Конспект познавательного занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Игнатова Ирина Владимировна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Обучение грамоте».

Автор: Игнатова Ирина Владимировна (использовала за основу программный материал Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости», старшая группа, апрель).

Организация: структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова «Детский сад №259»

Населенный пункт: Алтайский край, город Барнаул

Образовательная область: речевое развитие.

Вид занятия: занятие по обобщению и систематизации.

Форма занятия: групповая.

Цель: развитие фонематического слуха у детей через звуковой анализ слов: волк, лиса.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятие слов: звук, слог, слово, предложение;

- упражнять детей в проведении звукового анализа слова, классифицировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- упражнять в умении делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и место ударения в слове;

- продолжать учить детей работать с кассой букв;

- продолжать учить детей составлять короткие вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения и составлять схему к ним;

-  упражнять в умении детей заменять фишку на соответствующую букву;

- упражнять в умении подбирать слова антонимы.

Развивающие:

- развивать у детей фонематический слух;

-  развивать наблюдательность, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга;

- воспитывать умение аккуратно работать с пособиями.

Планируемый результат: дети развивали фонематический слух через звуковой анализ слов: волк, лиса.

Методы, приемы: наглядные, демонстрационные, словесные, практические, игровой.

Материалы и оборудование: герой Незнайка, доска, предметные картинки для звукового анализа слов, касса букв, фишки, маркер, мяч, колокольчик.      

Активизация словаря: гласный звук, согласный звук, восклицательное, вопросительное.

Ход образовательной деятельности

1. Мотивация занятия.
По окончании утренней зарядки, воспитатель обращает внимание детей на Незнайку. Незнайка грустный сидит с картинками.

Воспитатель: Незнайка, что ты такой грустный?

Незнайка: вы скоро пойдете в подготовительную группу, а потом в школу. Я тоже хочу с вами.

Воспитатель: ребята, как вы считаете, можно Незнайке с нами в школу через год пойти?

Дети: да, но нужно много учиться…….

Незнайка: учиться…я думаю, у меня не получится…

Дети: Незнайка, не волнуйся, сегодня мы будем играть в умные игры со звуками и   словами, и ты научишься.

 Дети: Незнайка, ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка: знаю! Звуки бывают, когда играешь на трубе.

Дети: звуки бывают разные. Музыкальные звуки и звуки природы и звуки музыки, и звуки предметов, а еще бывают звуки речи. О них мы тебе расскажем после завтрака.

2. Основная часть.

Дети стоят на ковре.

Воспитатель: ребята, кто нас ждет? О чем нужно рассказать Незнайке?

Дети: все то, что мы уже знаем о звуках речи.

Воспитатель: говорить мы сегодня будем много, поэтому для начала предлагаю вам перед разговором выполнить разминку язычку. Произнесем скороговорку «Вы слыхали про покупки»

Что можно составить из звуков? Из слогов? Из слов? Из предложений?

Воспитатель: ребята, какие звуки речи бывают в русском языке?

Дети: гласные и согласные

Воспитатель: гласные – это какие звуки?

Дети: это звуки, которые можно петь, при произношении их во рту не встречается никаких преград. Их шесть звуков.

Воспитатель: Каким цветом обозначаем гласные звуки?

Cогласные звуки – это какие звуки?

Дети: при произношении согласных звуков во рту встречаются преграды. (Язык, зубы, губы, неба).

Воспитатель: ребята, я на какие группы делятся согласные звуки?

Дети: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Воспитатель: что значит звонкие и глухие? Каким цветом обозначаем твердые согласные, мягкие согласные.

Какие звуки бывают только твердые, только мягкие?

Ребята, вы хотите уже в школу?

Почему?

Зачем?

А хотите представить себя настоящими школьниками на уроке в школе?

Давайте поиграем.

Закройте глаза и представьте, что вы в школе. (звучит звонок)

Дети садятся за столы.

Загадывание загадки:

Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щелк да щелк, очень страшный серый… (волк)

Волк.

Звуковой анализ слова «ВОЛК»

- Сколько слогов в этом слове? (Прохлопывают, прикладывают руку к подбородку, или шагают)

- Сколько звуков в этом слове?

- Назовите первый звук. «В»

- Расскажите все о нем. (согласный, звонкий, твердый обозначаем синим цветом)

- Назовите второй звук. «О»

- Расскажите все о нем. (гласный, обозначаем красным цветом)

- Назовите третий звук. «Л»

- Расскажите все о нем. (Согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом)

- Назовите четвертый звук. «К»

- Расскажите все о нем. (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом)

- Сколько в этом слове гласных звуков, согласных твердых, согласных мягких?

Воспитатель: на котором месте стоит звук «о» в этом слове?

- Уберите на схеме звук «о»

Предлагаю вам заменить фишку звука «о» на букву «о» (строчная-маленькая)

Звучит звонок на перемену

Воспитатель: предлагаю немного отдохнуть, но с пользой, поиграем в игру с мячом

(антонимы)

Далеко-близко

Твердый-мягкий

Звонкий-глухой

Длинный-короткий

Большой-маленький

Горячий-холодный

Зима-лето

Гладкий-шероховатый

Острый-тупой

Белый-черный

Темно-светло

Чистый-грязный

Добрый-злой

Старая-новая

Высоко-низко

Веселый-грустный

Широкий-узкий

Тяжелая-легкая

День-ночь

Мало-много

Плохой-хороший

Низ-верх

Мокрый-сухой

Внутри-снаружи

Громко-тихо

Быстро-медленно

Звучит звонок на урок

Разбираем второе слово.

Загадка:

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая

В сарай попала, кур пересчитала…(лиса)

ЛИСА.

(Аналогичный разбор)

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных?

- Сколько твердых согласных, мягких.

- На какой звук падает ударение?

Воспитатель: на котором месте стоит звук «а» в этом слове?

- Уберите на схеме звук «а»

Предлагаю вам заменить фишку звука «а» на букву «а» (строчная-маленькая)

- А когда используют большие- прописные буквы?

(Когда пишут имена, названия городов, названия рек, клички животных)

Уберите аккуратно все фишки в кармашки.

Воспитатель: предлагаю отдохнуть и поиграть в игру.

«Поймай звук» (Возле столов)

Поймайте звук - «К», «Дь»

Воспитатель: а теперь придумайте короткие предложения - восклицательное, вопросительное, повествовательное. (Дети придумывают и рисуют схему на доске)

(Звучит звонок – конец урока)

3. Заключительная часть

Воспитатель: Незнайка, ты понял теперь, какие бывают звуки?

Чем отличаются звуки от букв?

Незнайка: теперь я многое понял. Но мне нужно еще немного поучиться в подготовительной группе с вами, прежде чем пойти в школу.

Спасибо вам, ребята.

Воспитатель: ребята, вам понравилось сегодня играть в школу?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое задание вызвало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Целью итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе  «Путешествие в королевство Грамоты» является  выявление уровня знаний детей, готовность к шк...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Путешествие в царство Грамоты"

Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Путешествие в царство Грамоты"...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте по теме: «Грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамотев подготовительной группе по теме: «Грамотеи»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...