НОД "Подготовка детей к обучению грамоте" Тема "Звук и буква Х"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: продолжать формировать у детей фонематический слух, звуковой анализ и синтез.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_podgotovka_detey_k_obucheniyu_gramote_zvuk_i_bukva_h.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности:
образовательная область
«Речевое развитие «Подготовка детей к обучению грамоте».
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи №7 «Маленькая страна».
Тема: «Звук [Х]. Буква Х».
Подготовила:
Андронова Т. А., учитель-логопед
г. Советский
25.01.2023г.
Интеграция образовательных областей.
«Речевое развитие» – развитие компонентов устной речи: подготовка детей к обучению грамоте, произносительная сторона.
«Социально - коммуникативное» – развитие игровой деятельности детей, приобщение к нормам общения и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
«Коммуникативная» – беседа, вопросы, совместная речевая деятельность.
«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.
«Физическое развитие» – развитие мелкой моторики, графомоторики, ловкости, зрительно-двигательной координации.
Интеграция видов деятельности:
Игровая – задания выполняются в игровой форме.
Коммуникативная – осуществляется в течение всей НОД и способствует развитию всех компонентов устной речи и навыкам общения.
Познавательная – узнать, запомнить новые сведения, слова, получить знания.
Двигательная – показать буквы используя движения своего тела.
Социально-коммуникативная – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Проблемно-поисковая – решение проблемных ситуаций путем выполнения заданий.
Вид занятия: тематическое «Подготовка детей к обучению грамоте».
Формы образовательной деятельности: групповая.
Цель: продолжать формировать у детей фонематический слух, звуковой анализ и синтез.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять понятия «звук», «слово», «буква».
2. Продолжать обучать о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый) и их акустических особенностях.
3. Знакомить с буквой Х.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Продолжать формировать фонематический слух:
- выделять звук [Х] в звукосочетаниях, в слогах, словах;
- находить слова со звуком [Х];
2. Определять позицию звука [Х] в словах.
3. Упражнять количество слогов в словах.
4. Совершенствовать навык проведения звукового анализа слова из 4-х звуков на примере слова МУХА, составления звуковой схемы слова.
5.Закреплять знание графического образа пройденных букв.
6.Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.
7.Развивать внимание, мелкую моторику.
8.Продолжать формировать графомоторику пальцев рук, правильно держать карандаш при письме.
9. Развивать ловкость, зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные задачи:
Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками, навыков сотрудничества в совместной деятельности.
Планируемый результат: владеть понятиями «звук», «слово», «буква», умение самостоятельно находить слова на заданный звук [Х], определять количество слогов в словах, определять позицию звука [Х], сложить разрезные картинки, проведения звукового анализа слова из 4-х звуков на примере слова МУХА.
Оборудование: магнитные доски.
Демонстрационный материал: буква Х из четырех частей; буква Х; фишки синего, красного цвета; буквы к слову МУХА; разрезные картинки (холодильник, кухня, шахматы, мухомор, орех, пароход, хлеб, сахарница, горох); предметные картинки (халат, мухомор, хобот, хвост, холодильник, лейка, чемодан); буквы М, К, А, П, Т; цифры 1, 2, 3, 4; схема для определения позиции звука [Х]; буквы Х, О, Ы, У, И, Э, А.
Раздаточный материал: разрезные картинки (холодильник, орех, мухомор, кухня); схема для определения позиции звука [Х]; фишки синего, красного цвета; буквы М, У, Х, А; простые карандаши; тетради; тарелочки (пуговицы, камни., грецкие орехи, стеклышки).
Предварительная работа: игра «Сложить картинки».
Индивидуальная работа: следить за произношением звука [Р] у Жени М, Даниила Д., Ярослава К., звук [Л] у Саши К., Насти С.; следить за осанкой у детей.
№ | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время (примерное) | |
I. | Вводная часть Организационный момент | ||
Логопед: ребята, у нас сегодня гости на занятии. Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг, Руку дайте другу слева и скорей вставайте в круг! Логопед: ребята, сложите картинки. Логопед: назовите свои картинки. Определите, какой звук звучит в этих словах? Логопед: правильно. Мы сегодня повторим звук [Х] и познакомимся с буквой Х. Характеристика звука [Х]. Логопед: произнесите звук [Х]. Логопед: как располагается язык при произнесении звука [Х]. Логопед: положите руку на горлышко, оно дрожит или нет? Логопед: значит звук [Х], какой звук? | Коммуникативная. Дети выкладывают картинки на столах (холодильник, хлеб, мухомор, сахарница, кухня, пароход, шахматы, орех, горох, вездеход). Саша: в этих словах звучит звук [Х]. Дети произносят звук [Х]. Дети: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Дети: голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Дети: звук [Х] глухой. | 2 мин. | |
II. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | ||
Логопед: вот буква Х. Но, что это? Буква порвана, кто это сделал? Посмотрите, здесь написано «Ха, Ха, найдите части буквы. Буквоежка». Логопед: ребята, поможем найти части буквы Х для Буквоежки? Логопед: чтобы найти части буквы Х, надо выполнить задания, справимся? | Дети: да. Дети: справимся. | 1 мин. | |
III. | Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | ||
1. | Логопед: вам надо поймать звук [Х]: А) в звукосочетаних: а, в, х, т, п, х, х, м; Б) в слогах: мА, до, ху, ты, хо, на, ух. Логопед: найдите слова, в которых есть звук [Х]. Логопед: молодцы! Вот одна часть буквы Х. | Игра «Ловишки» (дети встают спиной к педагогу) Дети: петух, холодильник, мухомор, хобот, | 2,5 мин. |
2. | Логопед: определите, где находится звук [Х] в ваших словах. Логопед: проверьте друг у друга. Логопед: Катя, где находится звук [Х] в слове петух? Логопед: Ярослав, где находится звук [Х] в слове мухомор? Логопед: Настя, где находится звук [Х] в слове муха? Логопед: вот еще одна часть буквы Х. | Дети присаживаются за столы. Катя: в слове петух звук [Х] находится в конце слова. Ярослав: в слове мухомор звук [Х] находится в середине слова. Настя: в слове муха звук [Х] находится в середине слова. | 1,5 мин. |
3. | Логопед: Физкультминутка. Мы шли, шли, шли (дети шагают на месте) Что за букву мы нашли. Буквы М, У, К, Т, П. | Логопед показывает карточку с изображением буквы, дети показывают используя движения своего тела. | 1,5 мин. |
4. | Логопед: молодцы, вот часть буквы Х. Логопед: это буква Х. Буквоежке будет приятно, что мы справились. Из каких частей состоит буква Х? Логопед: выложите букву Х. | Дети: буква Х состоит из двух частей. Дети выкладывают букву Х из природного материала (камешки, сосновые шишки, ракушки). | 2 мин. |
5. | Логопед: откройте тетради, пропишите букву Х. Букву Х пишем сверху вниз, указательный пальчик «лежит» на карандаше. Логопед: отгадайте слово, которое я произнесу по звукам М, У, Х, А. Логопед: Вера, сколько слогов в слове МУХА? Логопед: сколько гласных звуков в слове МУХА? Логопед: назовите гласные звуки в слове МУХА. Логопед: сколько согласных звуков в слове МУХА? Логопед: назовите согласные звуки в слове МУХА. Логопед: скажите, какие согласные звуки [М, Х] в слове МУХА? Логопед: выложите слово МУХА фишками. Логопед: посмотрите на доску, проверьте себя. Замените звуки на буквы. Прочитаем слово МУХА. Логопед: перепишите слово МУХА в тетрадь. Я сфотографирую ваши работы для Буквоежки. | Дети присаживаются за столы. Дети прописывают букву Х. Дети: слово МУХА. Вера: в слове МУХА 2 слога.. Настя: в слове МУХА 2 гласных звука. Дети: гласные звуки [А, У]. Дети: в слове МУХА 2 согласных звука. Дети: согласные звуки [М, Х]. Дети: звуки [М, Х] в слове МУХА твердые, обозначаем синей фишкой. Дети выкладывают слово МУХА фишками. Дети: МУХА. Дети переписывают слово МУХА в тетрадь. | 1,5 мин. |
IV. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | ||
Логопед: прочитаем слоги с буквой Х. Логопед: придумайте слова на слоги. | Дети читают слоги. Ответы детей. | 2 мин. | |
V. | Рефлексия. Логопед: с каким звуком мы работали? Логопед: какой звук [Х]? Логопед: кому мы помогали? Логопед: с какой буквой вы познакомились? Логопед: какие задания вам понравились больше всего? Логопед: какие задания вызвали затруднения? Логопед: на занятии мы закрепили знания о мебели. Фотографии я отправлю Буквоежке. | Катя: мы работали со звуком [Х]. Дети: звук [Х] согласный, твердый, обозначаем синей фишкой. Дети: мы познакомились с буквой Х. |
Список литературы:
1. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группа «Подготовка детей к обучению грамоте» группе детского сада для детей с ОНР. СБ Детсво-пресс, 2018г.
