Проект: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».
консультация по обучению грамоте

Аверина Ольга Геннадьевна

Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Будущие отличники"54.26 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

Проект: «Будущие отличники»

по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».

ММО логопедов

Подготовили учителя-логопеды:

                                                                           Аверина О.Г., Комарова М.А.  

Моска, г.о. Троицк – 2023г.

2023 г.

     

    Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения.

Тема проекта: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».

Вид проекта: долгосрочный 

 Тип проекта: коррекционный, информационный, практико-ориентированный проект

Участники проекта: дети с нарушениями речи 6-7 лет.

Сроки реализации: 1 год (сентябрь-май)

 Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.

                                             

Участники проекта: дети 6-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Задачи проекта:

  1.  Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
  2. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
  3. Совершенствовать пространственную ориентировку;
  4. Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии.
  5. Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
  6. Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.
  7. Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования, специалисты все чаще поднимают вопрос о необходимости повышения качества подготовки детей к школе, проведения пропедевтических мероприятий с целью предупреждения возможных трудностей обучения детей в школе. Предупреждение нарушения письма и чтения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок с нарушениями речи, который поступает в школу, испытывает большие трудности в обучении. При этом сохраняется негативная тенденция отсутствия преемственности в работе учителей-логопедов дошкольного учреждения и школы. Все это актуализирует вопросы необходимости профилактики дисграфии и дислексии специалистами ДО.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с нарушениями речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. Профилактику дислексии и дисграфии целесообразно начинать в дошкольном возрасте, формируя и развивая у воспитанников зрительно-пространственный гнозис, память, внимание, мелкую моторику, аналитико-синтетическую деятельность. Существенное значение имеет деятельность логопеда, направленная на коррегирование дефектов звукопроизношения, совершенствование лексико-семантического строя речи.

Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с нарушениями речи» позволяет решить основные задачи обучения, это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

Предполагаемый результат проекта:

  • Создавать предпосылки к грамотному овладению письмом и чтением.
  • Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
  • Четко дифференцировать звуки родного языка;
  • Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Выработать навыки составления и чтения слогов, слов.                                                      
  • Повышать заинтересованность, активность, творческое участие родителей в жизни своих детей.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
  • Сотрудничество педагогов ДО с семьей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

 Ресурсы проекта:

  • материально-технические ресурсы: - информационно-деловое оснащение проекта; - наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;
  • материал для детской продуктивной деятельности;
  • кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;
  • интернет ресурс.

Планирование и реализация проекта

1 этап Подготовительный
Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.

  1. Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
    Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения
  2. Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
  3. Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
  4. Составление перспективного плана мероприятий.

2 этап Основной

месяц

форма и содержание

цель

Участники

сентябрь

Диагностика уровня развития речи.

Анкетирование родителей

Выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Логопед, воспитатели, родители

октябрь

1. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать»

2. Чтение худ. призведения  А. Усачев «Малуся и Рогопед»

3. Д/И на дифференциацию понятий «звук – буква»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.

Логопед, воспитатели, родители, дети

ноябрь

1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко»

2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка»

Развивать фонематические представления и чувств ритма.

Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме

Логопед, воспитатели, родители, дети, муз. руководитель

декабрь

1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»:

 «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы»

2.Памятка для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах»

3. Посетить день открытых дверей в школе.

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Вооружить родителей практическими знаниями.

Преемственность со школой.

Все участники проекта

январь

1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог»

«Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом»

2.Интерактивная игра

«Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи»

3. Мастер-класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов как способ подготовки ребенка к школе».

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте

Все участники проекта

февраль

1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино»

2. Совместная творческая работа детей и родителей «Послушная буква».

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Все участники проекта

март

1. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы.

2. Выступление  на педсовете: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте».

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Преемственность ДО и начальной школы

Все участники проекта

апрель

1. Выступление на семинаре по теме « Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

2. Викторина  для детей «На пороге школы»

3. Использование ИКТ для профилактики дисграфии и дислексии: игры «Мерсибо», «Игры для Тигры», презентации.

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Выявить уровень знаний у детей по теме.

Логопед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов

май

Диагностика детей

Презентация проекта.

Размещение материала на сайте ДО.

Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту.

Распространение опыта по теме.

Логопед, воспитатели, родители, дети, психолог

3 этап Заключительный
Диагностика детей

Презентация проекта.

Размещение материала на сайте ДО.

Заключение.

Таким образом, тщательно спланированная и целенаправленная деятельность учителя-логопеда (базирующаяся на основных принципах обучения) с использованием дидактических игр и упражнений по обучению грамоте детей с нарушениями речи значительно повысит эффективность работы специалиста по преодолению стойких нарушений устной и письменной речи и, следовательно, предупредит такие серьезные проблемы, как дисграфия и дислексия.

Литература

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....

Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...

Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушением речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе....

«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи».

laquo;Профилактика дисграфии и дислексииу детей 5-7 лет с нарушениями речи»....

Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...

Презентация "Проект "Будущие отличники" по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет»

Презентация проекта "Будущие отличники" по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет....