Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа)
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Одним из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста, активно воздействующих не только на развитие и коррекцию речи, но и на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.
Кто в домике живет?
Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
Ход игры. Логопед объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [ль]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Цепочка.
Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок и т.д. Задача: не разорвать цепочку.
Где наш дом?
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный предмет на ней, считает количество звуков в произнесенном слове и выставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. За каждый правильный ответ оценивается игровой фишкой. Выигрывает тот, кто наберет большее количество фишек.
Поезд.
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры. Логопед рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям – ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоит из трех звуков во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». Ребенок берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.
Построим пирамидку
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры. Логопед предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на доске картинок надо найти сначала те, в названии которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение заданий поощряется игровой фишкой.
Красное – синее.
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры. Логопед произносит гласный звук, дети повторяют его вслед за взрослым, поднимая красный кружок и отодвигая его затем в направлении ото рта на расстоянии вытянутой руки ( этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука).
При произнесении согласного звука дети поднимают синий кружок, произнося звук, удерживая кружок возле рта.
Найди место.
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры. Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Выигравшими считаются первые пять детей, верно выполнивши работу.
Кто больше?
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры. Дети делятся на две группы. Каждой группе логопед предлагает какой – нибудь согласный или гласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.
Найди картинке ее домик.
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры. У логопеда на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование.
Чей домик?
Цель. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.
Ход игры. Ребенок выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука нет – в белый домик. При правильном выполнении игровой задачи ребенок получает право вызвать к доске любого ребенка.
Кто вернее и быстрее?
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Ход игры. Дети делятся на две - три группы. Дети каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает та группа, дети которой более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактеризовали их по звонкости (глухости).
Лото.
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Дети поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он – звонкий или глухой. После этого все, кто нашел такую же картинку, закрывают ее соответствующей (синей или синей с красной окантовкой) фишкой в зависимости от того, какой первый звук – глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.
Магазин игрушек.
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Ход игры. Логопед раскладывает на солее игрушки и предлагает поиграть в « магазин»: «Я буду продавцом, а вы - покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком – буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук - звонкий он или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной.
Молчанка.
Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.
Ход игры. Логопед называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой( 1,2 или 3) соответствующей количеству слогов в данном слове.
Слог – шаг.
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Ход игры. Логопед дает детям задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед! « Сделай шаг вперед!». Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога. Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.
Список литературы
1.Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М.Акименко. – Изд. 3-е, стер. – Ростов н/Дону: Феникс, 2014. - 77 с.
2.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст]/ Н.И.Дьякова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 54 с.
3. Колесникова, Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Колесникова - М.: Гном и Д. – 2000, с.187.
4. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно! [Текст]: Пособие по логопедии для детей и родителей/ О. И. Крупенчук – СПб.: издательский Дом «Литера», 2005. с. 208.
5.Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов [Текст] /Т.А.Куликовская. – М.:АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2010 . – 94 с.
6. Пархомчук Г.С. Домашний логопед: исправляем звукопроизношение, читаем и пишем правильно [Текст]/Г.С.Пархомчук. СПб.: Вектор, 2008/ - 202 c.
7. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов. [Текст]: Пособие для логопедов./ Е.А. Пожиленко–Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999, с. 122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...
Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников
Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...
Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников
Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...
«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»
Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма....
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Картотека игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети ...
Анализ работы по теме самообразования: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями через игровые технологии" 2023-2024 учебный год
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений – одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков исп...