2Козырева Л. М. Развитие речи для детей от 5-7 лет. Ярославль. — М.: Академия, 2001г.. — 158 с: ил.
3. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М.:Аркти, 2006г.
САМОАНАЛИЗ
непосредственно-образовательной деятельности
образовательная область
«Речевое развитие «Подготовка детей к обучению грамоте».
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи №7 «Маленькая страна».
Дата проведения: 25.01.2023г.
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась в подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Маленькая страна».
Присутствовало: 8 детей.
Тема НОД: «Звук [Х]. Буква Х».
Интеграция образовательных областей.
«Речевое развитие» – развитие компонентов устной речи: подготовка детей к обучению грамоте, произносительная сторона.
«Социально - коммуникативное» – развитие игровой деятельности детей, приобщение к нормам общения и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
«Коммуникативная» – беседа, вопросы, совместная речевая деятельность.
«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.
«Физическое развитие» – развитие мелкой моторики, графомоторики, ловкости, зрительно-двигательной координации.
Цель: формирование у детей фонематического слуха и восприятия: формирование представлений о звуке [Х] и букве Х.
Исходя из цели НОД, поставила:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять понятия «звук», «слово», «буква».
2. Продолжать обучать о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый) и их акустических особенностях.
3. Знакомить с буквой Х.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Продолжать формировать фонематический слух:
• выделять звук [Х] в звукосочетаниях, в слогах, словах;
• находить слова со звуком [Х];
2. Определять позицию звука [Х] в словах.
3. Упражнять количество слогов в словах.
4. Совершенствовать навык проведения звукового анализа слова из 4-х звуков на примере слова МУХА, составления звуковой схемы слова.
5.Закреплять знание графического образа пройденных букв.
6.Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.
7.Развивать внимание, мелкую моторику.
8.Продолжать формировать графомоторику пальцев рук, правильно держать карандаш при письме.
9. Развивать ловкость, зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные задачи: содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками, навыков сотрудничества в совместной деятельности.
Представленный конспект является авторской разработкой в соответствии с задачами коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет, в соответствии с ФГОС ДО. Также с учётом дидактических и общепедагогических принципов: принцип непрерывности; принцип активности; принцип доступности; принцип психологической комфортности
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: буква Х из четырех частей; буква Х; фишки синего, красного цвета; буквы к слову МУХА; разрезные картинки (холодильник, кухня, шахматы, мухомор, орех, пароход, хлеб, сахарница, горох); предметные картинки (халат, мухомор, хобот, хвост, холодильник, лейка, чемодан); буквы М, К, А, П, Т; цифры 1, 2, 3, 4; схема для определения позиции звука [Х]; буквы Х, О, Ы, У, И, Э, А. Это помогло мне раскрыть тему интересно, удержать внимание детей на протяжении всего НОД.
