25.04.23г. Уроки грамоты
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

Звук и буква -Ц-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_gramoty_3.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки грамоты

Конспект-сценарий. Апрель

Звук и буква Ц.

Цель: Знакомство детей со звуком и Буквой Ц.  

Задачи:  

        1.    Закреплять умение определять характеристики звука.  

        2.    Развивать фонематический слух.  

        3.    Учить слышать заданный звук в слогах.  

        4.    Формировать графические навыки.  

        5.    Учить определять количество слогов в словах.  

        6.    Развивать мелкую моторику.  

Оборудование:  

    1.  Кубики и таблица Зайцева  

    2.  Приложение 1, 2, 3  

    3.  Карандаш (синий)  

                                          Ход занятия

Воспитатель: (предлагает детям поиграть в паровозик)  

                                      Вот поезд наш едет,  

                                         Колёса стучат,  

            (дети двигаются за воспитателем с согнутыми в локтях руками)  

                   А в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу-чу, бежит паровоз  

                                Далёко, далёко ребят он повёз,  

                            (мелкий бег змейкой за воспитателем)  

                              Но вот остановка, кто хочет, слезай,  

                                  Буквы и звуки скорей изучай.  

Воспитатель: Как стучат колёса поезда? (Ч-ч-ч-ч-ч…) Какой звук вы сейчас произнесли?  

(отв. детей) А с какой буквой дружит звук Ч? (отв. детей) На каком кубике живёт буква Ч?  

(отв. детей) Найдите букву Ч на таблице. Воспитатель даёт в руки указку и даёт  

возможность каждому ребёнку показать букву. Пропоём песенки с буквой Ч. (пропевают  

склады с буквой Ч по таблице)  

Воспитатель:  Ребята,  а  помните,  как  Буковка  и  Слыш  отправились  в  гости  к  Дракоше  на  

поезде? Давайте узнаем, что же произошло дальше.  

       Друзья  сошли  с  поезда  и  поспешили  на  окраину  волшебного  города.  Там,  около  

горы,   в  небольшой    пещере    жил   их   друг  Дракоша.    Им   предстояло    пройти   мимо  

домовракушек, обойти аквапарк и карусели и подойти к горе.  

        Буковка  шла  спокойно,  рассматривая  дома  и  жителей  города.  А  Слыш  все  время  

останавливался и чесал правое ухо.  

        — Что случилось с твоим ухом? — спросила Буковка.  

стрекочущий шум: «ц-цц». Наверное, когда мы ехали в поезде, ветер задувал в мое правое  

ухо, оно простудилось и теперь ничего не слышит. Как же я буду слушать новые звуки?  

        — Давай  я посмотрю твое  ухо,— сказала Буковка. Она  тихонько  развернула его  и  

достала  из  правого  уха  Слыша  какой-то  маленький  зеленый  предмет,  который  громко  

стрекотал: -«ц-ц-ц».  

        — Да это же кузнечик! — воскликнула она. — Как ты оказался в ухе моего друга?  

        — Ц-д-ц, я ехал вместе с вами в поезде, в  гости к своей бабушке. А чтобы меня не  

сдуло ветром из вагона, я забрался в ухо к Слышу — там очень тепло и уютно! Мне было так  

комфортно, что от радости я стал стрекотать,— ответил малыш кузнечик. — Извините, что я  

вам  доставил беспокойство.  Я  вижу, что  мы уже  приехали. Здесь неподалеку живет  моя  

бабушка. Мне пора, прощайте!  

Кузнечик выпрыгнул из ладони Буковки и скрылся в траве. Слыш обрадовался, что его ухо  

опять  хорошо  слышит  и  что  оно  помогло  малышу  добраться  до  его  бабушки.  Песенка  

кузнечика тоже понравилась Слышу. «Ц-ц-ц» — застрекотал Слыш как маленький кузнечик.  

Язык  не  хотел  пропускать  воздух,  он  улегся  вниз,  прижался  к  нижним  зубам.  Зубы  тоже  

закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А воздух все равно  

прорвал преграду и резко, толчками выскакивал на волю.  

Попробуйте произнести звук Ц-ц-ц-ц-ц… Язык не хочет пропускать воздух, он поднялся к  

верхним зубам, поставил воздуху преграду.  

Как называются такие звуки, гласные или согласные? (отв. детей) Конечно звук Ц согласный.  

А   согласные   бывают   глухие   и   звонкие.   Узнаем   какой   звук   Ц,   звонкий   или   глухой?  

Воспитатель  определяет  вместе  с  детьми,  приложив  ладошку  к  горлышку.  Звук  Ц  

согласный, глухой. А теперь послушайте, как звучит звук Ц, твёрдо или мягко? Ц-ц-ц-ц-ц…  

(отв. детей) Конечно, мои губки совсем не улыбаются. Значит звук Ц – твёрдый.  

                                        Игра «Услышь звук».

Воспитатель:  Я  буду  петь  различные  песенки,  как  только  услышите  звук  Ш,  хлопните  в  

ладошки.  

Ма, Ву, Цо, Ти, Са, Ца, Ки, Ру, Си, Це, Лу, Мы, и т.д.  

                                   Игра «Какой звук по счёту?»  

Воспитатель: Я буду петь песенки со звуком Ц. Вы внимательно послушайте. Если звук Ц  

слышится первым, хлопните в ладошки один раз. Если звук слышится последним,  

хлопните в ладошки 2 раза.  

Цу, аЦ, иЦ,  уЦ, Цо и т.д.  

 Воспитатель:  

        А Буковка написала букву:  

        Слыш посмотрел на её рисунок и сказал:  

        Вот какая буква Ц:  

        С хвостиком на конце. (Написать букву на доске) -

        Покажите хвостик у буквы Ц.  

-  Если  Ц  согласная,  глухая,  мягкая,  тогда  на  каких  кубиках  нам  надо  искать  букву  Ц?  (на  

коричневых)   Какие   коричневые   кубики        у   нас   есть?   (большие,   маленькие,   длинные,        короткие).  Но  буква  Ц  живёт  на  особом  коричневом  длинном,  большом  

кубике. Вот он. Споём песенки буквы Ц. Воспитатель пропевает песенки на кубике. Затем  

предлагает  найти  детям  изображение  кубика  с  Ц  на  таблице  и  пропеть  склады  с  Ц  по  

таблице.  

                                    Игра «Сколько слогов?»  

Воспитатель:  Определим   сколько   слогов   в   слове   «Палец».      Дети   произносят   слово,

одновременно прохлопывая его. Сколько хлопков, столько и слогов.

Слова: овца, цинк, синица. цветы, цапля, колодец, царь.

Пальчиковая гимнастика «Кузнечик»

(поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и

говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги) Наш кузнечик

маленький.

Зелененький, удаленький,

Лапками стрекочет,

Бить он в бубен хочет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"КОЖЕВНИКОВА Надежда Сергеевна воспитатель      Цель занятия: помочь дошкольника освоить про...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...