Сообщение из опыта работы на тему « Театрализованная игра в формировании связной речи детей с ТНР»
учебно-методический материал

      Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, её произносительной семантической сторон.

 Обучая навыкам связной речи  и побуждая к ней  ребёнка с ОНР,  логопедам  приходится искать интересные  для дошкольника формы  преподнесения и  закрепления  материала.

      Занимаясь  с  детьми  ОНР, мы  пришли  к  выводу, что  возможно  и  необходимо  использовать  новые  методы,  приёмы  и  средства,  облегчающие  и  направляющие  процесс  формирования  связной  речи.  Строить  свои  занятия  таким  образом, чтобы  детям  было  на  них  интересно  и  радостно.

      Формирование  связной  речи  можно  осуществлять,  через  театрализованную  игру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение из опыта работы24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Бажанова Ольга  Ивановна

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида № 35.

                           

                             Сообщение из  опыта работы на тему

          « Театрализованная  игра в формировании связной речи детей с ТНР»

                                                                                                       Составила    

                                                                                                                        учитель – логопед

                                                                                                                          Бажанова О.И

                                                 

                                                      2020г.

      Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, её произносительной семантической сторон.

 Обучая навыкам связной речи  и побуждая к ней  ребёнка с ОНР,  логопедам  приходится искать интересные  для дошкольника формы  преподнесения и  закрепления  материала.

      Занимаясь  с  детьми  ОНР, мы  пришли  к  выводу, что  возможно  и  необходимо  использовать  новые  методы,  приёмы  и  средства,  облегчающие  и  направляющие  процесс  формирования  связной  речи.  Строить  свои  занятия  таким  образом, чтобы  детям  было  на  них  интересно  и  радостно.

      Формирование  связной  речи  можно  осуществлять,  через  театрализованную  игру. Умело  использованная  театрализованная  игра  способна  оказать  существенное  влияние  на  речевое  развитие детей.  Данный  вид  деятельности  является  мощным  средством  речевого  развития  дошкольников.

Коррекцционно–развивающие  возможности театрализованной игры  известны давно, хотя используются далеко не  полно.  Драматизация, обеспечивающая активность детей на занятии, и поддерживающая их внимание в течение  всего  занятия, способствует сознательному  усвоению учебного  материала.

   Прежде чем  приступить к  использованию театрализованной  деятельности на  своих  занятиях, мы изучили  уже имеющиеся различные  методические  рекомендации  по  организации  и  проведению театрализованных  игр, в  том  числе  и  во  время  обучающих  занятий.  

Театрализованная  игра  способствует  развитию  и  коррекции не  только связной  речи, но и  всех  психических  процессов. Процесс  развития  речи  предполагает  освоение  не  только  содержательной, но  и  образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность  речи  развивается  в  течение  всего  дошкольного  возраста; от  непроизвольной  эмоциональной  у  малышей,   к  языковой  выразительности  речи  детей  старшего  дошкольного  возраста.

    В  своей   работе  мы  используем  постановки,  инсценировку  рассказов,  сказок,  песен,  игры  с  распределением  ролей,  различные  виды  театра, пантомимику  и  жест (при  рассказывании  потешек,  чтении  стихов, и составлении  рассказов).

       Процесс  развития  речи  предполагает   освоение  не  только содержательной,  но  и  образной, эмоциональной  сторон  языка.

В  процессе  театрализованной  игры дети  учатся  управлять  силой  голоса, тембром,  темпом  речи  соответствующему  персонажу, чёткой  дикцией.  Заучивание  слов  способствует  развитию  памяти, расширению словарного запаса, автоматизации  звукопроизношения.

Театрализованная  игра  помогает детям быть раскрепощёнными,  развивает  умение  общаться  с людьми  в  разных ситуациях,  а  также  развивает  способность верить в любую воображаемую  ситуацию (превращать  и  превращаться).

    Способности  и  умения,  которые  ребёнок  приобретает  в  театрализованной  игре,  помогают  ему  повысить  качество  своей  разговорной  речи.

     На  своих  занятиях  мы  широко  используем  театрализованные  игры.

Все  театрализованные  игры  можно  разделить  на  две  основные  группы: режиссерские и  игры  драматизации.

Режиссёрские игры  мы  используем  на  занятиях  при  составлении  рассказов  по  картинкам,  сериям  сюжетных  картин,   следам  демонстрируемого действия. К этим  играм относится  настольный  театр  игрушек и  картинок,  теневой  театр,  театр  на  фланелеграфе. Здесь  ребёнок  сам  придумывает  сценарий,  сам  играет  роль игрушечного  персонажа (объёмного  или  плоскостного). Преобладающими  средствами  выражения  в  данном  случае являются  интонация  и мимика, а  пантомимика  ограничена,  поскольку  ребёнок  действует  с  неподвижной  фигурой  или  игрушкой.

     Игры – драматизации  предполагают  произвольное  воспроизведение,  какого – либо  сюжета, в  соответствии  со  сценарием. Игры  драматизации  мы  используем при  пересказе рассказов  и  сказок. Драматизировать – значит разыгрывать  в  лицах, какое – либо  литературное  произведение, сохраняя  последовательность  рассказанных в нём  эпизодов и  передавая  характеры персонажей. Поскольку  ребёнок  играет  сам,  он  может  использовать  все  средства  выразительности (интонацию,   мимику,  пантомимику).  Здесь дети – артисты. Дети  учатся  владеть  своим  голосом, интонацией, чёткой артикуляцией, жестами, мимикой.  Они  развивают  память,  фантазию, связную  речь, учатся взаимодействовать друг с другом.  

     Очень важно включать  в  занятия  специальные игры, это игры  на развитие  воображения, мимики, направленные  на  формирование  дыхания, чёткой артикуляции,  дикции, интонации.  Эти  игры  у  нас  систематизированы в  соответствии с  тематическим  планом  работы,  и  используются  при  проведении  физкультурных  минуток  и  организационных  моментов.

Театрализованные  игры  проходят  поэтапно:

      На  первом  этапе  систематически  выполняются  игровые  упражнения,  направленные  на  выработку  мимики  и  пантомимики,  что  служит  своеобразной  подготовкой  к  будущим  драматизациям. Благодаря этим упражнениям, движения  приобретают  большую  уверенность и  управляемость. Дети  начинают  легче  переключаться с одного  движения на другое, понимать  выражение  лица другого  человека.

     На втором этапе вводим  игры  и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации.

      На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети  заранее с воспитателем  или логопедом  заучивают  тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

      На четвёртом этапе можно прейти к более сложному  виду деятельности -  драматизации рассказов и сказок.

Для этого  можно использовать следующие рассказы:

  •  «Как  Маша  стала большой» - Е. Пермяк
  • « Почему кот моется после еды» - литовская сказка.
  •  «Как собака себе друга искала» - мордовская сказка.
  • «Как  медведь сам себя испугал» - Сладков
  •  Использование русских народных сказок.

Здесь дети используют различные способы показа (различные виды театра). Один и тот же текст подойдёт для разных инсценировок. Далее, мы предлагали  следующие задания: придумать начало рассказа  или сказки, концовку сказки, изменить концовку сказки, рассказа (как бы ты поступил, как бы ты сделал), рассказывать рассказ или сказку от лица литературного героя.

      Затем, мы  предложили  детям самим придумывать сказки на заданную тему  (о мебели, о посуде, о погоде, о животных). Очень нравиться придумывать различные разговоры, споры предметов (кто самый главный, кто самый умный, кто самый важный). Если первые рассказы и  сказки были очень просты, в лучшем случае  действия повторялись, то в последующем дети стали более уверенны, сюжеты стали более сложными. Число героев увеличивалось. Речь более уверенная, эмоционально окрашена.

     Попытки  ребёнка в самостоятельном  развитии  собственного  повествования  могут быть успешными  при условии  активного  руководства  со  стороны  взрослого. Роль  воспитателя в организации театрализованных  игр  неоценима.   Без  предварительной  работы  сложно  провести  достойное  занятие  по  развитию  речи.

Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах,  рассказах по  картине,  и серии картин, пересказах знакомого текста.

Для развития творческого воображения  мы  используем  этюды  и  сценки. Детям  предлагаем  разыграть  сценку  на  заданную  тему или  на  сюжет  знакомой  сказки (вдвоём, подгруппой, индивидуально),  например  разговор  по  телефону, магазин, у  врача,  ит.д. Этюды  могут  быть  словесные и  бессловесные,  с  предметами  и  без  предметов.

      Так же  используем  этюды  на  развитие  внимания,  на  выразительность жеста, этюды  на  выражение  различных  эмоций, воспроизведение  отдельных  черт  характера. (М.Чистяковой «Психогимнастика», этюды М.Чехова ).

 Для активизации  речевой деятельности, нами используются  рассказы, и сказки без  начала и конца, с незавершённым  действием, с отсутствующим действующим лицом.

     Умелое использование театрализованных  игр  позволяет  не только  сформировать  у  детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи  коррекционно – воспитательной  работы.

Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь долее грамотной, выразительной.  Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что – то новое, для  ребёнка более интересна, нежели  действия по строгим правилам и шаблонам. Если занятие для  ребёнка  будет  интересным, то и все  процессы,    которые  мы  у  ребёнка формируем, будут  происходить  более  успешно.

                       

         

         

     

     

                                                                                       

                                                                                         

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей  группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной   группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Опыт работы по теме: "Театр как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Театр  как средство  формирования  связной  речи  детей  старшего дошкольного  возраста"...