Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению чтения (по дополнительной программе «Малышок») «Читайка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспек по итоговой кружковой работе "Читайка": Закрепить и обобщить знания и умения, полученные детьми на занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранска
«Центр развития – детский сад №90
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению чтения (по дополнительной программе «Малышок»)
«Читайка» старшая группа №3
Подготовила и провела:
воспитатель высшей
квалиф-ной категории
Киушкина О.А.
Саранск 2023
Цель: Закрепить и обобщить знания и умения, полученные детьми на занятиях.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о буквах и звуках (гласных и согласных).
- Закрепить знания детей о словах (предмет, действие, признак).
Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие и умение проводить звуковой анализ и синтез слов.
-Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи и в речи своих сверстников.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в команде, учить договариваться.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»:
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать стремление эмоционально выражать своё отношение к окружающему, сообразительность, учить действовать в соответствии с условиями игры.
ОО «Художественно-эстетическое развитие предполагает»:
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- восприятие музыки;
ОО «Физическое развитие» :
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также правильным (не наносящим ущерба организму) выполнением основных движений:
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами:
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие»
Дифференциация звуков. Пальчиковая гимнастика «Семья», дидактические игры , чтение произведений.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Беседы с детьми «Звук и буква» Д\игра «Составь слог»
ОО «Познавательное развитие»
Повторение алфавита. Просмотр презентации «звуки и буквы»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рассматривания предметных картинок. Прослушивания музыкальных композиций
ОО «Физическое развитие»
Проведение физминутка «В старом дереве дупло»
Словарная работа:
Активизация словаря: цепочка слов.
Методы и приемы:
1.Художественное слово.
2.Вопросы.
3.Практические действия.
4.Беседа.
5.Показ иллюстраций.
6.Действия с дидактическим материалом.
7.Здоровье-сберегающая технология - физкультминутка.
Демонстрационный материал: телеграмма от Буратино. 6 золотых ключиков (5 одинаковых, 1 другой). 6 конвертов с порядковыми числами. Набор картинок, алфавит. Цепочки слов на две команды. Мяч. Музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: вырезные буквы.
Оборудование: магнитная доска, шкатулка. Музыка для фона.
Используемые формы организации продуктивной деятельности: групповая форма организации детей. Индивидуально-дифференцируемый подход к детям, испытывающим трудности при ответах.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу и встают в круг).
Приветствуем гостей, приветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наше итоговое занятие! Дети, сегодня на адрес пришло письмо, отгадайте от кого оно.
Загадка: Я человечек деревянный
На воде и под водой
Ищу ключик золотой,
Всюду нос сую свой длинный,
Кто я? Это … (Буратино).
Ведущий: Правильно, письмо пришло с адреса Буратино.
Ведущий: Дети, давайте вспомним, каким в сказке был Буратино? Кто его обманул? Что он искал? Кто ему помогал? Чем закончилась эта сказка?
(Дети отвечают на вопросы).
Ведущий: Послушайте, что пишет нам Буратино.
«Я стал прилежным учеником, хожу в школу, хорошо учусь, у меня есть интересная книга – азбука. Я узнал, что через 1 год вы тоже пойдёте в школу, поэтому я решил, проверить вас и узнать чему вы научились в старшей группе. Посылаю вам шесть заданий (они находятся в конвертах), за каждое правильно выполненной задание вы будете получать золотой ключик. В конце – вас ждёт сюрприз, который находится в шкатулке.
(Дети приносят конверт с цифрой 1).
1 задание.
Ведущий: Буратино спрашивает вас, что такое звуки? Какие бывают звуки?
Какие звуки мы называем гласными?
Ребёнок: Звуки мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем.
Ребёнок: Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать: А-А-А
И закричать: О-О-О.
Громкий гудок пароход подать: У-У-У.
Нежно лошадкой могут заржать: И-И-И.
Даже медведем могут рычать: Ы-Ы-Ы.
Эхом далёким в лесу отвечать: Э-Э-Э,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ведущий: Говорить мы начинаем, что о гласных звуках знаем.
Дети: Гласные поются, произносятся без преграды, у них есть голосок, они образуют часть слова (слог), обозначаются красным цветом.
Ведущий: Какие звуки мы называем согласными?
Ребёнок: А согласные … согласны …
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
ССС … – змеиный слышен свист.
ШШШ … - шуршит опавший лист.
ЖЖЖ … - шмели в саду жужжат.
РРР … - моторы тарахтят.
Ведущий: Говорить мы начинаем, что о согласных звуках знаем.
Дети: Согласные не поются, у них есть преграда, согласные могут быть звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими, обозначаются синим и злёным цветом.
Ведущий: Молодцы! Мы выполнили первое задание Буратино и получаем первый золотой ключик.
(Дети приносят конверт с цифрой 2).
2 задание.
Ведущий: Поиграем в игру «Назови первый звук в слове и найди букву».
Мяч лови и мяч бросай
Первый звук ты называй.
Букву находи.
(Дети стоят вокруг ведущего, он называет слово и бросает мяч, тот кто поймал его называет звук, с которого это слово начинается, показывают букву в алфавите).
