НОД Обучение грамоте Ракета
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Совместное мероприятие в старшей группе по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение грамоте | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Аникьева Светлана Петровна,
воспитатель I квалификационной категории
Образовательная (педагогическая) цель:
Формирование у детей представлений о слове, его структуре, приобщение детей к деловым отношениям.
Задачи деятельности педагога:
- Организовать и поддерживать познавательно-исследовательскую активность детей;
- организовать работу с понятиями: «слово», «звук», «слог»;
- совершенствовать умение анализировать состав (структуру) слов и слогов на основе особых модельных записей;
- упражнять в овладении рукописными движениями;
- создавать условия для детского взаимодействия;
- создавать ситуации для оценки и самооценки;
- инициировать создание совместных творческих продуктов на основе моделирования.
Предполагаемый результат:
В ходе совместной деятельности дети определяют слоговое строение слога, договариваются и выполняют совместную творческую работу, удерживая заданные условия (работа с медиаторами).
Цель детской деятельности (предполагаемая, мотивированная действиями педагога):
«Изучение» слова «ракета», изображение общего для команды подарка
Задачи детской деятельности:
- вместе собрать «разрезанное» слово
- определить состав (структуру) слова;
- обозначить слово на листе;
- договориться, какой будем делать подарок;
- нарисовать командой общий подарок.
Предполагаемый результат:
Вместе определить, из каких частей состоит слово, вместе придумать и нарисовать подарок с помощью «капелек».
Структурные компоненты занятия - технологическая карта.
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Психологический настрой. | Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки. | Игра на эмоциональный настрой "Поймай звук" | Создает атмосферу доброжелательности, играет с детьми | Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога, на слух определяют заданный звук в слове., задают выясняющие вопросы. | Создана доброжелательная атмосфера, |
Организационный и мотивационно-побудительный. | Организовать внимание детей. Вызвать желание детей участвовать в деятельности. | Игра "волшебный мешочек" объединение в команды, Удерживание паузы. Создание проблемных ситуаций (что с этим делать?) Уточняющие и выясняющие вопросы (что сделать, чтобы слово осталось целым?) | Позиция: режиссер Организует работу в подгруппах. Занимает позицию заинтересованного наблюдателя. Задает выясняющие и уточняющие вопросы. | Обращают внимание на разрезанное слово, собирают его , склеивают. | Внимание детей привлечено, созданы предпосылки для объединения в команды У детей появилось желание подействовать, решить проблемную ситуацию (собрать целое из частей), склеить слово. |
Практическая деятельность, актуализация опыта детей | Актуализировать опыт и представления детей, организовать детское исследование, создать условия для исследования объекта, простейших умозаключений, инициировать и поддерживать инициативу и самостоятельность детей. | Наглядно-практический метод (наличие общего предмета исследования: слово). Создание проблемных ситуаций. Внесение новых объектов альбомов, медиаторов. Прием сравнения. Постановка выясняющих и уточняющих вопросов. Смена видов деятельности | Организует внимание детей к исследованию получившегося слова. Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга. Инициирует проговаривание действий, признаков, внимательно выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания. Направляет действия детей на совместную деятельность, | Объединяются в команды, договариваются, включаются в деятельность: рассматривают, исследуют предложенное слово, фиксируют количество букв, слогов в альбомах при помощи медиаторов. Выступают в роли экспертов, проверяя друг друга. Включаются в общее дело . | Дети направлены к своему опыту, включены в практическую деятельность, включены в игровое и познавательное взаимодействие. |
Рефлексия. заключительный | Формирование предпосылок рефлексии | Работа с совместными рисунками. | Выясняет эмоциональные состояния детей, организует совместное обсуждение, задает выясняющие и уточняющие вопросы. | Дети обсуждают результаты совместной деятельности. | Дети обозначили свое отношение к состоявшейся деятельности. |
Сценарный план занятия
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
1. Психологический настрой 2-3 мин. | Воспитатель организует внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «поймай звук» (хлопать в ладоши, если услышат в слове звук "у"). |
2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап 2-3 мин. 3.Актуализация, практическая деятельность детей | Игра "волшебный мешочек" (в нем разрезные слова) -Что это? Что с этим делать? (из элементов собрать целое); По цвету слова объединяются в команды. -Что получилось?(слово) -Что с ним сделать, чтобы оно осталось целым? (склеить) --Кто сможет прочитать это слово? Давайте попробуем прочитать вместе..... Слово "РАКЕТА" -С какой буквы начинается слово? Какой звук живёт в этой букве? Какой буквой заканчивается? Есть ли в этом слове буквы, которые повторяются? -Выберите самого высокого посыльного, который принесут для всей команды карандаши. -Выберите посыльного у которого есть белый цвет в одежде, который принесет для всей команды "капельки" ( медиаторы). Воспитатель раздает альбомы, называя первый слог имени ребенка, чей альбом . Работа в альбомах Задания: -разделить лист пополам слева направо ( под приговорку" я бегу, бегу, бегу...") -разделить лист пополам сверху вниз ( под приговорку "я бегу....") -в правом верхнем углу нарисовать столько "капелек", сколько слов на столе; -в левом верхнем углу нарисовать столько "капелек", сколько слогов в слове; -в правом нижнем углу нарисовать столько "капелек", сколько букв в слове; -в левом нижнем углу нарисовать столько капелек, сколько букв "А" в слове; Воспитатель предлагает командам поменяться альбомами и проверить графический диктант друг у друга. -какое слово мы сегодня изучали? (ракета) Тогда отгадайте загадку: Каждый год, в свой день рожденья Ждем мы их с большим волненьем, Чтобы приносил он радость, Гости тоже постарались, До чего ж красив и ярок, С душой сделаный ....... - На какие праздники дарят подарки?? Предлагаю вам нарисовать всей командой один общий подарок. Какой, для кого, на чём, чем- договаривайтесь и решайте в командах сами. Главное условие- подарок должен быть нарисован при помощи капелек разного размера. Время для изображения подарка ........ |
4. рефлексия 4-5 мин. | Рисунки раскладываются на полу, дети усаживаются вокруг "подарков". Рассматривают и обсуждают нарисованное. -Что изображено? -Для кого этот подарок? - Чей подарок больше? -На чьём рисунке присутствует больше всего капелек? -Где больше всего крупных капелек? Мелких? |
Приложение Дидактические материалы
1. Определение места звука в слове:
РАКЕТА
РАКЕТА
РАКЕТА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"
В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Методическая разработка образовательной деятельности по обучению грамоте дошкольников старшей группы "На ракете к букве Р"
Цель: знакомство с буквой Р и ее звукамиЗадачи: познакомить детей со звуками [р] [р`], с буквой Р, закреплять навыки звуко-буквенного анализа, определения места звука в словах; способствовать развитию...