Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лубяко Людмила Васильевна

В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения   детей в мир  сказки.

      Используя сказочные игровые ситуации для  того, чтобы побудить детей выражать  свои чувства и эмоции и уметь обмениваться ими, сопереживать героям, оказывать им помощь, решать возникающие проблемы.

      Стремлюсь вызвать желание детей  в ходе игровых действий  демонстрировать свои умения.

В данном программном занятии по ознакомлению со звуком «Ц» в подготовительной к школе группе с (неделя лексической темы «Животные и их детеныши») использованы  элементы театрализованной игры  в совокупности с совместной образовательной деятельностью.

Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой деятельности, что способствует снятию эмоционального напряжения и  способствует формированию коллектива и развитию социальных навыков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук и буква «Ц»29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по обучению грамоте

с элементами театрализации «Поездка в цирк»

в подготовительной к школе логопедической группе

Тема: Звук и буква «Ц»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять словарь по теме «Животные и их детеныши»;
  • формировать навыки словообразования.

коррекционно-развивающие:

  • автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  •  совершенствовать навыки звукобуквенного анализа;
  •  отрабатывать навык деления слов на слоги и соотносить их количество с цифрой;
  •  закреплять умение правильно понимать и ставить ударение;
  •  совершенствовать навыки образования существительных в форме родительного  

 падежа мн.числа;

коррекционно-воспитательные:

  • расширять представления детей об окружающем мире;
  • воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания;
  • вызвать положительный эмоциональный настрой от встречи с «артистами», желание сходить с родителями в цирк.

Предварительная работа:

  • стихи предварительно разучены с детьми.

Оборудование: 

  • цветные ленты для оформления повозки;  для выкладывания «клеток» для животных;
  • Буква «Ц»;
  • Магнитные буквы «Цирк» + магнитные цветные фишки для звуков;
  • Лист А-3 с цветными изображениями предметов со звуком «Ц» (для игры «жадина») + мольберт;
  • Игрушка «банан» + указка;
  • Предметные картинки со звуком «Ц» (на каждого ребенка);
  • Звуковые пеналы и знак «ударение» (на каждого ребенка);
  • Набор цифр от 1 до 5 (для определения количества слогов в слове);
  • Мяч;
  • Картинки из д/игры «Мамы и детки»;
  • Сердечки (зеленые, желтые, красные - на каждого ребенка);
  • Фонограммы: цокот копыт лошади, музыка на  вход Обезьянки и Тигренка;
  • Шапочки –маски: Лошадки, Обезьянки, Тигенка;
  • Обозначение «КАССА»;
  • Театральная ширма-вход.

Ход занятия:

Дети в кругу.

«Приветствие» - дети передают  «улыбку» другу справа.

Начинает логопед.  Затем передают рукопожатие правой рукой.

(Звучит фонограмма цокот копыт лошади)

Входит  Лошадка (ребенок с шапочкой-маской на голове).

Лошадка «плачет».

Логопед: Здравствуй, Лошадка! Ты почему плачешь?

Лошадка: Я работаю в цирке. Мы приехали в ваш город, здесь будет большое  цирковое представление. Я вышла погулять и… потерялась. Вы можете показать  мне дорогу в цирк?

Логопед: Ребята, слышите? К нам приехал цирк! Поможем лошадке найти дорогу в цирк? (Да).

Лошадка: Спасибо. А я могу вас везти! У меня с собой повозка. Вы только показывайте дорогу.

 (дети усаживаются на стульчики, поставленными в виде «повозки»: логопед садится лицом к детям, за спиной педагога садится Лошадка. Стульчики  оплетены цветными лентами)

Логопед: Ну, поехали! Чтобы ехать было веселее и быстрее, можно поиграть! И Лошадке будет легче тянуть нашу повозку.

(темпо-ритмическое упражнение)

Цып-цып-цып – зову цыпленка.        (хлопки руками)

Цап-царапыч – наш котенок.        (хлопки по коленям)

Цок-цок-цок - стучат копытца        (хлопки руками)

Пони по дорожке мчится.         (выдвигание вперед поочередно ног)

(В. Аношина)

Логопед: Ребята, какой звук вы слышали чаще всего? («Ц»)

  • Интересно, как он произносится? (варианты ответов детей)
  • Правильно, губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка упирается в нижние резцы; в первый момент спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, образуя смычку.
  • Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный. 
  • Воздушная струя сильная, отрывистая, холодная; голос не работает.
  • Звук [ц] – глухой (проверьте). Звук [ц] всегда твёрдый. 
  • Каким цветом обозначается звук «Ц»? (синим).
  • Тпр-р-р-у-у!

Ребята, ну-ка, остановите лошадку! Произнесите «ТПР-Р-У-У», это значит, «Стой!»

(дети произносят несколько раз)

Логопед: А вот и ЦИРК! Приехали!

 (дети встают со стульчиков и проходят к доске, где находится вывеска «ЦИРК».

Лошадка: Ребята, спасибо! А вы уверены, что это цирк?

(да, написано «цирк»)

Логопед: Ребята, чтобы Лошадка не сомневалась, выложите, пожалуйста, звуковую схему этого слова. (Ребята по очереди выкладывают из цветных магнитов схему слова «цирк»)

Логопед: Ребята, обратите внимание, как написана первая буква «Ц». На что она похожа?

(обсуждение детей).

Логопед: Буква «Ц» стоит бочком и цепляет всех крючком  (Б.Заходер)

Лошадка: Это цирк! Умней зверей нигде вам не найти.

Там клоуны смешат детей, а вы хотели бы пойти? (хотим).

Логопед: А чтобы попасть в цирк,  надо купить билеты. Подходите к «КАССЕ».

Возьмите   билет (на столе разложены картинки со звуком «ц» )

Логопед: Чтобы сесть на свое место в цирке, вам надо определить место звука «ц» в названии вашей картинки.

Кто готов,  подходите, пожалуйста,   к входу в цирк.

(Дети подходят к логопеду, который стоит у «входа» в «цирк» - у театральной  ширмы.  Логопед проверяет правильность выполнения задания).

Логопед: Ребята,  садитесь на свои места!

(дети садятся за столы, которые стоят в два ряда. На столах находятся:

  • предметные картинки со звуком «Ц»;
  • звуковые пеналы;
  • набор цифр до «5» -  для обозначения количества  слогов в слове;
  • знак «ударение»).

Появляется Обезьянка  - ребенок, на которого логопед надевает шапочку-маску обезьянки. Звучит веселая музыка.

Обезьянка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алиска. Предлагаю вам поиграть со мной в мою любимую игру «Жадина».

(на мольберте лист А-3 с изображениями картинок со звуком «Ц». Обезьянка предлагает  назвать картинки со словами: «Мой, моя, мое, мои». Обезьянка дает первому ребенку банан-игрушку, а сама показывает указкой картинку. После ответа ребенок передает банан следующему ребенку, который отвечает. Дети по очереди выполняют задание.

Обезьянка: Спасибо, что поиграли со мной!  

Логопед: Ребята, а теперь давайте покажем Обезьянке наши игры: надо выложить звуковую схему слова, определить,  сколько в слове слогов и поставить рядом нужную цифру. А потом определить ударение слова и поставить черную полоску над звуком. Обезьянка, ты готова играть с нами? (готова).

Начинаем игру: чей ряд быстрее справится с заданием.

(дети выполняют задание. Обезьянка тоже участвует в работе).

Логопед проводит индивидуальную работу.

Логопед: Молодцы, все справились с заданием! Кому-то было трудно, но друзья помогали!

Обезьянка: Мне очень понравилось с вами играть, но мне уже пора. Пока-пока!

(логопед снимает щапочку-маску с ребенка и  надевает шапочку-маску на ребенка Тигренка.

Звучит веселая музыка. Выходит тигренок с мячом в руках).

Тигренок: Здравствуйте, ребята! Я маленький и не знаю, как меня зовут. И играть я тоже не умею. Мне очень скучно! И мамы нет!

Логопед: Ребята, как вы думаете: это кто? (Тигренок!)

Логопед: Тигренок! Маму твою мы обязательно отыщем, а пока,  ребята, давайте поиграем с тигренком в нашу любимую игру. Выходите  все на арену  (на ковер).

Научим тигренка  игре  «Один-много-чего не стало».

Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово «птица» - ребенок возвращает мяч со словом «птицы - птиц» и далее:  яйцо- яйца - яиц, кольцо – кольца - колец, овца – овцы - овец, пуговица – пуговицы - пуговиц, супница – супницы - супниц, курица – курицы - куриц, помощница -  помощницы - помощниц, полотенце – полотенца - полотенец, ситец – ситцы - ситцев, заяц – зайцы - зайцев.

Логопед: Тигренок, тебе понравилась игра? (очень).

Тигренок: А вы поможете мне найти мою маму?  Я не помню, где наша клетка.

(конечно, поможем!)

Дети проходят в другой конец групповой комнаты, где лентами выложены квадраты- «клетки», в которых лежат картинки из дидактического пособия «Мамы и детки»).

Тигренок: (показывая  на каждую картинку, спрашивает:

 Это моя мама?

Логопед: Ребята, давайте назовем маму и ее детеныша.

(Львица, а ее  детеныш – львенок;

Медведица, а  ее детеныш – медвежонок;

Верблюдица, а ее детеныш – верблюжонок;

Ослица, а ее детеныш – осленок;

Волчица,  а ее детеныш – волчонок;

Лисица, а ее детеныш – лисенок.

Тигрица, а ее детеныш – тигренок.

Логопед: Это твоя мама!

Тигренок: Ура! Я нашел маму. Спасибо! На память подарю вам сердечки, приходите еще! Я побежал к маме!

(Тигренок отдает логопеду  цветные сердечки: красные, зеленые и желтые.

Логопед: Ну вот, у Тигренка все хорошо, он теперь с мамой! 

Логопед снимает шапочку-маску с ребенка.

Логопед: Ребята! А нам уже пора возвращаться в детский сад.

Ребенок 1:

У буквы «Ц» купив билет, мы побывали в цирке,

Медведь там вел  мотоциклет. А цапли – пассажирки.

Ребенок 2:

Там был  наездник цирковой

Скакал он на осле.

Ногами вверх, вниз головой

Стоял он на седле.

Ребенок 3:

А двое братьев-медвежат

Цепочку натянули

И обезьяна-акробат

Качалась там на стуле.

Рефлексия:

Понравилось вам наша поездка в цирк?

А теперь, поиграем с подарком Тигренка.

Ребята, которые считают, что поездка была интересной,  возьмут зеленые сердечки и объяснят, что именно им было интересно.

Ребята, которым было  сложно выполнять задания, возьмут желтые сердечки и объяснят, что именно было трудным.

Ребята, которые считают, что хорошо справились с заданиями, возьмут красные сердечки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе

конспект  интегрированного занятия  по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: "Помошники для золушки"...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы тема: Звук [с]. Буква «с»

Занятие по развитию фонематического слухадля детей подготовительной логопедической группытема: Звук [с]. Буква «с»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Цель: познакомить и научить читать детей слоги, слова и предложения с буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по зву...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе тема: «Звук и буква К»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группетема:  «Звук и буква К»...