ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Короткова Дина Ивановна

Развитие связной речи играет огромную роль в познании окружающего мира, становлении сознания, успешного обучения в школе и развитии личности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Развитие связной речи играет огромную роль в познании окружающего мира, становлении сознания, успешного обучения в школе и развитии личности в целом.

В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

У детей с проблемами речевого развития игровые действия часто сопровождаются  примитивной речью, они демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и эмоциональное состояние. Это вызвано недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием

творческого воображения, нарушением речи.

Чтобы помочь детям в преодолении этих проблем и достичь лучших результатов в обучении и в воспитании, я решила уделить особое внимание театрализованной деятельности.

Целью моих занятий по театрализованной деятельности является развитие связной речи через различные виды театров.

Возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые желания и интересы детей. Участвуя в театральных постановках, этюдах, играх-превращениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии - через образы, звуки, музыку, учатся думать, делать выводы и обобщения. Работая над высказываниями реплик персонажей, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемый диалог с другим персонажем, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.

Именно поэтому театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования связной речи детей.

Задачи:

1.Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей: учить рассказывать сказки, небольшие рассказы, уметь строить распространённые предложения.

2. Формировать лексико – грамматические навыки, совершенствовать связную речь,

обогащать и активизировать словарь.

3. Знакомить детей с различными видами театра, обучать приёмам вождения персонажей в театре би-ба-бо, пальчиковом и кукольном театрах.

4.Продолжать работу над интонационной выразительностью: учить модулировать

голосом - громче, тише; передавать интонацию удивления, радости, печали, испуга.

5. Развивать коммуникативные качества детей, артистические способности, память, воображение, фантазию, общую и пальчиковую моторику рук.

6. Повышать уровень мотивации детей к театрализованной деятельности.

В своей работе я использую следующие принципы:

• Систематичности  и последовательности - материал к занятиям подобран в определённом порядке, с постепенным переходом от простого к сложному.

• Доступности - характер и объём знаний соответствует уровню развития

и подготовленности детей.

• Наглядности - большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения (мультфильмы, просмотры кукольных спектаклей, использование моделей)

• Комплексности работы - театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса.

• Исключение отрицательной оценки деятельности детей, особенно в первое время.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный

(бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

-ролевые диалоги на основе текста;

-инсценировки произведений;

-постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Методы работы по организации игр - драматизаций:

• моделирования ситуаций - создание вместе с детьми сюжетов-

моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

• творческая беседа - введение детей в художественный образ

путем ведения диалога;

• ассоциативное сравнение - на основе возникающих ассоциаций

создавать в сознании новые образы.

Традиционно подготовка к театрализованной деятельности осуществляется в несколько этапов.

1 этап: оценка произведения. Знакомство дошкольников с литературой, с фольклорным произведением, проведение беседы о прочитанном произведении, объяснение содержания, акцентирование внимание на главных героях, раскрытие черты

характера и поведение персонажей;

2этап: выделение частей в произведении, выяснение мотивов действий персонажей.

3 этап: музыкально-ритмическое сопровождение (выбор музыкальных произведений, которые будут звучать в спектакле).

4 этап: изготовление костюмов и декораций.

5 этап: работа над частями произведения, репетиция отдельных частей.

6 этап: репетиция с костюмами всего спектакля.

7 этап: премьера спектакля.

8 этап: подготовка рисунков по спектаклю, обсуждение спектакля, выставка фотографии (с речевыми комментариями).

Театрализованную игру можно отнести к средствам развития диалогической речи.(8)

Диалогическая речь входит в состав устной связной речи, которая протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой интонацией, возникает как ответ на вопрос, не требующий специальной подготовки.

Совместная театрализованная деятельность может включать как разыгрывание сказок «Колобок», «Теремок», «Морозко», сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям: «Прием у врача», «Телефон», самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Совместная работа воспитателя и детей заключается: в просмотре кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (мимика и жесты) «Осенний парк», «Красивый петушок»; упражнения по социально – эмоциональному развитию детей: «Зеркало», «Лото настроений». Предлагаю упражнение «Лисичка».

«Лисичка»

Воспитатель: В каких сказках встречается лиса?

Дети: «Лисичка со скалочкой», «Снегурушка и лиса», «Лиса и козел»...

Воспитатель: Вспомните, какая лиса?

Дети: Она хитрая, ласковая, тихая, добрая, юркая, модная.

