Проект: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».
консультация по обучению грамоте
Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Будущие отличники" | 54.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»
Проект: «Будущие отличники»
по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».
ММО логопедов
Подготовили учителя-логопеды:
Аверина О.Г., Комарова М.А.
Моска, г.о. Троицк – 2023г.
2023 г.
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения.
Тема проекта: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: коррекционный, информационный, практико-ориентированный проект
Участники проекта: дети с нарушениями речи 6-7 лет.
Сроки реализации: 1 год (сентябрь-май)
Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.
Участники проекта: дети 6-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Задачи проекта:
- Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
- Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
- Совершенствовать пространственную ориентировку;
- Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии.
- Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
- Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.
- Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.
Актуальность
На современном этапе развития дошкольного образования, специалисты все чаще поднимают вопрос о необходимости повышения качества подготовки детей к школе, проведения пропедевтических мероприятий с целью предупреждения возможных трудностей обучения детей в школе. Предупреждение нарушения письма и чтения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок с нарушениями речи, который поступает в школу, испытывает большие трудности в обучении. При этом сохраняется негативная тенденция отсутствия преемственности в работе учителей-логопедов дошкольного учреждения и школы. Все это актуализирует вопросы необходимости профилактики дисграфии и дислексии специалистами ДО.
Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)
Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с нарушениями речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. Профилактику дислексии и дисграфии целесообразно начинать в дошкольном возрасте, формируя и развивая у воспитанников зрительно-пространственный гнозис, память, внимание, мелкую моторику, аналитико-синтетическую деятельность. Существенное значение имеет деятельность логопеда, направленная на коррегирование дефектов звукопроизношения, совершенствование лексико-семантического строя речи.
Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с нарушениями речи» позволяет решить основные задачи обучения, это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Предполагаемый результат проекта:
- Создавать предпосылки к грамотному овладению письмом и чтением.
- Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
- Четко дифференцировать звуки родного языка;
- Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
- Повышать заинтересованность, активность, творческое участие родителей в жизни своих детей.
- Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
- Сотрудничество педагогов ДО с семьей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Ресурсы проекта:
- материально-технические ресурсы: - информационно-деловое оснащение проекта; - наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;
- материал для детской продуктивной деятельности;
- кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;
- интернет ресурс.
Планирование и реализация проекта
1 этап Подготовительный
Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.
- Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения - Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
- Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
- Составление перспективного плана мероприятий.
2 этап Основной
месяц | форма и содержание | цель | Участники |
сентябрь | Диагностика уровня развития речи. Анкетирование родителей | Выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии. | Логопед, воспитатели, родители |
октябрь | 1. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать» 2. Чтение худ. призведения А. Усачев «Малуся и Рогопед» 3. Д/И на дифференциацию понятий «звук – буква» | Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте Воспитывать у детей желание к обучению грамоте. | Логопед, воспитатели, родители, дети |
ноябрь | 1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко» 2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка» | Развивать фонематические представления и чувств ритма. Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме | Логопед, воспитатели, родители, дети, муз. руководитель |
декабрь | 1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»: «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы» 2.Памятка для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах» 3. Посетить день открытых дверей в школе. | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Вооружить родителей практическими знаниями. Преемственность со школой. | Все участники проекта |
январь | 1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог» «Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом» 2.Интерактивная игра «Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи» 3. Мастер-класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов как способ подготовки ребенка к школе». | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте | Все участники проекта |
февраль | 1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино» 2. Совместная творческая работа детей и родителей «Послушная буква». | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. | Все участники проекта |
март | 1. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы. 2. Выступление на педсовете: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте». | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Преемственность ДО и начальной школы | Все участники проекта |
апрель | 1. Выступление на семинаре по теме « Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» 2. Викторина для детей «На пороге школы» 3. Использование ИКТ для профилактики дисграфии и дислексии: игры «Мерсибо», «Игры для Тигры», презентации. | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Выявить уровень знаний у детей по теме. | Логопед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов |
май | Диагностика детей Презентация проекта. Размещение материала на сайте ДО. | Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту. Распространение опыта по теме. | Логопед, воспитатели, родители, дети, психолог |
3 этап Заключительный
Диагностика детей
Презентация проекта.
Размещение материала на сайте ДО.
Заключение.
Таким образом, тщательно спланированная и целенаправленная деятельность учителя-логопеда (базирующаяся на основных принципах обучения) с использованием дидактических игр и упражнений по обучению грамоте детей с нарушениями речи значительно повысит эффективность работы специалиста по преодолению стойких нарушений устной и письменной речи и, следовательно, предупредит такие серьезные проблемы, как дисграфия и дислексия.
Литература
1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.
4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....
Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...
Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушением речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе....
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи».
laquo;Профилактика дисграфии и дислексииу детей 5-7 лет с нарушениями речи»....
Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...
Профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и ...
Презентация "Проект "Будущие отличники" по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет»
Презентация проекта "Будущие отличники" по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет....