Конспект занятия НОД по грамоте. Рык и его друзья. Звук Р, буква Р.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Конспект занятия НОД по грамоте. Рык и его друзья. Звук Р , буква Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._ryk_i_ego_druzya._zvuk_r_bukva_r.docx158.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

 детский сад комбинированного вида №12 г. Моздока, РСО- Алания

Урок грамоты у тётушки Совы:

«Рык и его друзья.

Звук Р, буква Р»

Конспект НОД по обучению грамоте

в старшей логопедической группе №11

        https://torque-stock.ru/wp-content/uploads/1/b/0/1b0666414fbfd962c11cd77ee2bd87a4.jpeg                       https://new-year-party.ru/wp-content/uploads/2021/02/risunki-tigra-11.jpg                                     

Подготовила: учитель-логопед

                                                                                                   Василенко Г.А.

2023г.

Тема: Урок грамоты у тётушки Совы:

« Рык и его друзья. Звук Р, буква Р »

Цель: Формировать знания о звуке «Р» и букве Р.

Задачи:

1) Коррекционно-образовательные:

- Познакомить детей со звуком «Р» и буквой  Р;

- Закреплять умение характеризовать звук «Р» по акустическим и артикуляционным признакам;

- Закреплять умение определять место звука «Р» в словах;

- Упражнять в умении делить слова на слоги;

- Закреплять навык согласования  числительного с существительным;

- Формировать  навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- Закреплять умение составлять предложения, используя графическую схему;

2) Коррекционно - развивающие:

Развивать:

- фонематические процессы;

- речевое дыхание;

- общую и мелкую моторику;

- координацию речи с движениями;

 - высшие психические функции: память, внимание, мышление;

3) Коррекционно - воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения, желание оказывать помощь;

- Воспитывать внимание к своей речи и окружающих;

- Воспитывать навыки самоконтроля и организованности в работе.

4) Здоровьесберегающие: 

Использование:

- игрового самомассажа;

- су-джок терапии;

- физминутки;

- упражнения для глаз.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.

Предварительная работа:

Разучивание: приветствия с игровым самомассажем, физминутки; стихотворения о букве Р; изготовление пособий к занятию.

Оборудование:  игрушки: сова, тигрёнок; схема- характеристика звука;  схемы предложений; тарелочки с дидактическим материалом: звуки, буквы, схемы; слоговые таблички;  «Игровизор» - картинки животных со звуком «Р» (начало, середина, конец);  игра «Поезд»; ИКТ: игра «Зоопарк»; игра «Весёлый счёт»; ТСО; су-джок шарики;  семена: фасоли, гороха,  макарон; бусинок; пластилиновые таблички; угощение.

1. Орг.момент: Приветствие. Психогимнастика с самомассажем

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся психогимнастикой с самомассажем!

Доброе утро!                         (руки поднимают вверх).

Улыбнись скорее!                 (разводят руки в стороны).

И сегодня весь день              (трут круговыми движениями голову и живот).

Будет веселее.

Мы погладим лобик,             (выполняют движения по тексту).

Носик и щёчки.

Будем мы красивыми,           (упражнение «цепочка»

Как в саду цветочки!             (упражнение «цепочка»).

Разотрём ладошки                  (выполняют движения по тексту).

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем                (хлопки ладонями по телу)

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём        (трут ушки).

И здоровье сбережём             («силачи»)

Улыбнёмся снова,                   (поворачиваются друг к другу, улыбаются).

Будьте все здоровы!                (разводят руки вверх).

2.  «Лесная школа »

- А у нас звенит звонок, он зовёт нас на урок в  «Лесную школу». (садятся за столы)

- А у нас звенит звонок, начинается урок в "Лесной школе» у тётушки Совы.

- Сели правильно: спинки, руки, ноги.

- Тётушка Сова спрашивает: что мы учим на занятиях в Лесной школе?

( На занятиях мы учим звуки и буквы)

 - На какие две группы делятся звуки?

   ( звуки делятся на гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

  ( гласные звуки поются, а согласные встречают преграду: губы, зубы, язычок)

- Чем отличаются звуки от букв?

 (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем)

- Сегодня к нам на занятие придёт гость. Отгадайте загадку от тётушки Совы:

           С головы до самых пят

          Этот хищник полосат.

          Притаится и молчит,

         А рассердится – рычит.

