25.04.23г. Уроки грамоты
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Уроки грамоты
Конспект-сценарий. Апрель
Звук и буква Ц.
Цель: Знакомство детей со звуком и Буквой Ц.
Задачи:
1. Закреплять умение определять характеристики звука.
2. Развивать фонематический слух.
3. Учить слышать заданный звук в слогах.
4. Формировать графические навыки.
5. Учить определять количество слогов в словах.
6. Развивать мелкую моторику.
Оборудование:
1. Кубики и таблица Зайцева
2. Приложение 1, 2, 3
3. Карандаш (синий)
Ход занятия
Воспитатель: (предлагает детям поиграть в паровозик)
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
(дети двигаются за воспитателем с согнутыми в локтях руками)
А в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу-чу, бежит паровоз
Далёко, далёко ребят он повёз,
(мелкий бег змейкой за воспитателем)
Но вот остановка, кто хочет, слезай,
Буквы и звуки скорей изучай.
Воспитатель: Как стучат колёса поезда? (Ч-ч-ч-ч-ч…) Какой звук вы сейчас произнесли?
(отв. детей) А с какой буквой дружит звук Ч? (отв. детей) На каком кубике живёт буква Ч?
(отв. детей) Найдите букву Ч на таблице. Воспитатель даёт в руки указку и даёт
возможность каждому ребёнку показать букву. Пропоём песенки с буквой Ч. (пропевают
склады с буквой Ч по таблице)
Воспитатель: Ребята, а помните, как Буковка и Слыш отправились в гости к Дракоше на
поезде? Давайте узнаем, что же произошло дальше.
Друзья сошли с поезда и поспешили на окраину волшебного города. Там, около
горы, в небольшой пещере жил их друг Дракоша. Им предстояло пройти мимо
домовракушек, обойти аквапарк и карусели и подойти к горе.
Буковка шла спокойно, рассматривая дома и жителей города. А Слыш все время
останавливался и чесал правое ухо.
— Что случилось с твоим ухом? — спросила Буковка.
стрекочущий шум: «ц-цц». Наверное, когда мы ехали в поезде, ветер задувал в мое правое
ухо, оно простудилось и теперь ничего не слышит. Как же я буду слушать новые звуки?
— Давай я посмотрю твое ухо,— сказала Буковка. Она тихонько развернула его и
достала из правого уха Слыша какой-то маленький зеленый предмет, который громко
стрекотал: -«ц-ц-ц».
— Да это же кузнечик! — воскликнула она. — Как ты оказался в ухе моего друга?
— Ц-д-ц, я ехал вместе с вами в поезде, в гости к своей бабушке. А чтобы меня не
сдуло ветром из вагона, я забрался в ухо к Слышу — там очень тепло и уютно! Мне было так
комфортно, что от радости я стал стрекотать,— ответил малыш кузнечик. — Извините, что я
вам доставил беспокойство. Я вижу, что мы уже приехали. Здесь неподалеку живет моя
бабушка. Мне пора, прощайте!
Кузнечик выпрыгнул из ладони Буковки и скрылся в траве. Слыш обрадовался, что его ухо
опять хорошо слышит и что оно помогло малышу добраться до его бабушки. Песенка
кузнечика тоже понравилась Слышу. «Ц-ц-ц» — застрекотал Слыш как маленький кузнечик.
Язык не хотел пропускать воздух, он улегся вниз, прижался к нижним зубам. Зубы тоже
закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А воздух все равно
прорвал преграду и резко, толчками выскакивал на волю.
Попробуйте произнести звук Ц-ц-ц-ц-ц… Язык не хочет пропускать воздух, он поднялся к
верхним зубам, поставил воздуху преграду.
Как называются такие звуки, гласные или согласные? (отв. детей) Конечно звук Ц согласный.
А согласные бывают глухие и звонкие. Узнаем какой звук Ц, звонкий или глухой?
Воспитатель определяет вместе с детьми, приложив ладошку к горлышку. Звук Ц
согласный, глухой. А теперь послушайте, как звучит звук Ц, твёрдо или мягко? Ц-ц-ц-ц-ц…
(отв. детей) Конечно, мои губки совсем не улыбаются. Значит звук Ц – твёрдый.
Игра «Услышь звук».
Воспитатель: Я буду петь различные песенки, как только услышите звук Ш, хлопните в
ладошки.
Ма, Ву, Цо, Ти, Са, Ца, Ки, Ру, Си, Це, Лу, Мы, и т.д.
Игра «Какой звук по счёту?»
Воспитатель: Я буду петь песенки со звуком Ц. Вы внимательно послушайте. Если звук Ц
слышится первым, хлопните в ладошки один раз. Если звук слышится последним,
хлопните в ладошки 2 раза.
Цу, аЦ, иЦ, уЦ, Цо и т.д.
Воспитатель:
А Буковка написала букву:
Слыш посмотрел на её рисунок и сказал:
Вот какая буква Ц:
С хвостиком на конце. (Написать букву на доске) -
Покажите хвостик у буквы Ц.
- Если Ц согласная, глухая, мягкая, тогда на каких кубиках нам надо искать букву Ц? (на
коричневых) Какие коричневые кубики у нас есть? (большие, маленькие, длинные, короткие). Но буква Ц живёт на особом коричневом длинном, большом
кубике. Вот он. Споём песенки буквы Ц. Воспитатель пропевает песенки на кубике. Затем
предлагает найти детям изображение кубика с Ц на таблице и пропеть склады с Ц по
таблице.
Игра «Сколько слогов?»
Воспитатель: Определим сколько слогов в слове «Палец». Дети произносят слово,
одновременно прохлопывая его. Сколько хлопков, столько и слогов.
Слова: овца, цинк, синица. цветы, цапля, колодец, царь.
Пальчиковая гимнастика «Кузнечик»
(поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и
говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги) Наш кузнечик
маленький.
Зелененький, удаленький,
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"КОЖЕВНИКОВА Надежда Сергеевна воспитатель Цель занятия: помочь дошкольника освоить про...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Солнышко» Тема Уроки грамоты
Составила и провела воспитатель:Кобзова Илона Сергеевна...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты – звук Л (л’)".
Задания для детей по обучению грамоте....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:· закреплять понятия «звук», &la...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...