Конспект занятия по теме: «Знакомство с буквой Х, х»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Адищева Марина Олеговна

Конспект занятия: «Знакомство с буквой Х, х» в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия39.57 КБ
Файл Раздаточный материал22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №2 «Солнышко» г. Охи

Разработка учебного занятия по ДООП «Дошколёнок»

по теме: «Знакомство с буквой Х, х»

для подготовительных групп

Длительность занятия: 30 мин

Ресурсы: лесенка из букв, Хрюша, зеркало, картинка буквы Х, синие и зеленые карандаши, букварь, карточки с заданиями

Подготовила: педагог

дополнительного образования:

Адищева Марина Олеговна

Оха

2023

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Здравствуйте, ребята!

Предлагаю поздороваться таким образом:

Здравствуйте, ладошки! 

Хлоп-хлоп-хлоп! 

Здравствуйте, ножки!

Топ-топ-топ! 

Здравствуйте, щечки! 

Плюх-плюх-плюх! 

Пухленькие щечки! 

Плюх-плюх-плюх! 

Здравствуйте, губки! 

Чмок-чмок-чмок! 

Здравствуйте, зубки! 

Щелк-щелк-щелк! 

Здравствуй, здравствуй, язычок! 

Чок-чок-чок! 

Здравствуйте, Марина Олеговна!

Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.

3 хлопка в ладоши

«Пружинка»

Топают ногами

Гладят ладонями щеки

3 раза слегка похлопывают по щекам

Круговые движения кулачками по щекам

3 раза слегка ударяют кулачками по щекам

Качают головой вправо-влево

3 раза чмокают губами

Качают головой вправо-влево

3 раза щелкают зубами

3 раза наклоняют голову вперед

3 раза щелкают языком.

2 мин

II. Актуализация знаний

На доске нарисована лесенка, на каждой ступеньке стоит уже знакомая буква (А, У, О, М, С)

На самой верхней ступени картинка сюрприз.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой, которая спряталась от нас на самой высокой ступеньке. Но для того, чтобы до неё добраться, нам нужно преодолеть 5 ступенек, вспомнить все буквы, которые мы с Вами изучили.

Какая буква стоит на первой ступеньке? Какой звук издает эта буква? Какой это звук? Почему?

Какая буква стоит на второй ступеньке? Какой звук издает эта буква? Какой это звук? Почему?

Какая буква стоит на третьей ступеньке? Какой звук издает эта буква? Какой это звук? Почему?

Какая буква стоит на четвертой ступеньке? Какой звук издает эта буква? Какой это звук? Почему?

Какая буква стоит на пятой ступеньке? Какой звук издает эта буква? Какой это звук? Почему?

Верно!

*Рассматривают лесенку

На первой ступеньке буква А. Она издает звук [а], этот звук гласный, так как при произношении во рту нет преград.

На второй ступеньке буква У. Она издает звук [у], этот звук гласный, так как при произношении во рту нет преград.

На третьей ступеньке буква О. Она издает звук [о], этот звук гласный, так как при произношении во рту нет преград.

На четвертой ступеньке буква М. Она издает звуки [м][м’], эти звуки согласные, так как при произношении во рту есть преграда -губы.

На пятой ступеньке буква С. Она издает звуки [с][с’], эти звуки согласные, так как при произношении во рту есть преграда – зубы.

4 мин

III. Постановка учебной задачи

Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто же планирует прийти к нам на занятие:

                        

Нос пяточком, а хвост крючком.

Хрюша принёс слова без последнего звука, я произнесу слова, а вы его добавьте:

ПЕТУ – Х;  ПАСТУ – Х;  ОТДЫ – Х;  СМЕ – Х; 

ЛОПУ – Х;  МО – Х; ЗАПА – Х; ГОРО – Х; ПУ – Х; СТРА – Х;

ШОРО – Х;             

Кто догадался, с каким звуком мы познакомимся на сегодняшнем занятии?

Верно, мы сегодня познакомимся со звуком «Х», «Хь», и с буквой, которая обозначает эти звуки.

Поросенок – Хрюша.

Учащиеся добавляют звук [Х]  и называют слово полностью.


Познакомимся со звуком [Х].

3 мин

V. Открытие нового знания

Возьмите зеркала и произнесите звук [Х].

Когда мы произносим звук [Х], что делают наши губы, зубы, язык?

Когда мы произносим  звук [Х] воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда - язык , выдыхается тёплая струя воздуха.

Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит, звук [Х] какой? Каким цветом его обозначаем?

Звук произносится без голоса. Значит, какой звук? 

Звук произносится твёрдо. Значит звук какой?

Таким образом, звук [Х] - согласный, твёрдый, глухой.

Посмотрите на нашу ленту звуков, у звука [Х] есть мягкая пара?  

Какой вывод мы можем сделать?

Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки [Х] и [Х’] мы будем обозначать буквой Х.

(На доске демонстрационная буква Х).

Посмотрите на нее. На что она похожа?

Из каких элементов состоит буква Х?