Слова: утюг, сом, мак, аист, Оля, носок, игра, лук, волк, этаж, зонт, шапка, жук.
Ведущий: Умницы! Вы справились и со вторым заданием и получаете второй
золотой ключик.
(Дети приносят конверт с цифрой 3).
3 задание.
Ведущий: Дети, а что мы можем составить из букв и звуков?
Дети: Слоги и слова
Буратино выслал вам разные буквы. Я буду их вам раздавать, а вы будете составлять из них слова.
Девочки: у.т.к.а, к.о.с.а, ю.б.к.а..
Мальчики: ж.у.к, к.о.ш.к.а, л.и.с.а.
Ведущий: Прекрасно! Девочки и мальчики правильно собрали все слова и по праву получают третий золотой ключик.
Ведущий: Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
В старом дереве дупло - Это домик буквы О. Рядом с нею на суку Примостилась, буква У. В гости к нам издалека Прибежала буква А. Прилетела буква Я На спине у воробья. Буквы стали веселиться, И смеяться, и кружиться, То попрыгают немножко, То похлопают в ладошки, То присядут отдохнут, То опять плясать начнут.
Какой по счёту конверт мы открываем конверт? Правильно, четвёртый.
(Дети приносят конверт с цифрой 4).
4 задание:
Ведущий: Ребята Буратино предлагает игру: «Раздели слова на слоги». На доске висят картинки, дети снимают картинки и делят слова на слоги. (Флаг, телефон, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок, букварь, глобус). Молодцы ребята!
(Дети приносят конверт с цифрой 5).
5 задание.
Ведущий: Буратино пишет, что он знает – вы занимались с педагогом и научились правильно произносить трудные звуки.
Учите детей при произнесении последнего слога интонационно выделять звук «Ш».
Ши-ши-ши, ши-ши-ши что-то шепчут камы... (ши)
Ше-ше-ше, ше-ше-ше это утка в камы... (ше)
Ша-ша-ша, ша-ша-ша выходи из камы... (ша)
Ше-ше-ше, ше-ше-ше нет уж утки в камы ... (ше)
Ши-ши-ши, ши-ши-ши что же шепчут камы... (ши)?
Учите детей звуки «С и С» произносить более протяжно, чем остальные звуки.
Са-са-са, са-са-са ой-ой-ой летит о... (са)
Сы-сы-сы, сы-сы-сы не боимся мы о... (сы)
Су-су-су, су-су-су видел кто из вас о... (су)
Сы-сы-сысы-сы-сы мы не видели о... (сы)
Си-си-си, си-си-си в водоеме кара... (си)
Ся-ся-ся, ся-ся-ся вот поймать бы кара... (ся)
Се-се-се, се-се-се карасей ловили в... (се)
Ся-ся-ся, ся-ся-ся не поймали кара... (ся)
Ведущий: Здорово! Вы заработали пятый золотой ключик. Идём на поиски
последнего конверта. Он лежит в шкафу.
(Дети приносят конверт с цифрой 6).
6 задание.
Ведущий: Буратино спрашивает: вы дружные ребята? Тогда он просит вас
разделиться на две команды. Каждой команде я выдам по набору картинок, где обозначение картинки написано. Например: жук.
Вы должны вместе, сообща построить из этих картинок «Цепочку слов».
Давайте вспомним, как цепляются слова в цепочке?
(Каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего).
(Дети строят «Цепочки слов», потом мы вместе их читают, а другая команда проверяет проверяем).
Ведущий: Вы всё правильно прицепили и заслужено получаете шестой золотой ключик. Давайте, ещё раз проверим все ли ключики у нас на месте.
Теперь внимательно смотрите
И шкатулочку найдите.
Ведущий: Нашу шкатулку откроет тот золотой ключик, который чем-то отличается от всех остальных.
(Дети находят нужный ключ и объясняют, чем он отличается).
Ведущий: Это и есть настоящий ключик от Буратино. Он откроет нашу шкатулку.
Вам открылась шкатулка не с проста,
Все задания вы сделали, друзья,
Время провели, не зря,
Ключик Буратино вы нашли! Молодцы!!!
(Ведущий с детьми открывает шкатулку и раздаёт им сладкие подарки).
Ведущий: Вот и закончился наше занятие. В следующем году мы с вами продолжим играть со звуками и буквами. Будем
приобретать дальнейшие умения и навыки, которые вам пригодятся для успешного обучения в школе. Буратино передаёт вам всем большой привет и просит послушать песенку «Дружные ребята» (муз.С.Разоренова, сл.Н.Найденовой).
Литература:
1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
2. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: Детство-Пресс, 2000.
3. Унгефуг Е.Н. Итоговые логопедические занятия в подготовительной к
школе группе.// Логопед. 2009. №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"
План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: познакомить де...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по "Коммуникация" (чтение художественной литературы) в младшей группе. "В гостях у бабушки"
Программное содержание:- закрепить знания о домашних животных, их детенышах; дать знания о корме для животных;- закрепить знание геометрических фигур;- развивать внимание...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь» с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь»с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...