения задания).
Логопед: Ребята, садитесь на свои места!
(дети садятся за столы, которые стоят в два ряда. На столах находятся:
- предметные картинки со звуком «Ц»;
- звуковые пеналы;
- набор цифр до «5» - для обозначения количества слогов в слове;
- знак «ударение»).
Появляется Обезьянка - ребенок, на которого логопед надевает шапочку-маску обезьянки. Звучит веселая музыка.
Обезьянка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алиска. Предлагаю вам поиграть со мной в мою любимую игру «Жадина».
(на мольберте лист А-3 с изображениями картинок со звуком «Ц». Обезьянка предлагает назвать картинки со словами: «Мой, моя, мое, мои». Обезьянка дает первому ребенку банан-игрушку, а сама показывает указкой картинку. После ответа ребенок передает банан следующему ребенку, который отвечает. Дети по очереди выполняют задание.
Обезьянка: Спасибо, что поиграли со мной!
Логопед: Ребята, а теперь давайте покажем Обезьянке наши игры: надо выложить звуковую схему слова, определить, сколько в слове слогов и поставить рядом нужную цифру. А потом определить ударение слова и поставить черную полоску над звуком. Обезьянка, ты готова играть с нами? (готова).
Начинаем игру: чей ряд быстрее справится с заданием.
(дети выполняют задание. Обезьянка тоже участвует в работе).
Логопед проводит индивидуальную работу.
Логопед: Молодцы, все справились с заданием! Кому-то было трудно, но друзья помогали!
Обезьянка: Мне очень понравилось с вами играть, но мне уже пора. Пока-пока!
(логопед снимает щапочку-маску с ребенка и надевает шапочку-маску на ребенка Тигренка.
Звучит веселая музыка. Выходит тигренок с мячом в руках).
Тигренок: Здравствуйте, ребята! Я маленький и не знаю, как меня зовут. И играть я тоже не умею. Мне очень скучно! И мамы нет!
Логопед: Ребята, как вы думаете: это кто? (Тигренок!)
Логопед: Тигренок! Маму твою мы обязательно отыщем, а пока, ребята, давайте поиграем с тигренком в нашу любимую игру. Выходите все на арену (на ковер).
Научим тигренка игре «Один-много-чего не стало».
Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово «птица» - ребенок возвращает мяч со словом «птицы - птиц» и далее: яйцо- яйца - яиц, кольцо – кольца - колец, овца – овцы - овец, пуговица – пуговицы - пуговиц, супница – супницы - супниц, курица – курицы - куриц, помощница - помощницы - помощниц, полотенце – полотенца - полотенец, ситец – ситцы - ситцев, заяц – зайцы - зайцев.
Логопед: Тигренок, тебе понравилась игра? (очень).
Тигренок: А вы поможете мне найти мою маму? Я не помню, где наша клетка.
(конечно, поможем!)
Дети проходят в другой конец групповой комнаты, где лентами выложены квадраты- «клетки», в которых лежат картинки из дидактического пособия «Мамы и детки»).
Тигренок: (показывая на каждую картинку, спрашивает:
Это моя мама?
Логопед: Ребята, давайте назовем маму и ее детеныша.
(Львица, а ее детеныш – львенок;
Медведица, а ее детеныш – медвежонок;
Верблюдица, а ее детеныш – верблюжонок;
Ослица, а ее детеныш – осленок;
Волчица, а ее детеныш – волчонок;
Лисица, а ее детеныш – лисенок.
Тигрица, а ее детеныш – тигренок.
Логопед: Это твоя мама!
Тигренок: Ура! Я нашел маму. Спасибо! На память подарю вам сердечки, приходите еще! Я побежал к маме!
(Тигренок отдает логопеду цветные сердечки: красные, зеленые и желтые.
Логопед: Ну вот, у Тигренка все хорошо, он теперь с мамой!
Логопед снимает шапочку-маску с ребенка.
Логопед: Ребята! А нам уже пора возвращаться в детский сад.
Ребенок 1:
У буквы «Ц» купив билет, мы побывали в цирке,
Медведь там вел мотоциклет. А цапли – пассажирки.
Ребенок 2:
Там был наездник цирковой
Скакал он на осле.
Ногами вверх, вниз головой
Стоял он на седле.
Ребенок 3:
А двое братьев-медвежат
Цепочку натянули
И обезьяна-акробат
Качалась там на стуле.
Рефлексия:
Понравилось вам наша поездка в цирк?
А теперь, поиграем с подарком Тигренка.
Ребята, которые считают, что поездка была интересной, возьмут зеленые сердечки и объяснят, что именно им было интересно.
Ребята, которым было сложно выполнять задания, возьмут желтые сердечки и объяснят, что именно было трудным.
Ребята, которые считают, что хорошо справились с заданиями, возьмут красные сердечки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе
конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: "Помошники для золушки"...
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...
Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...
Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы тема: Звук [с]. Буква «с»
Занятие по развитию фонематического слухадля детей подготовительной логопедической группытема: Звук [с]. Буква «с»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"
Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
Цель: познакомить и научить читать детей слоги, слова и предложения с буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по зву...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе тема: «Звук и буква К»
Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группетема: «Звук и буква К»...