Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты занятий к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Иркутская область, Куйтунский район, село Каразей,
Конспект составила: воспитатель МБОУ ЦО «Каразей»
детский сад «Земляничка» Черкасова Ольга Владимировна
Занятие №3 (ч 1, с. 8 – 9)
Тема: Составление рассказа на тему «Как мы играем».
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель: Расширение и углубление знаний детей о признаках предметов, продолжать учить составлять рассказ по картине, развитие логического мышления.
Задачи:
Образовательная:
Совершенствование и развитие речи: Составление рассказа на тему «Как мы играем».
Формирование чёткого произношения звуков: Выделение звуков из слов в порядке их следования.
Словарная работа: Составление видовых пар – игра, игрушки, играют, играет.
Гигиенические правила письма: Письмо в ограниченном пространстве (полуовалы и овалы).
Конструирование предметов – игрушки мяч, шар, домик.
Развивающая: Развитие любознательности, активности; умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; развитие способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умения работать по правилу, по образцу. Воспитательная: Формировать необходимые навыки и умения, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Предпосылки УУД:
- Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; различать голоса детей, педагога; невербально общаться (мимика).
- Регулятивные: Умение анализировать предметы; осуществлять действия по образцу; учиться видеть свою ошибку и исправлять;
- Познавательные: Выделять их общие признаки и различия; устанавливать аналогии по существенным признакам.
- Личностные: Положительно относиться к занятиям.
Предварительная работа: Игры с игрушками, отгадывание загадок, чтение стихотворений про игрушки.
Оборудование:
- для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши.
- для педагога: Предметные картинки; рабочая тетрадь №1;
План проведения:
1. Составление рассказа на тему «Как мы играем».
2. Разучивание стихотворения.
3. Выделение звуков из слов в порядке их следования.
4. Физкультминутка.
5. Познакомить со словами – родственниками (игра, игрушки, играют, играет)
6. Классификация предметов.
7. Письмо в ограниченном пространстве (полуовалы и овалы).
8. Итог занятия.
Ход занятия
1. Составление рассказа на тему «Как мы играем».
Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок.
- Что изображено на нём?
- Во что одеты дети? Почему?
- Что можно сказать об осени? Какая она?
- Как вы думаете, как зовут детей? Предложить подобрать имена детям.
Воспитатель предлагает придумать рассказ про то, что делает каждый из детей.
- Расскажите, в какие игры играют дети и чем играют? Рассказ должен быть интересным коротким и законченным. Не забудьте сказать, какой был день, описать, какая осень, какое у детей настроение. Не повторяйте рассказы друг друга.
После прослушивания рассказов предложить детям докрасить рисунок. 2.Разучивание стихотворения.
Воспитатель обращает внимание на игрушки, говорит, что их родители тоже играли с такими же игрушками, когда были маленькими, что мамы забавляли детей своими песенками, потешками, чтобы им было интереснее играть, умываться, есть, засыпать…Слова в потешках и песенках ласковые, нежные. Воспитатель предлагает послушать потешку и разучить её.
- О чём говорится в потешке?
- Что просят люди у солнышка?
- Какое настроение вызывает у нас эта потешка?
Воспитатель читает потешку ещё раз, побуждая к заучиванию наизусть.
3. Выделение звуков из слов в порядке их следования.
Воспитатель предлагает назвать по порядку звуки в словах (дом, домик).
- Что в них общего?
- Чем отличаются слова?
Дети выполняют звуковой анализ слов.
4. Физкультминутка.
Мой Борис такой лентяй –
(развести руки)
Только отдых подавай!
(присесть, руки под подбородок)
5. Познакомить со словами – родственниками (игра, игрушки, играют, играет)
- Какие слова можно назвать словами – родственниками? (Это слова, в которых прячется одно слово (во всех словах).
Предлагает подобрать слова – родственники к слову игра.
6. Классификация предметов
Предложить рассмотреть картинку на стр.9 и обвести в кружок рисунки по группам: игрушки, животные.
- Назовите первый звук каждого слова – названия предмета.
- Обведите в кружок рисунки, в которых слово начинается со звука [к].
7. Письмо в ограниченном пространстве (полуовалы и овалы).
Выполнение заданий в тетради.
- Обведи по контуру. Дорисуй.
8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какие качества помогли вам при выполнении заданий? (Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?
