"Подготовка детей к обучению грамоте"
консультация

Воробьева Светлана Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_4.docx243.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

C:\Users\днс\Desktop\ce27f3e5df9d32b56548c27b7ae7550a.jpeg

        Грамота        –        это        умение        читать        и        писать.        Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать этот сложный процесс более лёгким и успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

• сформированность звуковой стороны речи, т. е. овладение правильным, чётким произношением        звуков        всех        фонематических        групп (свистящих, шипящих, сонорных);

• сформированность фонематического слуха, т. е. умение слышать и различать звуки родного языка;

• готовность к звуковому анализу и синтезу слов, т. е. умение выделять звуки из слов, определять место звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, иметь представление о том, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные, в свою очередь, бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие;

• умение делить слова на слоги;

• умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой; • владение навыками послогового чтения;

• владение навыками «печатания» букв.

Звуковой анализ и синтез.

Формы звукового анализа: элементарная форма – выделение звука на фоне слова;

Сложная – определение позиции звука в слове, определение последовательности звуков в слове и т.д.

1. Упражняйте ребенка в выделении первого звука, последнего. Звук, который вы предлагаете ребенку определить (первый, последний) произносится утрированно.

- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист? - Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?

Поиграйте в игру «Где спрятался звук?» (в начале, середине или в конце слова) – игра на определение позиции звука в слове.

2. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

    • написать букву в воздухе, на столе;

    • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;

• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

• вылепить из пластилина, теста;

• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Деление слов на слоги.

1.Слово делим на слоги при помощи хлопков. Предложите ребенку составить слоговую схему слова. Символ слова это полоска и ее мы делим на части в зависимости от количества слогов.

Задания:

- определить количество слогов в названных словах;

- выделить 1-ый слог из названия картинки;

- определить пропущенный слог в слове с помощью картинки;

- разложить картинки по группам в зависимости от количества слогов в их названии.

      Напоминаем детям правило: Сколько в слове гласных столько и слогов.

Обучение чтению слогов, слов.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго:

- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;

- составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;

- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;

- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.

Уважаемые родители!

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.

Успехов вам в занятиях с вашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)

Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...