 - Кто это?  ( тигр - игрушка тигр)

- А зовут его, отгадайте по звукам : [р], [ы], [к]  (Рык)

- Какой звук мы слышим в конце слова тигр? (р)

- Какой звук мы слышим в начале имени Рык? (р)

- Сегодня мы поиграем с твёрдым звуком «Р»  (синий фонарик)

- Послушайте, как рычит Рык  ( запись рычания тигра: ррррр )

- Давайте вместе порычим как Рык. (ррррр)

3. Характеристика звука по артикуляции (схема )

- Давайте расскажем Рыку, как правильно произносить звук «Р»

- Что делают губки, зубки, язычок? ( схема-профиль )

( губки улыбаются, зубки открыты, язычок вверху дрожит)

4. Характеристика звука  (схема)

- Когда мы произносим звук «Р» встречает ли воздушная струя преграду? (да, язычок)

- Значит звук «Р»: согласный или гласный? (согласный)

- Давайте проверим, звук «Р» звонкий или глухой? Положите ладонь на горлышко и порычите. Закройте ладошками  ушки и послушайте.

- Дайте характеристику звуку « Р» по схеме: звук «Р» - (согласный, звонкий, твёрдый).

- У Рыка случилась беда, у него нет друзей. Он пришёл в Лесную школу, чтобы мы ему помогли найти друзей.  Поможем ему? (да)

5. «Поезд» 

- Рык предлагает  отправиться в путешествие, чтобы найти друзей.

-  На чём можно отправиться в путешествие? (автобус, машина, самолёт, поезд….)

- Ребята, Рык предлагает отправиться на поезде (выставить поезд на доске)

- В нашем поезде 3 вагона: 1вагон – начало слова, 2 вагон – середина слова, 3 вагон-  конец слова.

6. « Игровизор – Животные »  (место звука в слове)

 - Возьмите игровизор  и  послушайте внимательно задания:

- Мы должны найти друга, который поедет с Рыком в поезде.

- Соедините с фонариком  животное, в котором есть звук «р».

- Правильно посадите животное в нужный вагон, по месту звука «р» в слове.

-  В каком вагоне поедет твоё животное?

- (У меня рысь. Рысь поедет в 1 вагоне, потому что в слове рысь я слышу звук «Р» в начале слова и т.д.).

- Давайте проверим, правильно ли мы рассадили животных по вагонам.

- Проверим 1-й вагон: рысь, рак, рыба, рысёнок.

-  Почему эти животные поедут в 1-м вагоне?

( потому что в этих  словах я слышу  звук «Р» в начале слова)

- Проверим 2-й вагон: жираф, носорог, баран, корова. Почему они поедут во 2-м вагоне? ( потому что в этих  словах я слышу  звук «Р» в середине слова)

 - Проверим 3-й вагон: бобр, тигр, зубр, ягуар. Почему они поедут в 3-м вагоне?

( потому что в этих  словах я слышу  звук «Р» в конце слова)

7. Физ.минутка: «Поезд»

Чух-чух, чух- чух                                (круговые движения руками поочерёдно)

Мчиться поезд во весь дух.              (круговые движения двумя руками)

Паровоз бежит,                                (ходьба, убыстряя темп)

-Тороплюсь! – гудит: ту-туууу!      (вдох, выдох)

8. Станция «Зоопарк» (деление слов на слоги ) (слайд- телевизор)

- Ребята, остановка. Станция: «Зоопарк».

- Посмотрите внимательно на экран.  У Рыка в зоопарке есть друзья: носорог, тигр, зебра. Нужно помочь животным правильно найти свои домики - клетки:

1-я клетка -1 слог, 2-я клетка – 2 слога, 3-я клетка – 3 слога.

 - Разделим слово носорог, топая ногами (3). Сколько раз топнули? (3) Почему? (потому что  в слове носорог – 3 слога. Значит  носорог  будет жить в 3-й клетке).

- Разделим слово тигр, хлопая в ладоши (1) и т.д.

- Разделим слово зебра, кивая головой (2) и т.д.

 тигр              зебра           носорог

   1                    2                    3

- Следите внимательно глазами за  животным. ( упражнение  для глаз)

- Молодцы, ребята вы  помогли  животным найти свои домики – клетки.

9. Игра: « Весёлый счёт » (слайд) )

  - Рык предлагает поиграть в игру: «Весёлый счёт» и посчитать животных, с которыми он подружился. Мальчики посчитают –носорогов, а девочки – зебр. Готовы?

