Конспект НОД по обучению грамоте подготовительная к школе группа . Тема «Звуки [к] и [к ‘], буква Кк».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Таран Наталья Валерьевна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе тема: «Звуки [к] и [к ‘], буква Кк»

 

Целью занятия является: уточнение артикуляции звуков [к] и [к ']; упражнять детей в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ; развивать фонематический слух; составлять предложения с предлогом к, закреплять названия животных и их детенышей; ознакомить с буквой Кк, закреплять образы букв.

Используемая литература: "На пороге школы": Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе " Радуга"/Т.Н. Дронова, Т.И. Гризлик, Л.Ф. Климанова и др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

тема: «Звуки [к] и [к ‘], буква Кк»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к] и [к ']; упражнять в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ; развивать фонематический слух; составлять предложения с предлогом к, закреплять названия животных и их детенышей; ознакомить с буквой Кк, закреплять образы букв.

Оборудование: Панно букв, 2-3 варианта цепочек изученных букв; картинки с изображением животных, листы бумаги с контурными заготовками «клубки ниток», фломастера, звуковые домики; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Организационный момент.

Воспитатель:

- Доброе утро и солнцу, и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ход занятия:

- Ребята сегодня у нас занятие по обучению грамоте, а значит, мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой, но сначала поиграем с буквами и звуками, которые вы уже знаете.

Повторение пройденного материала.

.Упражнение «Цепочка букв». (У каждого ребенка своя цепочка букв).

- Ребята, на карточках, написаны буквы, я буду вразброс называть звук, а вы находите соответствующую букву.

Проверочный вопрос: Сколько букв в твоей цепочке?

2. Дифференциация ранее изученных букв. [д - т] и [д' - т ']

- Сегодня у нас в гостях два мальчика, которые попали в неловкую ситуацию, и мы должны им помочь (на доске размещаются картинки мальчиков).

Толя и Дима – два драчуна

Из – за игрушки у братьев война.

Мы им поможем, игрушки разделим

Это мы делать, ребята, умеем.

На столе картинки со звуками [д - д'] и [т - т '], дети подходят, берут понравившуюся картинку и говорят кому ее надо отдать. (Толе со звуком [т - т '], Диме со звуком [д - д']).

(набор картинок: самолет, мотоцикл, ракета, медвежонок, динозавр, дом, удочка, дрель, трамвай и т.д.)

Введение в тему.

II 1. Ребята, у Толи и Димы есть кот. Захотелось братьям с ним поиграть. Стали они звать его: кис - кис – кис. Но кот убежал от них. Мальчики за ним.

Назовите первый звук в слове кот, в слове кис.

Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем сегодня изучать? (Звуки [К], [К`])

Пока мальчики ловят кота, мы с вами узнаем:

Какие звуки живут в слове КОТ? (звуковой анализ)

Какие звуки живут в слове КИС? (звуковой анализ).

2. Артикуляция звуков.

- Повторите первые звуки в словах кот и кис. ([к] и [к ']) давайте уточним, как они произносятся.

При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен на нижние зубы, спинка языка касается мягкого неба.

При произнесении звука [к '] губы, зубы, кончик языка в том же положении, только спинка языка касается верхнего неба.

Характеристика звуков. Звуки [к] и [к ‘] - согласные, бывают твердые, бывают мягкие.

Ребята, оказывается кот, убежал от ребят на кухню. Пришли туда и мальчики. На кухне мама готовила обед. Она сказала: «Сегодня на обед выберите блюда со звуками [к] и [к ']. Выбирайте салат из помидоров или капусты? (Салат из капусты). Могу предложить борщ или рассольник. (Рассольник). Вам приготовить котлеты или рыбу? (Котлеты). А на третье чай или компот? (Компот).

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,
(«надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
(приседать)
Очень хрупкие, бедняжки.
(руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
(кружиться)
Только стукни — разобьются.

(рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес.
(делать большой круг)

Дети перемещаются в игровую зону «Кухня». Следующие задания выполняем в игровой зоне.

2. – Мальчики, Толя и Дима, огляделись и увидели, что на кухне много предметов, в названии которых слышен звук [к]. Назовите, ребята, эти предметы. (Дети называют: кастрюля, сковородка, чашка, кувшин, миска, крышка, половник и т.д.)

3. - Давайте, ребята, определим место звука [к] в словах: кувшин (начало), вилка (середина), чайник (конец).

4. А сейчас, разделим несколько слов на слоги. (по выбору детей).

Дети возвращаются на свои места.

5. Дидактическая игра: «Животные и их детеныши»

– Ребята, кот убегая от мальчиков, уронил на пол игру «Животные и их детеныши». После обеда, Толя и Дима начали раскладывать картинки.

Педагог показывает картинки с изображением животных, дети называют животных и их детенышей. Например, волк - …(волчонок), лиса - … (лисенок), кот - …(котенок), конь - … (жеребенок), овца - … (ягненок), белка - …(бельчонок) и т.п.

6. Игра «Кто к кому». Составление предложений.

- Представьте себе, что детеныши животных, потерялись в лесу. Когда они встретились, кто к кому побежал? (Дети составляют предложения с предлогом к.)

Образец: Волчонок побежал к волку. Цыпленок побежал к курице. И т. д.

Зрительная гимнастика «Моргание»

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном.

Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

IV. 1. Знакомство с буквой Кк.

- Итак, ребята, звуки [к] и [к '] обозначаются буквой Кк. Эта буква живет у нас на панно букв по адресу: второй этаж, квартира №3.

2. Аналитико – синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

Предложить детям разрезать букву К на 5 частей, затем собрать ее.

Пальчиковая гимнастика

Киска ниточки мотала

И клубочки продавала

- Сколько стоит

- Три рубля! Покупайте у меня.

(Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок, вытянуть обе ладони вперед, показать три пальчика, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)

V. Подготовка руки к письму, отработка круговых движений руки в упражнении «Клубки».

- Пока мы вместе с мальчиками собирали игру про животных, и знакомились с новой буквой, кот размотал все клубки ниток для вязания. Давайте их смотаем, чтобы мама не ругала кота.

Обведение контурных изображений (клубок ниток) со стрелками, указывающими направление (снаружи внутрь и наоборот)

VI. Рефлексия.

- Ребята, что вы узнали сегодня на занятии новое? Какое задание было самое трудное? Что понравилось, больше всего?

Возьмите солнышко с тем настроением, которое у вас сейчас. (Различные эмоциональные состояния на солнышках).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте подготовительной к школе группе

Дети вспоминают материал, пройденный за год по обучению грамоте. Выполняют разные задания, пишут в тетрадях ....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗВУКИ «С» , «С*» . БУКВА «С»

Цель: Формировать  у детей умение  составлять  рассказы с элементами творчества....

Конспект занятия по обучению грамоте №1 в старшей группе Тема: «Звук [а] и буква А»

Конспект занятия по  обучению грамоте в старшей группе «Звук [а] и буква А»...