НОД подготовка к обучению грамоте "Прогулка по родному городу"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Парамонова Ирина Вадимовна

подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx1004.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 13 г. Сердобска

Непрерывная образовательная деятельность.

Подготовка к обучению грамоте.

«Прогулка по родному городу»

                                                            Составила и провела:

                                                                            Парамонова Ирина Вадимовна

                                                                          воспитатель первой категории

                                                                          МДОУ д/с № 13 г. Сердобска

г. Сердобск

2023 г.

Непрерывная образовательная деятельность. Подготовка к обучению грамоте. «Прогулка по родному городу».

Цель: познакомить детей со звуками «р», «рь». 

Задачи:

Образовательные:

-    закреплять понятия «звук», «слово», «буква», «предложение»;

- закреплять правильное произношение звуков «р», «рь»;

-    совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

-   закреплять умение  составлять схемы слов и предложений;

Развивающие:

-   развивать фонематическое восприятие, внимание, память;

Воспитательные:

-   вызвать интерес к родному городу;

-   создать чувство гордости за свою малую родину;

 -   воспитывать умение работать в коллективе,

-  поощрять активность и самостоятельность. 

Оборудование: корзинка с воздушным шариком, конверт с изображением герба города Сердобска, фотографии достопримечательностей города Сердобска, схемы звуков, слогов, конструктор разного вида, дидактическая игра «Я говорю», карточки с изображением животных.

Ход НОД:

Вводная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар: ребята, посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шар. Что бы это значило? Ваши размышления. ( нас приглашают в путешествие, на экскурсию). В корзине что-то лежит.

Воспитатель достаёт конверт, в котором находится картинка с изображением герба города Сердобска.

- герб какого города изображён на картинке? (ответы детей). Значит, нас приглашают совершить экскурсию по родному городу. Вы согласны? Каким словом можно назвать место, где родился человек? (Родина).

- город, Родина, Сердобск, герб, родной, экскурсия. Какой звук встречается во всех этих словах? (р). Педагог показывает картинку с изображением звука, предлагает детям взять зеркала и произнести звук «р».

Характеристика звука.

- что происходит с нашим языком, зубами, губами при произнесении звука «р»? (ответы детей).  Характеристика звука. (согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим цветом). Но у него есть младший братец. Догадайтесь. (ответы детей, характеристика звука «рь»)

-игра «скажи наоборот». Воспитатель произносит слоги с твёрдым звуком «р», дети говорят слоги с мягким звуком «рь». (ра –ря, ро – рё, уру – урю и т.д.)

- я думаю, что звуки «р, рь» обязательно встретятся нам на экскурсии. На чём можно отправиться в путешествие по нашему родному городу? Я предлагаю выбрать транспорт, в названии которого есть звуки «р или рь. (ответы детей).

- а вы знаете, что раньше в Сердобске был аэродром, и летали вертолёты?

 Предлагаю прогулку на вертолёте. А чтобы было веселее, выберете себе друга, с которым вы будете путешествовать. (Дети разделяются на пары).

Составление звуковой схемы слов»

- Построим это слово из конструктора. (На столах лежат детали разного вида конструктора синего, красного и зелёного цвета. Дети за столами составляют схему слова «вертолёт». Двое детей у доски.)

- проверим наши вертолёты, чтобы в пути не произошла  авария. Кто составил слово так же, как на доске, поднимите зелёный светофорчик. Кто не так, красный. Исправьте ошибки.

- отправляемся смотреть достопримечательности Сердобска. Заведём моторы. «Винтокрылый вертолёт унесёт ребят в полёт». (Дети проходят на импровизированную полянку, садятся на палас в удобной позе. На полу лежит макет с нарисованными кругами красного, синего, зелёного, жёлтого  цвета. На кругах жёлтого цвета изображением вниз находятся фотографии достопримечательностей города Сердобска. Пара детей выбирает картинку, определяет, что на ней изображено, и составляет звуковую схему этого слова, шагая по кругам нужного цвета. Следующая пара детей выбирает следующую фотографию и т.д.)

-  Мы осмотрели достопримечательности родного города. В Сердобске живут разные животные. Предлагаю посмотреть, какие. Заведём моторы. «Винтокрылый вертолёт унесёт ребят в полёт».  (Дети проходят за столы. Берут карточки с изображением разных животных. )

Составление слоговых схем слов.

- задание: на верхнюю дорожку положить столько прямоугольников, сколько слогов в названии вашего животного.

- А теперь проверьте друг друга. Если ваш друг составил схему правильно, поднимите зелёный светофорчик, если неправильно, - красный. Исправьте ошибки.

- Следующее задание: на нижнюю дорожку положите столько прямоугольников, сколько в названии корма, которым питается ваше животное.

- А теперь проверьте друг друга. Если ваш друг составил схему правильно, поднимите зелёный светофорчик, если неправильно, - красный. Исправьте ошибки.

Составление схем предложений.

- Подумайте, чем занимаются жители нашего города? ( На отдельном столе лежат карточки с рисунками: лицо, предмет, действие, признак, предлог из дид. игры «Я говорю». Составление предложений по карточкам. Дети парами составляют одно предложение на двоих, берут нужные карточки, выкладывают на столах составленное предложение, «читают» его).

Знакомство с буквой.

- Пора познакомиться с буквой «р». Заведём моторы. «Винтокрылый вертолёт унесёт ребят в полёт».  Дети проходят к мольберту с изображением буквы «р». (показ буквы, из каких элементов состоит, на что похожа).

Конструирование буквы.

Предлагаю сделать букву. (Дети выбирают пластилин, шнурки, палочки, конструктор и т. д., конструируют букву)

Итог НОД.

- Наша прогулка по городу подошла к концу. С какими звуками мы сегодня познакомились? Какие слова с этими звуками встретились вам в путешествии? Что интересного вы узнали? Какие трудности встретились вам на пути? (ответы детей).

- В следующий раз мы отправимся на прогулку в другой город и постараемся преодолеть все трудности! Спасибо за приятное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Природа родного края" (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

НОД  "Природа родного края" - речевое развитие, подготовка к обучению грамоте. Интеграция -  образовательная область познавательное развитие....

Подготовка к обучению грамоте "Путешествие в город звуков"

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в поготовительной группе "Путешествие в город звуков"...

Выступление на педагогическом совете «Использование дидактических материалов, пособий при обучении дошкольников истории родного города»

Важно приобщать детей дошкольного возраста к культурным ценностям родного города, что становится для них первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, форми...

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»

Обобщить знания  детей  по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий),  гласные буквы».Развивать  фонематический сл...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие буквы О в город Алфавит"

Цель : познакомить детей со звуком и буквой ОЗадачи : Сформировать навык правильного произнесения звука ОРазвивать фонематическое восприятие : учить выделять звук в начале, середине и конце словаРазви...