Занятие №4 (ч.1, с.10–11)
Тема: Составление рассказа на тему «Осенний урожай».
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель: Продолжать учить детей последовательности изложения рассказа, построению простых предложений.
Задачи:
Образовательная:
Совершенствование и развитие речи: Составление рассказа на тему «Осенний урожай». Последовательность изложения рассказа по картинке. Ответы на вопросы.
Формирование чёткого произношения звуков: Выделение звуков из слов.
Словарная работа: Работа со словами на тему «Овощи», «Фрукты». Описание их формы, цвета, размера.
Формирование грамматического строя речи: Предмет, признаки предмета. Построение простых предложений.
Гигиенические правила письма: Письмо полуовалов в строке и в междустрочном пространстве.
Конструирование: овощи – яблоко, тыква, слива.
Развивающая: Развитие любознательности, активности, умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; развитие способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умение работать по правилу, по образцу.
Воспитательная: Формировать необходимые навыки и умения, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Предпосылки УУД:
- Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; различать голоса детей, педагога.
- Регулятивные: Умение анализировать предметы; осуществлять действия по образцу и заданному правилу; учиться видеть свою ошибку и исправлять.
- Познавательные: Выделять их общие признаки и различия; устанавливать аналогии; самостоятельно конструировать овощи одинаковой формы (из двух овалов).
- Личностные: Положительно относиться к занятиям.
Предварительная работа: Чтение стихотворений об осени, загадывание загадок, игры в лото «Овощи», «Фрукты».
Оборудование:
- для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши, ножницы.
- для педагога: Предметные картинки; рабочая тетрадь №1.
План проведения:
1. Составление рассказа по картине на тему «Осенний урожай».
2. Классификация предметов.
3. Конструирование: овощи – фрукты.
4. Физкультминутка.
5. Звуковая схема; выделение звуков из слов.
6. Работа со словами на тему: «Овощи, фрукты».
7. Письмо полуовалов в строке и в междустрочном пространстве.
8. Итог занятия.
Ход занятия
1. Составление рассказа по картине на тему «Осенний урожай» стр.10.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку.
- Кто изображён на картинке? (заостряет внимание на вопросе «кто?», объясняет детям, что этот вопрос задаётся к существительным одушевлённым).
- Что изображено на картинке? (заостряет внимание на вопросе «что?», объясняет детям, что вопрос «что?» обычно задаётся к предметам неодушевлённым).
- Какое время года на ней изображено? (осень).
- По каким признакам вы догадались, что это осень?
- Что делают люди? (собирают урожай)
- Сколько детей?
- Сколько взрослых?
- Как их зовут?
- Во что они одеты?
Затем воспитатель предлагает внимательно посмотреть на картинку и немного пофантазировать… Придумать самим: что было сначала, раньше того события, которое мы видим на картинке. Затем вновь заострить внимание детей на картине и предложить им придумать самим, что произойдёт потом?
2. Классификация предметов.
Предложить детям обвести лишний предмет кружочком.
3. Конструирование: овощи – фрукты.
Работа на стр.11. Вырезать предметы из приложения и дополнить ряды
4. Физкультминутка.
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.
(Соответствующие движения)
5. Выделение звуков из слов.
Воспитатель предлагает выделить первый звук каждого слова – названия предмета.
- Какое слово у вас получилось?
Дети выполняют звуковой анализ слов.
6. Работа со словами на тему: «Овощи, фрукты».
Далее предложить игру «Овощи», «Фрукты». Описание их формы, цвета, размера.
7. Письмо полуовалов в строке и в междустрочном пространстве.
Затем проводится работа в ограниченном пространстве строки. Письмо полуовалов в строке и в междустрочном пространстве.
8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?
Занятие №5 (ч.1, с.12-15)
Тема: Чтение рассказа М.Горького «Воробьишко»
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель: Познакомить детей с рассказом М.Горького «Воробьишко». Совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.
Задачи:
Образовательная:
Совершенствование и развитие речи: Чтение педагогом рассказа М.Горького «Воробьишко». Ответы на вопросы по тексту.
Формирование чёткого произношения звуков: Звуковой анализ слов жук, грач.
Словарная работа: Различие птиц по существенным признакам.
Формирование грамматического строя речи: Заучивание стихотворения наизусть. Работа над произношением: интонация, темп речи, паузы. Выделение голосом слов.
