Занятие на автоматизацию [Ш]. Тема: «Царевна - лягушка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Занятие на автоматизацию [Ш]. Тема: «Царевна - лягушка»
Цель: закрепление правильного произношения [Ш].
Задачи: преодоление речевого негативизма; автоматизация у детей [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях; уточнение артикуляционного уклада звука; развитие общей и артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха.
Оборудование: презентация «Царевна - лягушка»; картинный материал к артикуляционной гимнастике; зеркало; конверты с заданиями Кощея; предметы: шампунь, кошелек, шоколадка, шапка, машина; 5 листов бумаги А4.
Речевой материал: горошина, груша, парашют, шапка, петушок, воробышек, лошадь, мышонок, больше, меньше; Это Дашин кошелек. Это Мишина машинка. Это Алешина шоколадка. Это Наташина шапка. Это Пашин шампунь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_1.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на автоматизацию [Ш]. Тема: «Царевна - лягушка»
Цель: закрепление правильного произношения [Ш].
Задачи: преодоление речевого негативизма; автоматизация у детей [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях; уточнение артикуляционного уклада звука; развитие общей и артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха.
Оборудование: презентация «Царевна - лягушка»; картинный материал к артикуляционной гимнастике; зеркало; конверты с заданиями Кощея; предметы: шампунь, кошелек, шоколадка, шапка, машина; 5 листов бумаги А4.
Речевой материал: горошина, груша, парашют, шапка, петушок, воробышек, лошадь, мышонок, больше, меньше; Это Дашин кошелек. Это Мишина машинка. Это Алешина шоколадка. Это Наташина шапка. Это Пашин шампунь.
Ход занятия
Организационный момент
(Дети заходят в кабинет и садятся на стульчики возле компьютера. На экране 1 слайд. Логопед садится рядом с компьютером).
Логопед: Дети вы любите сказки?
Дети :"Да!"
Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в сказку «Царевна - лягушка». Смотрим.
(Включается 2 слайд).
Логопед: Поможем Ивану Царевичу?
Дети :"Да!"
Логопед: Злой Кощей очень любит занятия логопеда и поэтому обижается, что его не приглашают в качестве героя. Вот он и украл Василису Прекрасную.
(Включается 3 слайд).
Логопед: Кощей заколдовал лошадь Ивана Царевича. Давайте поможем снять волшебные чары. Ребята посмотрите, где же находится 1 испытание?
(Конверт №1 лежит у зеркала. Дети его находят).
Логопед: Молодцы! Нам нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы расколдовать лошадь.
(Логопед и дети садятся возле зеркала. Логопед показывает картинку с упражнением и выполняет его вместе с детьми).
- Артикуляционная гимнастика
1) Накажем непослушный язычок - положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
2) Лопаточка - рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
3) Чашечка - открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
4) Грибок - улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
5) Гармошка - рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
6) Конфета - губы сомкнуть. Напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
7) Вкусное варенье - рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!
8) Качели - открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
9) Почистим зубки - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!
10) Погреем ладошки - рот открыть. Губы вытянуть вперед. Произносить на выдохе звук Х (х-х-х), как бы согревая ладошки.
11) Бублик - рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна!
12) Лошадка - присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
Логопед: Ура! У нас получилось!
(Включается лошадь на 3 слайде. Включается 4 слайд до слов Кощея - 2 испытание)
Логопед: Кто видит где 2 конверт Кощея?
(Конверт №2 лежит на полу. Дети его находят. 5 листов выкладываются на полу друг за другом).
Логопед: Сейчас мы с вами попадем в пещеру. Какие звуки бывают в пещере?
Дети:"Эхо!"
Логопед: Чтобы нам не заблудится, каждый из вас будет повторять мою песенку. До кого я дотронусь, тот и будет петь.
- Упражнение «Песенки»
ША-ША-ШО
ШО-ШИ-ШО
ШИ-ШУ-ШУ
АШ-ОШ-АШ
АШ-ИШ-ИШ
(За каждую песенку дети с логопедом делают шаг на листы бумаги, которые расположены на полу (Включается 4 слайд).
