Конспект занятия НОД по грамоте. Рык и его друзья. Звук Р, буква Р.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия НОД по грамоте. Рык и его друзья. Звук Р , буква Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._ryk_i_ego_druzya._zvuk_r_bukva_r.docx | 158.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №12 г. Моздока, РСО- Алания
Урок грамоты у тётушки Совы:
«Рык и его друзья.
Звук Р, буква Р»
Конспект НОД по обучению грамоте
в старшей логопедической группе №11
Подготовила: учитель-логопед
Василенко Г.А.
2023г.
Тема: Урок грамоты у тётушки Совы:
« Рык и его друзья. Звук Р, буква Р »
Цель: Формировать знания о звуке «Р» и букве Р.
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуком «Р» и буквой Р;
- Закреплять умение характеризовать звук «Р» по акустическим и артикуляционным признакам;
- Закреплять умение определять место звука «Р» в словах;
- Упражнять в умении делить слова на слоги;
- Закреплять навык согласования числительного с существительным;
- Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- Закреплять умение составлять предложения, используя графическую схему;
2) Коррекционно - развивающие:
Развивать:
- фонематические процессы;
- речевое дыхание;
- общую и мелкую моторику;
- координацию речи с движениями;
- высшие психические функции: память, внимание, мышление;
3) Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения, желание оказывать помощь;
- Воспитывать внимание к своей речи и окружающих;
- Воспитывать навыки самоконтроля и организованности в работе.
4) Здоровьесберегающие:
Использование:
- игрового самомассажа;
- су-джок терапии;
- физминутки;
- упражнения для глаз.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.
Предварительная работа:
Разучивание: приветствия с игровым самомассажем, физминутки; стихотворения о букве Р; изготовление пособий к занятию.
Оборудование: игрушки: сова, тигрёнок; схема- характеристика звука; схемы предложений; тарелочки с дидактическим материалом: звуки, буквы, схемы; слоговые таблички; «Игровизор» - картинки животных со звуком «Р» (начало, середина, конец); игра «Поезд»; ИКТ: игра «Зоопарк»; игра «Весёлый счёт»; ТСО; су-джок шарики; семена: фасоли, гороха, макарон; бусинок; пластилиновые таблички; угощение.
1. Орг.момент: Приветствие. Психогимнастика с самомассажем
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся психогимнастикой с самомассажем!
Доброе утро! (руки поднимают вверх).
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны).
И сегодня весь день (трут круговыми движениями голову и живот).
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту).
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, (упражнение «цепочка»
Как в саду цветочки! (упражнение «цепочка»).
Разотрём ладошки (выполняют движения по тексту).
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем (хлопки ладонями по телу)
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём (трут ушки).
И здоровье сбережём («силачи»)
Улыбнёмся снова, (поворачиваются друг к другу, улыбаются).
Будьте все здоровы! (разводят руки вверх).
2. «Лесная школа »
- А у нас звенит звонок, он зовёт нас на урок в «Лесную школу». (садятся за столы)
- А у нас звенит звонок, начинается урок в "Лесной школе» у тётушки Совы.
- Сели правильно: спинки, руки, ноги.
- Тётушка Сова спрашивает: что мы учим на занятиях в Лесной школе?
( На занятиях мы учим звуки и буквы)
- На какие две группы делятся звуки?
( звуки делятся на гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
( гласные звуки поются, а согласные встречают преграду: губы, зубы, язычок)
- Чем отличаются звуки от букв?
(звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем)
- Сегодня к нам на занятие придёт гость. Отгадайте загадку от тётушки Совы:
С головы до самых пят
Этот хищник полосат.
Притаится и молчит,
А рассердится – рычит.
