Занятие "Звук и буква Рр".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие по обучению грамоте «Звук и буква Рр» (по Нищевой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_r.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Звук и буква Рр»
Коррекционно-образовательные цели: Ознакомление со звуками [р], [р’] и буквой Рр. Формирование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.
Оборудование: Магнитная доска, рабочие тетради, буквари по числу детей, карандаши, полоски для определения места звука в слове, материалы для звукового анализа, конверты со словами.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Слушай внимательно»
Перед детьми лежат картинки: лебедь, галка, голубь, клёст.
Рассмотрите картинки, вспомните названия изображенных на них птиц, внимательно слушайте меня. Сначала сядут те дети, в названиях птиц у ко-рых есть звук [л].
Дети выполняют задание.
Теперь сядут те дети, в названиях цветов у ко-рых есть звук [л’].
Дети выполняют задание.
Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, ко-рые она обозначает, будем играть и читать.
2. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Рр.
Посмотрите в буквари. В верхней части правой страницы вы видите букву Рр. Это новая согласная буква, с ко-рой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки? (…)
Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите эти звуки по очереди. Определите, это глухой или звонкий согласный.
Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [р] и [р’]. (…)
Верно. Звуки [р] и [р’] – согласные, звонкие. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.
Рыжий Ромка очень рад:
У него родился брат.
Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Рр.
Дети выполняют задание.
Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Какие цветы в букете у Раи? Назовите их и определите место звука [р] в их названиях. (…)
А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. (…)
И наконец, прочитайте предложения.
3. Подвижная игра «Птичьи пятнашки»
Стриж летает по-над кручей, Бегут по кругу на носочках, расставив руки.
Галки стаей – ниже тучи, Бегут, совершая взмахи руками.
Два грача по пашне ходят, Идут, заложив руки за спину, совершая ритмичные
Червяков в земле находят. кивки головой.
Страшный ястреб Водящий встает, вбегает в круг.
вдруг мелькнул,
тенью птичек он спугнул. Дети разбегаются по помещению.
Раз, два, три! Водящий пытается их запятнать.
Птиц лови! Дети убегают за линию, за ко-рую нельзя пятнать.
4. Печатание буквы Рр в воздухе и в тетради.
Посмотрите в тетрадь. Что вы видите в верхней части страницы? (…)
Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Рр, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.
Дети выполняют задание.
Давайте напишем большие буквы Р. Посмотрите, как я пишу букву Р на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз. Потом справа от нее вверху я пишу полукруг. «Напишите» так же букву Р в воздухе.
Дети «пишут» букву Р в воздухе.
Теперь можете написать буквы в тетради.
Дети выполняют задание.
Затем аналогично – маленькую букву р.
5. Упражнение «Закрась квадрат»
Что нарисовано в верхней части страницы? (…)
Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [р] в названии картинки.
Дети выполняют задание.
6. Упражнение «Составь схему»
На доске картинка с изображением крокуса, на столе контейнер с фишками для звукового анализа.
Как называется этот цветок? (…)
Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ, выложите звуковую схему слова.
Дети выполняют задание самостоятельно.
7. Упражнение «Пары слов»
Поиграем в игру «Пары слов». Будем бросать мяч др. др. Вы будете вспоминать название цветка, ко-рое начинается с последнего звука произнесенного мною названия. Подснежник. (Крокус. Прострел. Ландыш. Нарцисс. Сальвия. Тюльпан. Ноготки.)
8. Составление и чтение предложений из данных слов.
Педагог раздает детям конверты со словами.
Достаньте из конвертов слова, прочитайте их и попробуйте составить из них предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.
Дети выполняют задание.
Прочитайте получившиеся предложения. (…)
Великолепно.
9. Составление рассказа из данных предложений.
Педагог предлагает детям еще раз прочитать получившиеся предложения.
А теперь попробуйте все вместе составить из этих предложений рассказ.
Дети выполняют задание.
Прочитайте получившийся рассказ. (У Ромы попугай Гера. Гера забавный и веселый. Рома кормит Геру орешками. Гера любит Рому)
Очень хорошо. А как вы назовете этот рассказ? (…)
Хорошо.
10. Окончание занятия.
Логопед хвалит детей.
11. Рефлексия.
Педагог предлагает детям перечислить задание, ко-рые они выполняли и какие им больше всего понравились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...