Логопед: Посмотрите, мы получили кусочек от стрелы! Идем дальше?
Дети :"Да!"
(Включается 5 слайд до слов Кощея - 3 испытание)
(Логопед достает 3 конверт. Задание на экране презентации)
- Игра «Что больше?»
Логопед: Ребята посмотрите на экран. Вспомните и скажите, что из этих предметов больше?
(Горошина - груша, парашют - шапка, петушок - воробышек, лошадь - мышонок).
Логопед: Отвечайте полным ответом.
Дети выполняют задание.
(Включается 10 слайд)
Логопед: Молодцы! У нас уже почти целая стрела, осталась еще одна часть!
(Включается 11 слайд до слов Кощея - 4 испытание и превращения его в дракона)
- Игра «Чьё это?»
Логопед: Наш Кощей похитил не только Василису Прекрасную, но и вещи детей, которые не справились с его сложными заданиями. Давайте вернем эти вещи хозяевам.
(Из коробки достаются вещи - шампунь, кошелек, шоколадка, шапка, машина)
Слова логопеда | Слова детей |
У Даши был кошелек. У Миши была машинка. У Алеши была шоколадка. У Наташи была шапка. У Паши был шампунь. | Это Дашин кошелек. Это Мишина машинка. Это Алешина шоколадка. Это Наташина шапка. Это Пашин шампунь. |
Логопед: Ах, смотрите!
(Логопед нажимает на слайд. Вылетает 3 часть стрелы - как подтверждение прохождения всех испытаний. Этой стрелой Иван Царевич убивает дракона. Включаются 12 и 13 слайд.)
Логопед: Молодцы! Мы справились с испытанием Кощея Бессмертного! И благодаря вам освободили Василису Прекрасную и вернули вещи владельцам!
Ритуал прощания. Оценка работы детей
Логопед: Мы с вами большие молодцы! Кто может ответить, в какую сказку мы с вами сегодня попали? Кого мы с вами спасали? Какие испытания проходили? Что вам больше всего понравилось? Надеюсь, что всем было весело и интересно и мы с вами встретимся в следующий раз! До свидания ребята!
Литература:
- Азова Е.А., Чернова О.О. «Учим звуки Ш, Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5 - 7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 32 с.
- Жихарева - Норкина Ю.Б. «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: вып. 7. Звуки Ш, Ж» / Ю.Б. Жихарева - Норкина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 136 с.
- Комарова Л. А. «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях» Альбом дошкольника / Л. Л. Комарова.- М.: Издательство ГНОМ, 2016. - 32с.
- Саморокова О.П., Кругликова Т.Н. «Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ называем и различаем» Альбом упражнений для детей 5-7 лет с ОНР. Москва: издательство" Гном",2013. - 40с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с детьми старшего возраста "Царевна - лягушка"
открытое занятие с детьми старшего возраста...
Конспект интегрированного занятия в младшей группе. Сказка «Царевна-Лягушка»
Данное методическое пособие предназначено для детей 1.5-3 лет. Упражнения помогут развивать слуховую память малышей, улучшить фонематическое восприятие,скоордениовать мышцы речевого аппарата, расширит...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Царевна - лягушка»
Конспект занятия по познавательному развитию...
Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Царевна-лягушка»
настоящая публикация представляет собой конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе детского сада на тему: ...
Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе на тему "Царевна - лягушка"
Образовательная область: аппликация.Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, развитие речи.Цель: Закрепление технических навыков и приемов техники оригами.Развитие творческих способ...
Конспект занятия по лепке на тему «Царевна-лягушка» в подготовительной группе №8
Тема: «Царевна-лягушка»Цель: Продолжать знакомить детей различными видами рельефной пластики – горельеф.Задачи:Обучающие:Учить детей создавть горельеф в спичечнойм коробк...
Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Царевна-лягушка»
Тема: «Царевна-лягушка». Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по пр...