Конспект занятия в старшей группе. Тема занятия «Слово»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Формировать представление о слове
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_tema_zanyatiya_slovo.docx | 560.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Слово»
Цели занятия:
1. Формировать представление о слове.
2. Познакомить с понятием «живые» и «неживые» предметы.
3. Упражнять детей в назывании одного и того же действия, признака разными словами (мишутка - мишенька, красный - алый и т. п.)
4. Развивать мышление.
Оборудование занятия: предметы: мишка, книга, яблоко; предметные картинки: красный флаг, конфета, арбуз, пятак, крючок, щётка, свинья, собака, дверь, замок, мяч, полоска бумаги размером 8,5 х 4.
План занятия:
I. Организационный момент. Предложить детям выполнить следующие инструкции:
«Тимур, сядь», «Лиза и Амир, сядьте!», «Сначала сядь Адия, а потом Илья» и т. п.
II. Постановка цели занятия: узнаем, что такое «слово».
III. Практическое усвоение понятия «слово»:
1. Педагог уточняет у детей, как они узнали, кому нужно сесть; что называли (имена). Знакомит с понятием: всё окружающее нас имеет свои имена – имена. Предлагает назвать предметы – мишка, книга, яблоко. Объясняет: называя предметы, мы произносим слова. Предлагает один и тот же предмет назвать разными словами, например: мишка, мишутка, мишенька, игрушка, он и т. п.
Формирует понятие: предметы могут быть живыми и неживыми. Дети определяют, какие, живые или неживые предметы, находятся на столе. Объясняет: спрашивая про неживые предметы, мы говорим «Что это?». Если бы мишка был настоящим, а не игрушечным, нужно было бы сказать «Кто это?» Предлагает детям назвать любые живые предметы.
2. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «Что делает мишка?» (книга. яблоко) «Что можно с ним делать?» (играть, кормить, укладывать спать, носить, качать и т. д.)
Формирует понятие: слова называют не только предметы, но и действия. Предлагает детям назвать любые действия, которые они совершают или могут совершить
3. Дети отвечают на вопросы: «Какой мишка?» (книга, яблоко). Например: коричневый, плюшевый, мягкий, красивый, весёлый и т. п. «Какие вы?»
Педагог сообщает: «Называя признаки предметов, вы тоже говорили слова».
4. Предлагает детям отгадать загадки: Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный бархатный.
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок.
Посредине - спинка.
На спинке – щетинка.
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
При необходимости уточняет значение слов: алый, сахарный, кафтан, бархатный, пятачок, крючок, щетинка.
При затруднении отгадывания загадок, предлагает ряд картинок, среди которых есть отгадка. Например, к третьей загадке картинки собака, дверь, замок. Дети определяют, на какой картинке отгадка, и почему не подходят оставшиеся (не собака, потому что собака лает и кусает; не дверь, потому что пускает в дом).
Дети вспоминают, какие слова помогли им отгадать каждую загадку.
5. Педагог знакомит детей с условным обозначением слова – полоской нейтрального (белого или серого цвета).
IV. Читает стихотворение – А. Барто
V. Физминутка (проводится по усмотрению педагога на любом этапе занятия, в зависимости от этапа занятия определяется сложность задания). Игра с мячом – дети ловят мяч и подбирают слова, отвечая на вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Это какое?», «Что делает?», возвращают мяч педагогу.
VI. Итог занятия.
VII. Работа с индивидуальными листами из «Букваря» (на занятии. Во время свободной деятельности, дома).
А. Барто Игра в слова
Скажи погромче Слово «Гром» —
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: «Шесть мышат» —
И сразу мыши Зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку»
Тебе послышится: «Ку-ку».
А скажешь слово «Листопад» —
И листья падают, летят…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»
Конспект занятия в старшей группетема: «Путешествие в страну дорожных знаков»...
Конспект занятия в старшей группе тема:" Путешествие в космосе"
Занятие по математике в старшей группе....
Конспект занятия в старшей группе Тема: “Сравнение групп предметов”
Конспект занятия по ФЭМП в саршей группе по системе Л.Г.Петерсон...
Занятие по художественно – эстетическому развитию.Лепка.Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Фрукты и овощи".
Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.Задачи:1)Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности...
Конспект занятия в старшей группе Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.
Задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания детей о видах птиц, упра...
Конспект музыкального занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в мир музыкальной фантазии»
Данный конспект посвящен развитию музыкальных способностей и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через погружение в мир музыкальной фантазии. Занятие построено в форме путешест...