- Кто это? ( тигр - игрушка тигр)
- А зовут его, отгадайте по звукам : [р], [ы], [к] (Рык)
- Какой звук мы слышим в конце слова тигр? (р)
- Какой звук мы слышим в начале имени Рык? (р)
- Сегодня мы поиграем с твёрдым звуком «Р» (синий фонарик)
- Послушайте, как рычит Рык ( запись рычания тигра: ррррр )
- Давайте вместе порычим как Рык. (ррррр)
3. Характеристика звука по артикуляции (схема )
- Давайте расскажем Рыку, как правильно произносить звук «Р»
- Что делают губки, зубки, язычок? ( схема-профиль )
( губки улыбаются, зубки открыты, язычок вверху дрожит)
4. Характеристика звука (схема)
- Когда мы произносим звук «Р» встречает ли воздушная струя преграду? (да, язычок)
- Значит звук «Р»: согласный или гласный? (согласный)
- Давайте проверим, звук «Р» звонкий или глухой? Положите ладонь на горлышко и порычите. Закройте ладошками ушки и послушайте.
- Дайте характеристику звуку « Р» по схеме: звук «Р» - (согласный, звонкий, твёрдый).
- У Рыка случилась беда, у него нет друзей. Он пришёл в Лесную школу, чтобы мы ему помогли найти друзей. Поможем ему? (да)
5. «Поезд»
- Рык предлагает отправиться в путешествие, чтобы найти друзей.
- На чём можно отправиться в путешествие? (автобус, машина, самолёт, поезд….)
- Ребята, Рык предлагает отправиться на поезде (выставить поезд на доске)
- В нашем поезде 3 вагона: 1вагон – начало слова, 2 вагон – середина слова, 3 вагон- конец слова.
6. « Игровизор – Животные » (место звука в слове)
- Возьмите игровизор и послушайте внимательно задания:
- Мы должны найти друга, который поедет с Рыком в поезде.
- Соедините с фонариком животное, в котором есть звук «р».
- Правильно посадите животное в нужный вагон, по месту звука «р» в слове.
- В каком вагоне поедет твоё животное?
- (У меня рысь. Рысь поедет в 1 вагоне, потому что в слове рысь я слышу звук «Р» в начале слова и т.д.).
- Давайте проверим, правильно ли мы рассадили животных по вагонам.
- Проверим 1-й вагон: рысь, рак, рыба, рысёнок.
- Почему эти животные поедут в 1-м вагоне?
( потому что в этих словах я слышу звук «Р» в начале слова)
- Проверим 2-й вагон: жираф, носорог, баран, корова. Почему они поедут во 2-м вагоне? ( потому что в этих словах я слышу звук «Р» в середине слова)
- Проверим 3-й вагон: бобр, тигр, зубр, ягуар. Почему они поедут в 3-м вагоне?
( потому что в этих словах я слышу звук «Р» в конце слова)
7. Физ.минутка: «Поезд»
Чух-чух, чух- чух (круговые движения руками поочерёдно)
Мчиться поезд во весь дух. (круговые движения двумя руками)
Паровоз бежит, (ходьба, убыстряя темп)
-Тороплюсь! – гудит: ту-туууу! (вдох, выдох)
8. Станция «Зоопарк» (деление слов на слоги ) (слайд- телевизор)
- Ребята, остановка. Станция: «Зоопарк».
- Посмотрите внимательно на экран. У Рыка в зоопарке есть друзья: носорог, тигр, зебра. Нужно помочь животным правильно найти свои домики - клетки:
1-я клетка -1 слог, 2-я клетка – 2 слога, 3-я клетка – 3 слога.
- Разделим слово носорог, топая ногами (3). Сколько раз топнули? (3) Почему? (потому что в слове носорог – 3 слога. Значит носорог будет жить в 3-й клетке).
- Разделим слово тигр, хлопая в ладоши (1) и т.д.
- Разделим слово зебра, кивая головой (2) и т.д.
тигр зебра носорог
1 2 3
- Следите внимательно глазами за животным. ( упражнение для глаз)
- Молодцы, ребята вы помогли животным найти свои домики – клетки.
9. Игра: « Весёлый счёт » (слайд) )
- Рык предлагает поиграть в игру: «Весёлый счёт» и посчитать животных, с которыми он подружился. Мальчики посчитают –носорогов, а девочки – зебр. Готовы?
- Молодцы, вы помогли Рыку со всеми подружиться!
10. Физ.минутка: «Поезд»
11. Станция « Лесная школа »
- Конечная станция. Мы с вами в «Лесной школе» у тётушки Совы. Со звуком «Р» мы поиграли и помогли Рыку найти друзей. Тётушка Сова приготовила для нас задания:
- В какой букве живёт звук «Р»?
