Буква и звук И
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №10»
Конспект
образовательной деятельности в подготовительной группе
«Гласный звук И, буква И,и »
Подготовила: воспитатель
Шестерина О.В.
г.о Саранск
Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуниктивное развитие, физическое развитие.
Цель: Закрепление звука [И], знакомство с буквой «И».
Задачи:
Образовательные:
- закрепить навыки четкого различения и произношения звука И в слогах, словах, предложениях.
- научить печатать букву И.
- учить зрительно выделять букву И среди других букв.
- совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза
- упражнять в определении количества слогов в слове.
- продолжать формировать умение читать слоги и слова,
Воспитательные:
- воспитывать уважение к окружающим сверстника;
- учить внимательно слушать ответы сверстников;
Вырабатывать умение работы в коллективе.
Предварительная работа:
- Беседы и чтение книг.
- Индивидуальные занятия.
- Дидактические игры.
- Рассматривание иллюстраций.
- Разучивание физминутки.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, диалог, анализ занятия
Наглядные: использование наглядного материала;
Практические: игровой (дидактические игра «Один-много», «Хлопни топни»).
Демонстрационный материал: картинка с изображением звуком И— Ира, индюк, Игорь, игрушки, ива, избушка, игры, ирис, кассы .
Оборудование: картинки на заданный звук, схемы звукового анализа и предложения, цветные карандаши, рабочие тетради, касса букв.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера! Давайте подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу. Надеюсь вы сегодня постараетесь. Повторим хором правила правильной речи -
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Тихонько садитесь, продолжаем наши занятия.
К нам сегодня пришел ослик Иа.
Послушайте задание от ИА: Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
Какой звук вы слышали чаще всего?
Дети: Звук И.
Воспитатель: первый звук вы слышите в имени ослика ИА? Правильно, его имя начинается на звук И. Расскажем ослику ИА, что мы знаем о звуке [И].
Когда мы произносим звук И – губы растянуты в улыбку, зубы сближены, но не сомкнуты; Звук И – гласный, его можно петь ( зубы, язык, губы не мешают свободному прохождению воздуха). Каким цветом обозначаем звук И?
Дети: красным
Воспитатель:Ослик ИА любит петь - споём для него гласные звуки.
Фонетическое упражнение.
Споём гласные звуки. Встали – делаем один вдох и полный выдох животом. А-руки в стороны
О - руки вверх
У – руки вперёд
Ы - руки согнуть в локтях и наклонить в стороны
Э - руки к плечам
И – руки вверх и потянуться на носочках.
«Хлопни топни»
Воспитатель:Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И], если нет нужного звука – топайте ногами. Приготовились. Начали: (О, И, У, А, Э,И,Ы,И; ОМ, АМ,ИТ, ТИ,ЗО,ЫЗ, КИ; индюк, изба, сон, индюк)
Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в словах. Логопед называет, слова, выделяя голосом звук И. (обозначаем фишкой красного цвета место звука в слове) Слова – Ира, коньки, иволга, имя, санки, кит, ива, пир.
Упражнение «Один-много»
Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Тот кто его поймает, называет предметы, когда их много. Логопед называет слово в единственном числе, а ребёнок во множественном. Слова: утюг - утюги, сапог – сапоги, носок – носки, паук – пауки, чулок – чулки, замок – замки, комок – комки, мелок-мелки.
«Пальчиковая гимнастика»
Ослик ИА любит играть с детьми. Назовём всех его друзей.
Загибаем пальцы, называя имена детей, которые начинаются на звук И. (Ира, Инна, Инга, Иван, Игорь, Илья)
Физминутка.
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
Руки в стороны и в кулачок
Разжимаем на бочок.
Руки вперёд – в кулачок
Разжимаем и на бочок.
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.
Проговаривание слоговых рядов. Ослик ИА предлагает любимое своё задание «Внимательные ушки» Ми-ма-ми; па-пи-па, ка-ки-ка, за-са-за, и т.п.
Ослик ИА предлагает игру-
«Запомни и повтори»
Воспитатель:рассмотрим картинки Ира, индюк, игрушки, ива, избушка, ирис. Какой одинаковый первый звук в этих словах? Правильно звук И.
Запоминание слов и повторение их с загибанием пальцев на руке.
Ослик ИА приготовил загадки-
Отгадайте загадки, назовите первый звук в слове – отгадке.
Все на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает
Дети: Иголка
Воспитатель:Что у ёлки вместо листьев? (
Дети: Иголки
Воспитатель: Ослик ИА хочет услышать, как мы умеем правильно говорить.
Запоминание и чёткое повторение чистоговорок.
И-И-И – ротик к ушкам растяни:
И-И-И – хорошо сиди;
И-И-И – песенку тяни.
Ослик ИА очень любит играть – поиграем вместе.
Пальчиковая игра.
Ребята послушайте стихотворение.
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Игрушка расписная.
Какой звук часто слышится в стихотворении?
Дети: звук И
Упражнение для развития координации речи с движением. ( сначала дети хлопают в ладоши, затем поднимают руки)
Воспитатель:И раз, и два, и три – руки подними!
Ребята, покажем ослику ИА, как мы работаем с кассами букв.
Знакомство с буквой И.
Буква И надела поясок
Но не прямо,
А на искосок.
Найдите «И» в кассе букв и положите перед собой. Давайте нарисуем букву «И» пальчиком в воздухе. Выложите букву И из цветных ниточек.
Давайте поселим букву «И» в наш домик.
Анализ звуко - буквенного ряда - УА, АИ, ИА.
Дети: отвечают на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? Чтение слогов ИМ, ИП, МИ, ПИ.
Воспитатель:Загадка – Как по морю – океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это….
Дети: КИТ.
Воспитатель:Послушайте слово Кит. Сколько звуков в этом слове?
Дети: три
Воспитатель: Давайте разбираться. Какой первый звук слышим в слове Кит?
Дети: звук К
Воспитатель:Второй какой звук?
Дети: звук И
Воспитатель:Последний?
Дети: звук Т
Воспитатель:Выкладываем слово КИТ. Так сколько звуков в слове КИТ.
Дети: Три звука.
Воспитатель:Сколько согласных звуков в слове кит?
Дети: Два звука.
Воспитатель: А гласных сколько звуков?
Дети: Один
Воспитатель: Замечательно. Назовём все звуки в слове по порядку.
Дети: называют звуки
Воспитатель:Загадка
Без воды умывается,
Без ложки питается,
С хвостом играет.
Дети: Кот
Воспитатель:Посмотрите на слово КИТ, как превратить его в слово КОТ. Поменяем И на О. Было слово КИТ, а получилось КОТ. Другое слово получилось?
Дети: Другое.
Воспитатель: Произнесем каждый звук в слове – К-О-Т. Составление слова из букв разрезной азбуки. Деление слов на слоги. Откладываем столько счётных палочек, сколько слогов в слове. ( избушка, индюк, ива)
О чём мы говорили сегодня?
Дети: о гласном звуке И
Воспитатель:Что еще мы сегодня делали?
Дети: делили слова на слоги, определяли место звука в слове, отгадывали загадки; выкладывали ряды букв; слова; составляли предложения с маленькими словами.
Воспитатель:Какое задание было самым сложным?
Дети: отвечают
Воспитатель:Сегодня вы старались, отвечали на вопросы, были внимательны. Вы молодцы. На этом наше зенятие подошло к концу.
Использованная литература
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.
2. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие/И.Е. Аверина. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007
3. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.
4.Т.С.Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез; Москва.
5. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б. Халезова и др.–– М.: Просвещение, 1977. - стр. 182 - 189
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...