При подготовке к НОД была проведена предварительная работа: НОД «Подготовка детей к обучению грамоте» запланирована и проводится в течении года (2 раза в неделю); дети показывают буквы используя движения своего тела; проводим занятия по графомоторики (прописи в тетрадях, штриховка, игры и упражнения с буквами для предупреждения оптической дисграфии); чтение слогов с пройденными буквами.
На первом этапе «Организационный момент» – приглашение детей на игровую деятельность «Сдюжить картинки» (со звуком [Х]) для стимуляции внимания.
На втором этапе «Актуализация знаний – выход на проблему. Мотивация» для детей создала проблемную ситуацию (помочь Буквоежке собрать части буквы Х), что усилило эмоциональный настрой детей в реализации цели НОД (знакомство с новым звуком [Х]).
Основная часть НОД предусматривает решение проблемной ситуации, а также, актуализацию знаний и начало выполнения действий по коррекционно-развивиающим задачам НОД в соответствии поставленной цели: формирование фонематического слуха и восприятия, формирование представлений о звуке [Х] и букве Х): игра «Ловишки» (поймай звук [Х]), найти слова со звуком [Х], деление слов на слоги, определение позиции звука в словах [Х], знакомство с буквой Х (здесь решалась задача по оптической дисграфии (выложить букву Х камушками), затем прописать букву Х в тетрадях. Я напомнила правила написания буквы и как держать карандаш. Выполнение звуко-буквенного анализа и синтеза слова муха, дети выполнили самостоятельно, т.е. дети владеют данной задачей. Поставленные мною задачи дети выполняли самостоятельно, верно, применяла приём, проверяли друг у друга (определение позиции звука в словах),
В ходе всей НОД старалась подать материал интересно, доступно и понятно. На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась правильных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д. Так же я обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных.
В заключительной части был подведен итог («Выложите из палочек мебель. Это и будут наши схемы мебели для первобытного человека»). Подводя итог НОД привлекла к этому детей, попросила высказаться «О чём мы сегодня говорили? Кому мы помогли?». Смогла создать ситуацию успеха.
В каждом этапе НОД были использованы наглядные пособия и необходимые атрибуты, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Атрибуты достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в НОД. С учетом ФГОС ДО эффективного использования времени учебное пространство разделено на зоны.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную и речевую активность, использовали имеющиеся знания и умения. НОД построено так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия. Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.
Для реализации задач в НОД были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной форме программные задачи.
Индивидуальная работа следила за правильным произношением звукаов в словах, полных ответов. Уровень речевого развития детей соответствовал возрасту детей. Дети следили за правильным произношением звуков.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Тема НОД была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их речевого нарушения и индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Дети динамично переключались от одного игрового упражнения к другому, интерес постоянно поддерживался. Стимулировала детскую активность, пыталась выстроить диалог с каждым ребенком. Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
Список источников:
1. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группа «Подготовка детей к обучению грамоте» группе детского сада для детей с ОНР. СБ Детсво-пресс, 2018г.
2Козырева Л. М. Развитие речи для детей от 5-7 лет. Ярославль. — М.: Академия, 2001г.. — 158 с: ил.
3. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М.:Аркти, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."
Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...
Методическая разработка НОД по подготовке детей к обучению грамоте "Гласные и согласные звуки и буквы"
Конспект занятия в старшей группе....
Открытое занятие по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной школе группе "Звуки (Н - НЬ) и буквы Н н "
Звуки (Н -НЬ) и буквы Н н...
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".
На занятии дети помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....
Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте "Звук [Ц]. Буква Ц"
Занятие по подготовке к обучению грамоте"Звук [Ц]. Буква Ц"...
Конспект занятия по обучению грамоте «Что такое буквы, звуки , алфавит» для детей дошкольного возраста
Конспект занятия для детей дошкольного возраста по обучению грамоте. Данное занятие легко поможет детям понять , что такое звук, буква, алфавит. Занятие даст детям начальное представление о строении с...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...
- Мне нравится (3)