(звук «Р» живёт в букве эР.) (выставить на доску)
- На что похожа буква эР? ( на флаг, топор, …)
- Давайте расскажем стихотворение Рыку о букве с массажными шариками.
12. Игра с массажным шариком. (массажные движения по ладошке )
Букву эР писать не сложно,
К палке справа осторожно
Дорисуем мы, кружок
И получится флажок.
13. Выкладывание буквы Р из разного материала. ( пластилиновые карточки)
- Следующее задание от тётушки Совы: выложить букву «Р».
- У вас в тарелочке есть разные материалы. Выберите, из чего бы вы хотели выложить букву на пластилиновых карточках.
(дети выкладывают букву на пластилиновых карточках из фасоли, макарон, бусин….)
- Какую букву ты выложила? (эР)
-Какие разные и красивые получились буквы. Молодцы!
14. Чтение слогов . ( слоговые таблички)
- Задание от тётушки Совы: научить Рыка читать слоги . Поможем ему?
- Возьмите слоговые таблички, букву «Р»
- Ваш ряд читает - громко, а ваш ряд читает – тихо ( ра, ро, ру, ры , рэ)
- Тётушка Сова приготовила задание: «Доскажи словечко»
- Ры - ры - ры - с Рыком дружат …….(тигры) (картинка тигры)
15. Схема слова
- А выложить схему слова ТИГРЫ сможете самостоятельно?
ТИГ- РЫ
__ __
(1 ребёнок рассказывает у доски)
слово ТИГРЫ обозначаем чёрной полоской
в слове ТИГРЫ - 2 слога: обозначаем жёлтыми короткими полосками. (хлопаем)
1-й слог –ТИГ. В этом слоге -3 звука:
1-й звук- Ть -согласный, мягкий ;обозначаем зелёным фонариком и буквой «Т»;
2-й звук- И - гласный, обозначаем красным фонариком и буквой «И»
3-й звук - Г – согласный, твёрдый; обозначаем синим фонариком и буквой «Г»
2-й слог – РЫ; в этом слоге -2 звука:
1-й звук – Р – согласный, твёрдый; обозначаем синим фонариком и буквой « эР»
2-й звук – Ы – гласный; обозначаем красным фонариком и буквой «Ы»
- Сколько звуков в слове ТИГРЫ? (в слове ТИГРЫ - 5 звуков)
- Сколько букв в слове ТИГРЫ? – (5 букв)
- Сколько гласных звуков? (2- гласных звука)
- Какое мы знаем правило? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
16. Схема предложения.
- Придумайте предложение со словом: ТИГРЫ и выложите самостоятельно схему предложения.
- Где живут тигры? ( ответы детей)
( Тигры живут в джунглях.)
- Сколько слов в предложении? (4)
- Назовите первое слово? (последнее, второе, третье…)
- Какой знак в конце предложения? (точка)
- Давайте распространим наше предложение.
- Тигры живут в густых джунглях.
- Сколько слов в предложении? (5)
- Расскажите это предложение с этим знаком (?) (!)
17. Итог. Рефлексия.
- С каким звуком и буквой мы играли? (мы играли с твёрдым звуком «Р» и буквой эР)
- Ребята, вам понравилось путешествие с Рыком?
- Покажите и расскажите карточками эмоций, что вам больше всего понравилось?
- Какие были трудности? (ответы детей)
- Вы, молодцы! Помогли Рыку найти друзей! Звенит звонок, наше занятие закончено! -- Давайте пройдём на палас и попрощаемся с Рыком и гостями.
Рык приготовил угощение для своих друзей. (угощение)
- Давайте со всеми попрощаемся и скажем дружно - до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД, область «Коммуникация» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Занятие с использованием ИКТ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Ж"
На данном занятии дети знакомятся со звуком Ж и буквой Ж. Учатся искать звук в словах, слогах, различать на слух звук Ж. В качестве элемента дыхательной гиматики использована методика воспитания вокал...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук и буква А.
Цель: закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой А, закрепление...
Конспект занятия по обучению грамоте с презентацией на тему "Звук и буква Н" в старшей группе
Ознакомление детей с новым звуком [H] и согласной буквой «Н»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»
обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, э, ы)....