Воспитатель: Подумайте: лиса себя считает красивой? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Представьте, что мама купила вам новое платье (костюм, наряд), и вы

стоите у зеркала. Рассматриваете свое отражение, оно вам очень нравится. Вам очень нравятся рукава, воротничок. Тихонько пальчиками трогаете пышные рукава, боитесь их помять, испачкать. А этот наряд вам так идет. Покрасуйтесь перед зеркалом.

Дети «красуются перед зеркалом».

Воспитатель: Лисичка тоже любит красоваться. Она любит свою шубку и боится ее испачкать или помять. Как она должна ходить?

Дети: Лисичка должна ходить аккуратно, тихонько.

Воспитатель: Чтобы всем показать, какая у нее красивая шубка?

Дети демонстрируют.

Воспитатель: Молодцы, у всех хорошо получается!

А теперь каждому нужно загадать лисичку из какой-либо сказки и вспомнить ситуацию, в которой она идет куда-нибудь. Покажите нам свою героиню, а мы отгадаем образ.

Желающий показывает свою лисичку, а остальные дети отгадывают ее образ.

В диалогическом взаимодействии в театрализованной деятельности дети учатся грамотно задавать вопрос и отвечать на вопрос собеседника в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свои мнения, впечатления, эмоции, учатся проявлять терпимость к другому мнению; формируются элементарные правила поведения в диалоге (выслушивать собеседника, говорить по очереди и др.).

Обыгрывание коротеньких диалогов способствует развитию интонационной выразительности речи. Дети проговаривают диалог, подражая голосам его героев и с эмоциональной окраской (удивленно, с лукавством, грустно, весело…). «Озвучивая»

героев и комментируя сюжет, ребенок использует речевые выразительные способы: изменяет интонацию, громкость, темп, ритм выражений, звукоподражаний.

Интересными для обыгрывания являются короткие диалогические миниатюры потешек и прибауток. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства.

Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Основной задачей развития речевых умений является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик.

Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Например, диалогическое единство вопрос - ответ представлено и в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.), и во многих стихотворениях.

Передача этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Предлагаю обыграть потешку «Кисонька-мурысонька» по ролям.

Ребенок: Кисонька - муpысонька, ты где была?

Кисонька: На мельнице.

Ребенок: Кисонька - муpысонька, что там делала?

Кисонька: Муку молола.

Ребенок: Кисонька - муpысонька, что из муки пекла?

Кисонька: Прянички.

Ребенок: Кисонька - муpысонька, с кем прянички ела?

Кисонька: Одна!

Ребенок (грозит пальцем): Не ешь одна, не ешь одна!

Кисонька мяукает закрывает лапками глаза и прячется.

Фольклорные произведения для игр-инсценировок должны подбираться таким образом, чтобы научить детей диалогическим репликам. Воспроизведение готовых фольклорных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик,

вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

При постановке спектакля я выделаю 2 этапа.

На первом этапе мой работы, я заранее сообщаю детям о времени прихода в группу кукольника и какая сказка будет показана на спектакле настольного театра. Очень важно, чтобы педагог сам «образцово» сыграл роль кукольника и выразительно продемонстрировал детям способ его работы. Я, в роли кукольника, отбираю необходимый рек-

визит и в указанное время прихожу в группу с «чемоданчиком», в котором сложено все, что необходимо для показа сказки. Представляюсь детям как кукольник, рассказываю о себе, обещаю сначала показать детям, как готовится кукольный спектакль, а потом показать им сказку. Затем демонстрирую содержание «чемоданчика»; ставя на столик ширму, объясняю, зачем она нужна. Я показываю, как открывается занавес и,

при открытом занавесе расставляю игрушки, планируя при этом ход игры – спектакля.

Например: «Здесь был домик, в котором испекли колобка. Вот пенек, на котором пел песенку колобок. Здесь был лес, где встречали колобка лесные жители. …» и т.п.

Расставив игрушки, я прошу подойти и посмотреть на сцену со стороны места кукольника. Затем дети рассаживаются на свои места, занавес закрывается. Кукольник

звонит в колокольчик, и детям показывают сказку.

На первом этапе мною ведется работа по обогащению словарного запаса ребенка новыми понятиями, терминами, я демонстрирую выразительность речи, показывая образец интонации, темпа, ритма речи. Во время беседы кукольника до спектакля задаю детям вопросы, активизируя речевое общение и вызывая тем самым детей на диалог.

Дальнейшая работа ведется с детьми индивидуально. Я предоставляю каждому ребенку возможность побывать в роли кукольника, проводя его не только через этап показа спектакля, но и его подготовки. На этом этапе воспитатель при подготовке спектакля помогает ребенку, но не вмешивается, когда ребенок выбирает сказку, которую

он будет разыгрывать, главное, чтобы были наготове нужные для ее показа игрушки

и атрибуты. Когда ребенок сообщает, что спектакль подготовлен, я присаживаюсь ря-

дом с куклами на стульчик в «зрительном зале» и спектакль начинается. Очень важно,

чтобы взрослый только в игровой форме помогал кукольнику, действуя от имени зри-

теля. Например, если ребенок забыл открыть занавес, я голосом зрителя тихо говорю:

«Я ничего не вижу, когда же откроется занавес?».

Индивидуальная работа с ребенком позволяет нам до показа спектакля оказывать

коррекционную помощь детям с ОНР (в тесном сотрудничестве и по рекомендациям

логопеда). Мною проводятся упражнения на развитие речевого дыхания: «Понюхаем

цветы», «Рыбка», «Горячий чай». Также я организую работу по выработке интонации,

эмоционального окрашивания речи: «Повтори за мной», «Скажем весело – грустно»,

«Эхо» (тихо - громко). Упражнения на изменение тембра голоса – выражение голосом

радости, горя, досады, гнева, ликования. При заучивание скороговорок и чистоговорок,

совершенствуется речевой аппарат ребенка. Поэтому сначала от детей требуется мед-

ленное и четкое произношение скороговорок, постепенно темп ускоряется и в конце

дети произносят четко и быстро, а также с разной силой голоса.

Для выработки четкой дикции используем чистороговорки. Например, предлагаю

произнести чистоговорку (индивидуально, каждую строку по очереди, по подгруппам

и т.д.):

Ля-ля-ля – вот моя земля.

Лё-лё-лё – ты скажи «алё»

Ле-ле-ле – тина на весле.

Лю-лю-лю – стены побелю.

Ли-ли-ли – мы козу пасли.

На втором этапе работы, показ спектакля в качестве зрителя (кроме кукол) приглашается еще один ребенок из группы, который сначала смотрит показ сказки, а потом меняется местами с первым ребенком, показывая свой спектакль. На этапе работы происходит формирование эмоциональной, развернутой связной речи. Участие в спектакле требует от детей использования разнообразных и богатых языковых средств, сложных по структуре и правильно грамматически оформленных конструкций.

У ребенка с нарушениями речи отрабатывается возможность произвольно изменять

темп речи, высоту, силу голоса, использовать различные виды интонации для того,

чтобы как можно более точно передать характер того или иного персонажа. Участие

ребенка в кукольных постановках, творческий характер его деятельности, привлекательность этой деятельности, открывают для дошкольника новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможности становиться сильным

и прикладывать необходимые усилия, которые направлены на преодоление трудностей,

обусловленных речевой патологией. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов, изменяет характер влияния нарушений речевой деятельности на деятельность в целом.

Библиографический список.

1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. –2005. – №4. – С. 11-15.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003. - 134 с.

3. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991. - 174 с.

5. Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: 2008. – 123 с.

6. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В.Волосовец. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 238 с.

7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд, испр. и доп. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. – 168 с. 60

8. Доронова Т.Н. Развитие детей о т 4 до 7 лет в театрализованной деятельности//

Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

9. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001. – 235 с.

10. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М.,1994.

11. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002. - 177 с.

12. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником

//Избранные психол. труды: В 2т. - М., 1986. - Т.1. - 372 с.

13. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

14. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004.- 127 с.

15. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. - М., 1983.

16. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред.Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.

17. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском с аду / А .В. Щеткин, – М.: 2008. – 342 с.

18. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. -1991. -№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Театр как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Театр  как средство  формирования  связной  речи  детей  старшего дошкольного  возраста"...

Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"

Опыт работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны...

Сообщение из опыта работы на тему « Театрализованная игра в формировании связной речи детей с ТНР»

    Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, обусловлены недостаточной сформированно...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....

Обобщение опыта работы по теме: «Пересказ как средство формирования связной речи старших дошкольников с ОНР»

Целенаправленное обучение детей с ОНР пересказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Использование пересказа для...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...