Гигиенические правила письма: Работа в ограниченном пространстве (дорисовать предмет)
Развивающая: Развитие любознательности, активности, умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; развитие способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умение работать по правилу, по образцу,
Воспитательная: Воспитывать интерес к художественной литературе.
Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелатель-
ного отношения к ним.
Предпосылки УУД:
- Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; различать голоса детей, педагога.
- Регулятивные: Умение анализировать предметы; осуществлять действия по образцу и заданному правилу; учиться видеть свою ошибку и исправлять.
- Познавательные: Выделять их общие признаки и различия; устанавливать аналогии; самостоятельно конструировать овощи одинаковой формы (из двух овалов).
- Личностные: Положительно относиться к занятиям.
Предварительная работа: На прогулках провести наблюдения за зимующими птицами. Заучить стихотворение про воробья, рассматривание картинок с изображением птиц.
Оборудование:
- для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши, ножницы.
- для педагога: Предметные картинки с изображением птиц; рабочая тетрадь №1.
План проведения:
1.Чтение рассказа М.Горького «Воробьишко». Ответы на вопросы по тексту.
2. Различие птиц по существенным признакам.
3. Деление слов на слоги; выделение ударного слога.
4.Физкультминутка.
5.Разучивание стихотворения.
6.Письмо в ограниченном пространстве (дорисовать предметы).
7. Конструирование: фрукты.
8.Итог занятия.
Ход занятия
1. Чтение рассказа М.Горького «Воробьишко». Ответы на вопросы по тексту.
Воспитатель читает рассказ. Проводит беседу.
- Как называется рассказ, который я вам прочитала? (Воробьишко)
- Кто герой этого рассказа? (Маленький воробей)
- Как звали воробьишку? (Пудик)
- В рассказе наш воробьишко говорил незнакомые для вас слова, давайте мы с
ними познакомимся.
Чадо – это дитя, ребёнок. Для воробьихи мамы, это сам воробьишко.
Чебурахнешься – упасть, даже упасть с силой.
Чушь, чепуха – ерунда, нелепость (значит кто-то говорит неправду)
Прочь – отойти от кого ни - будь или чего-нибудь в сторону, дальше.
Поиграем в игру «А что потом?»
- Я начну, а вы продолжите: Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик и всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
- А что ему говорила на это мама?
- А что потом?
- Почему Пудик не верил маме? (Он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится).
- Испугался Пудик или нет, когда вывалился из гнезда?
- Что сделала воробьиха?
- Всё ли кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без
хвоста?
- Дети понравился ли вам рассказ?
- Хорошо ли Воробьишко вёл себя по отношению к маме?
- Можно ли спорить с мамой? ( Надо любить и слушаться маму, не огорчать её по пустякам).
2. Различие птиц по существенным признакам.
Предложить поиграть в игру «Найди знакомую птицу»
3. Деление слов на слоги; выделение ударного слога.
Далее дети выполняют задание - деление слов на слоги, выделение ударного слога (по выбору воспитателя).
Звуковой анализ слов жук, грач.
4. Физкультминутка.
Хлоп, хлоп, хлоп,
Топ, Топ, Топ,
Под кроватью чёрный кот.
(присесть)
Он залез под кровать
(поочерёдно двигать руками вперёд и к груди, имитируя движения лап)
И мешает детям спать.
(встать и помахать пальцами правой руки).
5. Разучивание стихотворения.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение А.Фета стр.15.
- О каком времени года рассказывается в стихотворении? (осени)
- Как вы думаете, куда пропали ласточки? (улетели в тёплые края)
- Куда собираются лететь грачи?
- Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении?
Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание. Работа над произношением: интонация, темп речи, паузы. Выделение голосом слов.
6. Письмо в ограниченном пространстве (дорисовать предметы).
Выполнение заданий в тетради №1 на стр.15. Работа в ограниченном пространстве (дорисовать предмет).
7. Конструирование: фрукты.
Далее воспитатель предлагает детям выбрать из приложения фрукты и приклеить их в вазу.
8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой
Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы. Буква Т и звук (Т)
Цель: Познакомить с буквой Тэ и Звук «Т», закрепить артикуляцию звука «Т».Коррекционно-образовательные задачи. Ознакомление с буквой Тэ и звуком [т]. Формирование умения находить ее среди других букв ...
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....
Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»
Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...
Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»
Задачи: Образовательные:· Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...