Давайте вместе напишем букву Х в воздухе.

Предлагаю вам поиграть, для этого выходим на центр:

Игра: «Лови звук»

Если вы услышите звуки [Х] и [Х’], то вы хлопаете, если нет, то топаете. Готовы?

Выделение звука «Х» в звуковом ряду:   «К», «Т», «Х», «П», «Х», «К», «Х»;

Выделение звука «Х» из ряда слогов: КА, ТО, ХУ, ПО, ХА, КУ, ОК, УХ, АТ, ОХ.

*Работа в букваре стр. 18

Физкультминутка: «Как живёшь?»

 

Как живёшь?     

Вот так!

Как плывёшь?    

Вот так!

Как бежишь?     

Вот так!

Вдаль глядишь?

Вот так!

Ждешь обед?      

Вот так!

Машешь вслед? 

Вот так!

А как спишь?     

Вот так!

А шалишь?

Вот так!

Учащиеся произносят звук.

Язык лежит внизу, и отодвинут в глубь рта «холмиком», губы и зубы открыты.

Согласный. Обозначаем синим цветом.

Глухой.

Твердый.

Да, звук [Х’]

Звук [Х] может быть и мягким, и твердым.


Высказывания учащихся.

Из двух элементов.

Прописывают букву Х в воздухе.

Игра: «Лови звук»

Да

*Хлопают/топают

*Работа в букваре стр. 18

Физкультминутка: «Как живёшь?»

 

Большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак.

Вот так!

Изобразить плывущего.

Вот так!

Изобразить бегущего человека.

Вот так!

Руки к глазам – вглядываясь вдаль.

Вот так!

Погладить животик.

Вот так!

Помахать рукой.

Вот так!

Изобразить спящего.

Вот так!

Надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним.

Вот так!

7 мин

VI. Первичное закрепление

Предлагаю поиграть в игру «Замени звук»:

Я буду называть слово, а вы замените первый звук в этом слове на звук [Х] и проговорите слово целиком:

салат     

голод

сор

год

качу

робот

клоп

гудеть

свалить

Глеб

*Игра «Замени звук»

Халат

Холод

Хор

Ход

Хочу

Хобот

Хлоп
Худеть

Хвалить

Хлеб

3 мин

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Для вас я приготовила карточки с заданиями.

В первом задании вам необходимо закрасить буквы Х таким образом: Заглавную букву Х – синим цветом, строчную – зеленым.

Во втором задании вам необходимо заштриховать букву Х, как показано на карточке:

В третьем задании вам необходимо найти и закрасить букву Х:

Молодцы, вы выполнили всё верно.

*Работа на карточках

Выполняют первое задание:

Выполняют второе задание:

Выполняют третье задание:

5 мин

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

*Чтение (парами, по одному, хором, громко, шепотом)

ХА – ХО – ХУ                           ХУ – ХА – ХО

ХО – ХУ – ХА                           ХО – ХУ – ХА

АХ – ИХ – УХ                           ИХ – ОХ – АХ

УХ – АХ – ИХ                           АХ – ОХ – УХ

*Чтение (парами, по одному, хором, громко, шепотом)

ХА – ХО – ХУ                           ХУ – ХА – ХО

ХО – ХУ – ХА                           ХО – ХУ – ХА

АХ – ИХ – УХ                           ИХ – ОХ – АХ

УХ – АХ – ИХ                           АХ – ОХ – УХ

4 мин

IX. Рефлексия деятельности

Ребята, вы сегодня хорошо поработали.

И благодаря Хрюше мы нашли нашу новую букву.

Какую букву запишем на самой верхней ступеньке?

А какие звуки издает эта буква?

Какие это звуки?

Верно, молодцы.

Всего хорошего, до свидания!


Букву Х.

Эта буква издает звуки [Х],[Х’].

Это согласные звуки.

До свидания, Марина Олеговна!

2 мин



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия на тему: «Знакомство с буквой «Ш» и звуком [ш]» в подготовительной группе.

Знакомство с буквой "Ш" и звуком "Ш". Закрепление правильного произношения звука....

Конспект занятия по грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по грамоте для подготовительной группы...

Конспект занятия обучение грамоте «Знакомство с буквой "К" и "Кь"( подготовительная группа).

Цель: познакомить детей с буквой "К."и "КЬ"Задачи:-совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв.— познакомить с буквой К.— упражнять ...

Конспект занятия по теме: Знакомство с буквой Р Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись.

 Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова...

Конспект занятия по грамоте "Знакомство с буквой Я" возраст 6-7лет

На данном занятии дети в увлекательной форме знакомятся с буквой "Я", учаться  выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова, определяют  мягкость и твердость эт...

Конспект занятия по теме: «Знакомство с буквой Р, р»

Конспект занятия: «Знакомство с буквой Р, р» в ДОУ...

Конспект занятия по теме: «Знакомство с буквой Ш,ш»

Конспект занятия: «Знакомство с буквой Ш,ш» в ДОУ...