Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению чтения (по дополнительной программе «Малышок») «Читайка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспек по итоговой кружковой работе "Читайка":  Закрепить и обобщить знания и умения, полученные детьми  на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное  дошкольное  образовательное учреждение

городского  округа  Саранска

«Центр развития – детский  сад №90

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению чтения (по дополнительной программе «Малышок»)

«Читайка» старшая группа №3

                                                                         Подготовила   и провела:

                                                                 воспитатель высшей

                                                                    квалиф-ной категории  

                                                        Киушкина О.А.                              

               

Саранск 2023

Цель:   Закрепить и обобщить знания и умения, полученные детьми  на занятиях.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о буквах и  звуках (гласных и согласных).

- Закрепить знания детей о словах (предмет, действие, признак).

Развивающие:

- Развивать фонематическое восприятие и умение проводить звуковой анализ и синтез слов.

-Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи и в речи своих сверстников.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в команде, учить договариваться.

Интеграция образовательных  областей: 

ОО «Речевое развитие»:

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  •  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать стремление эмоционально выражать своё отношение к окружающему,  сообразительность,  учить действовать в соответствии с условиями игры.

ОО «Художественно-эстетическое развитие предполагает»:

  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • восприятие музыки;

ОО «Физическое развитие» :

  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также правильным (не наносящим ущерба организму) выполнением основных движений:
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами:

Предварительная работа:

ОО «Речевое развитие»

Дифференциация звуков. Пальчиковая гимнастика «Семья», дидактические игры , чтение  произведений.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Беседы с детьми «Звук и буква»                                                                     Д\игра «Составь слог»

ОО «Познавательное развитие»

Повторение алфавита. Просмотр презентации «звуки и буквы»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривания предметных картинок.  Прослушивания музыкальных композиций  

ОО «Физическое развитие»

 Проведение физминутка «В старом дереве дупло»

Словарная работа:

Активизация словаря:  цепочка слов.

Методы и приемы:

1.Художественное слово.

2.Вопросы.

3.Практические действия.

4.Беседа.

5.Показ иллюстраций.

6.Действия с дидактическим материалом.

7.Здоровье-сберегающая технология - физкультминутка.

Демонстрационный материал: телеграмма от Буратино. 6 золотых ключиков (5 одинаковых, 1 другой). 6 конвертов с порядковыми числами. Набор картинок, алфавит. Цепочки слов на две команды. Мяч.  Музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал:  вырезные буквы.

Оборудование: магнитная доска, шкатулка.  Музыка для фона.

Используемые формы организации продуктивной деятельности: групповая форма организации детей. Индивидуально-дифференцируемый подход к детям, испытывающим трудности при ответах.

 

Ход занятия:

(Дети заходят в группу и встают в круг).

Приветствуем гостей, приветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наше итоговое занятие! Дети, сегодня на адрес  пришло письмо, отгадайте от кого оно.

Загадка: Я человечек деревянный

 На воде и под водой

 Ищу ключик золотой,

 Всюду нос сую свой длинный,

 Кто я? Это … (Буратино).

Ведущий: Правильно, письмо пришло с адреса Буратино.

Ведущий: Дети, давайте вспомним, каким в сказке был Буратино? Кто его обманул? Что он искал? Кто ему помогал? Чем закончилась эта сказка?

(Дети отвечают на вопросы).

Ведущий: Послушайте, что пишет нам Буратино.

 «Я стал прилежным учеником, хожу в школу, хорошо учусь, у меня есть интересная книга – азбука. Я узнал, что через 1 год вы тоже пойдёте в школу, поэтому я решил, проверить вас и узнать чему вы научились в старшей группе. Посылаю вам шесть заданий (они находятся в конвертах), за каждое правильно выполненной задание вы будете получать золотой ключик. В конце – вас ждёт сюрприз, который находится в шкатулке.

(Дети приносят конверт с цифрой 1).

1 задание.

Ведущий: Буратино спрашивает вас, что такое звуки? Какие бывают звуки?

Какие звуки мы называем гласными?

Ребёнок: Звуки мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем.

Ребёнок: Гласные тянутся к песенке звонкой.

 Могут заплакать: А-А-А

 И закричать: О-О-О.

 Громкий гудок пароход подать: У-У-У.

 Нежно лошадкой могут заржать: И-И-И.

 Даже медведем могут рычать: Ы-Ы-Ы.

 Эхом далёким в лесу отвечать: Э-Э-Э,

 Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий: Говорить мы начинаем, что о гласных звуках знаем.

Дети: Гласные поются, произносятся без преграды, у них есть голосок, они образуют часть слова (слог), обозначаются красным цветом.

Ведущий: Какие звуки мы называем согласными?

Ребёнок: А согласные … согласны …

 Шелестеть, шептать, скрипеть,

 Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

 ССС … – змеиный слышен свист.

 ШШШ … - шуршит опавший лист.

 ЖЖЖ … - шмели в саду жужжат.

 РРР … - моторы тарахтят.

Ведущий: Говорить мы начинаем, что о согласных звуках знаем.

Дети: Согласные не поются, у них есть преграда, согласные могут быть звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими, обозначаются синим и злёным цветом.

Ведущий: Молодцы! Мы выполнили первое задание Буратино и получаем первый золотой ключик.  

(Дети приносят конверт с цифрой 2).

2 задание.

Ведущий: Поиграем в игру «Назови первый звук в слове и найди букву».

Мяч лови и мяч бросай

Первый звук ты называй.

Букву находи.

(Дети стоят вокруг ведущего, он называет слово и бросает мяч, тот кто поймал его называет звук, с которого это слово начинается, показывают букву в алфавите).

Слова: утюг, сом, мак, аист, Оля, носок, игра, лук, волк, этаж, зонт, шапка, жук.

Ведущий: Умницы! Вы справились и со вторым заданием и получаете второй

золотой ключик.  

(Дети приносят конверт с цифрой 3).

3 задание.

Ведущий: Дети, а что мы можем составить из букв и звуков?

Дети: Слоги и слова

Буратино выслал вам разные буквы. Я буду их вам раздавать, а вы будете составлять из них слова.

Девочки: у.т.к.а, к.о.с.а, ю.б.к.а..

Мальчики: ж.у.к, к.о.ш.к.а, л.и.с.а.

Ведущий: Прекрасно! Девочки и мальчики правильно собрали все слова и по праву получают третий золотой ключик.

Ведущий: Давайте немного отдохнем.

 Физкультминутка

      В старом дереве дупло -                                                                                              Это домик буквы О.                                                                                                     Рядом с нею на суку                                                                                                 Примостилась, буква У.                                                                                                В гости к нам издалека                                                                                              Прибежала буква А.                                                                                              Прилетела буква Я                                                                                                              На спине у воробья.                                                                                                       Буквы стали веселиться,                                                                                                      И смеяться, и кружиться,                                                                                                   То попрыгают немножко,                                                                                                  То похлопают в ладошки,                                                                                                       То присядут отдохнут,                                                                                                            То опять плясать начнут.

Какой по счёту конверт мы открываем конверт? Правильно, четвёртый.

(Дети приносят конверт с цифрой 4).

4 задание:

Ведущий: Ребята Буратино предлагает игру: «Раздели слова на слоги». На доске висят картинки, дети снимают картинки и делят слова на слоги. (Флаг, телефон, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок, букварь, глобус). Молодцы ребята!

(Дети приносят конверт с цифрой 5).

5 задание.

Ведущий: Буратино пишет, что он знает – вы занимались с педагогом и научились правильно произносить трудные звуки.

Учите детей при произнесении последнего слога интонационно выделять звук «Ш».

Ши-ши-ши, ши-ши-ши что-то шепчут камы... (ши)

Ше-ше-ше, ше-ше-ше это утка в камы... (ше)

Ша-ша-ша, ша-ша-ша выходи из камы... (ша)

Ше-ше-ше, ше-ше-ше нет уж утки в камы ... (ше)

Ши-ши-ши, ши-ши-ши что же шепчут камы... (ши)?

Учите детей звуки «С и С» произносить более протяжно, чем остальные звуки.

Са-са-са, са-са-са ой-ой-ой летит о... (са)

Сы-сы-сы, сы-сы-сы не боимся мы о... (сы)

Су-су-су, су-су-су видел кто из вас о... (су)

Сы-сы-сысы-сы-сы мы не видели о... (сы)

Си-си-си, си-си-си в водоеме кара... (си)

Ся-ся-ся, ся-ся-ся вот поймать бы кара... (ся)

Се-се-се, се-се-се карасей ловили в... (се)

Ся-ся-ся, ся-ся-ся не поймали кара... (ся)

Ведущий: Здорово! Вы заработали пятый золотой ключик. Идём на поиски

последнего конверта. Он лежит в шкафу.

(Дети приносят конверт с цифрой 6).

6 задание.

Ведущий: Буратино спрашивает: вы дружные ребята? Тогда он просит вас

разделиться на две команды. Каждой команде я выдам по набору картинок, где обозначение картинки написано. Например: жук.

Вы должны вместе, сообща построить из этих картинок «Цепочку слов».

Давайте вспомним, как цепляются слова в цепочке?

(Каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего).

(Дети строят «Цепочки слов», потом мы вместе их читают, а другая команда проверяет проверяем).

Ведущий: Вы всё правильно прицепили и заслужено получаете шестой золотой ключик. Давайте, ещё раз проверим все ли ключики у нас на месте.

Теперь внимательно смотрите

И шкатулочку найдите.

Ведущий: Нашу шкатулку откроет тот золотой ключик, который чем-то отличается от всех остальных.

(Дети находят нужный ключ и объясняют, чем он отличается).

Ведущий: Это и есть настоящий ключик от Буратино. Он откроет нашу шкатулку.

Вам открылась шкатулка не с проста,

Все задания вы сделали, друзья,

 Время провели, не зря,

Ключик Буратино вы нашли! Молодцы!!!

(Ведущий с детьми открывает шкатулку и раздаёт им сладкие подарки).

Ведущий: Вот и закончился наше занятие. В следующем году мы с вами продолжим играть со звуками и буквами. Будем

приобретать дальнейшие умения и навыки, которые вам пригодятся для успешного обучения в школе. Буратино передаёт вам всем большой привет и просит послушать песенку «Дружные ребята» (муз.С.Разоренова, сл.Н.Найденовой).

 Литература:

1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.

2. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического

восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: Детство-Пресс, 2000.

3. Унгефуг Е.Н. Итоговые логопедические занятия в подготовительной к

школе группе.// Логопед. 2009. №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по "Коммуникация" (чтение художественной литературы) в младшей группе. "В гостях у бабушки"

Программное содержание:-  закрепить знания о домашних животных, их детенышах; дать знания о корме для  животных;-  закрепить знание геометрических фигур;-  развивать внимание...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо области «Чтение художественной литературы»  и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь»с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...