- Молодцы, вы помогли  Рыку со всеми подружиться!

10. Физ.минутка: «Поезд»

11. Станция « Лесная школа »

- Конечная станция. Мы с вами в «Лесной школе» у тётушки Совы. Со звуком «Р» мы поиграли и помогли Рыку найти друзей. Тётушка Сова приготовила для нас задания:

-  В какой букве живёт звук «Р»?

  (звук «Р» живёт в букве  эР.) (выставить на доску)

- На что похожа буква  эР? ( на флаг, топор, …)

- Давайте расскажем стихотворение Рыку о букве с массажными шариками.

 

12. Игра с массажным шариком. (массажные движения по ладошке )

          Букву эР писать не сложно,

           К палке справа осторожно

           Дорисуем мы, кружок

           И получится флажок.

           

13. Выкладывание буквы Р из разного материала.  ( пластилиновые  карточки)

- Следующее задание от тётушки Совы: выложить букву  «Р».

- У вас в тарелочке есть разные материалы. Выберите, из чего бы вы хотели выложить букву на пластилиновых карточках.

(дети выкладывают букву на пластилиновых карточках из фасоли, макарон, бусин….)

- Какую букву ты выложила? (эР)

-Какие разные и красивые получились буквы. Молодцы!

14. Чтение слогов . ( слоговые таблички)

- Задание от тётушки Совы: научить Рыка читать слоги . Поможем ему?

- Возьмите слоговые таблички, букву «Р»

-  Ваш ряд читает - громко, а ваш ряд читает – тихо ( ра, ро, ру, ры , рэ)

- Тётушка Сова приготовила задание: «Доскажи словечко»

 - Ры - ры - ры - с Рыком дружат …….(тигры)  (картинка  тигры)

15. Схема слова

- А выложить схему слова ТИГРЫ сможете самостоятельно?

ТИГ- РЫ 

   __         __          

     

(1 ребёнок рассказывает у доски)

слово ТИГРЫ обозначаем чёрной полоской

в слове ТИГРЫ -  2 слога: обозначаем жёлтыми  короткими полосками. (хлопаем)

 1-й слог –ТИГ.  В этом слоге -3 звука:

1-й звук- Ть -согласный, мягкий ;обозначаем  зелёным фонариком и буквой «Т»;

2-й звук- И - гласный, обозначаем красным фонариком и буквой «И»

3-й звук - Г – согласный, твёрдый; обозначаем синим фонариком и буквой «Г»

2-й слог – РЫ; в этом слоге -2 звука:

1-й звук – Р – согласный, твёрдый; обозначаем синим фонариком и буквой « эР»

2-й звук – Ы – гласный; обозначаем красным фонариком и буквой «Ы»

- Сколько звуков  в слове ТИГРЫ? (в слове ТИГРЫ -  5 звуков)

- Сколько букв в слове ТИГРЫ? – (5  букв)

- Сколько гласных звуков?  (2- гласных звука) 

- Какое мы знаем правило? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)

16. Схема предложения.

- Придумайте предложение со словом:  ТИГРЫ и  выложите самостоятельно схему предложения.

 - Где живут тигры? ( ответы детей)

( Тигры живут в джунглях.)

- Сколько слов в предложении? (4)

- Назовите  первое слово? (последнее, второе, третье…)

- Какой знак в конце предложения?  (точка)

- Давайте распространим наше предложение.

- Тигры живут в густых джунглях.

- Сколько слов в предложении? (5)

- Расскажите это предложение с этим знаком  (?) (!)

17. Итог. Рефлексия.

- С каким звуком и буквой мы играли? (мы играли с твёрдым звуком «Р» и буквой эР)

- Ребята, вам понравилось  путешествие с Рыком?

- Покажите и расскажите карточками эмоций, что вам больше всего понравилось?

 - Какие были трудности? (ответы детей)

- Вы, молодцы! Помогли Рыку найти друзей! Звенит звонок, наше занятие закончено! -- Давайте пройдём на палас и попрощаемся с Рыком и гостями.  

Рык приготовил угощение для своих друзей. (угощение)

- Давайте  со всеми попрощаемся и скажем дружно -  до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

   Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Ж"

На данном занятии дети знакомятся со звуком Ж и буквой Ж. Учатся искать звук в словах, слогах, различать на слух звук Ж. В качестве элемента дыхательной гиматики использована методика воспитания вокал...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук и буква А.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой А, закрепление...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»

обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, э, ы)....