Конспект по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
«Звуки В-ВЬ. Буква В»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
составила: Бывших Елена Леонидовна, воспитатель
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие;
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа
Тема занятия: «Звуки В-ВЬ. Буква В»
Цель: Познакомить со звуками В-ВЬ как звонкими согласными.
Задачи.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
-Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического восприятия.
- Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат ,зелёный квадрат.
- Формирование умения правильно строить предложения
Образовательная область «Речевое развитие»
- Развитие связной речи
- Развитие слухового восприятия
- Развитие мелкой моторики
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
- Умение работать самостоятельно при выполнении заданий
Организационный момент - сообщение темы через сюрпризный момент, - мотивация в постановке целей и выполнении познавательной деятельности | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети встали в круг. Кукла Речевичок Называют звуки и проходят на свои места. | Приветствие -Ребята, подойдите ко мне. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение. -Ребята, слышите! Кто- то пришел, видите чьи-то следы? Давайте посмотрим, кто это? Да это –Речевичок! -Ребята, чтобы пройти на свои места нам надо: Первый звук в имени своем Друг за другом назовем. А кто верно назовет, Тот на стул свой и пройдет! -Речевичок пришел с не с пустыми руками, посмотрите он принес конверт, а что там , вы сейчас сами поймете. | Сюрпризный момент. Предположения детей. Мотивация |
Основная часть занятия Данный этап предполагает:
снижение и утомление детей регулируется физминуткой. | ||
Ответы детей Воробей В Называют слова Да Нет этих звуков Согласные Ответы детей Бывают твердыми, бывают мягкими бывают глухими и звонкими В -звонкий Ответы детей Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника Корова- в конце прямоугольника синий Сковородка- синий квадрат в середине прямоугольника, Девочка кормит птиц. Предложение Стало птицам голодно и люди помогают им. Девочка кормит птиц. Выходят дети и встают у доски. Дети меняются местами. «Девочка птиц кормит» «Птиц кормит девочка» синим Нет с гласными А,О,У,Ы,Э он произносится как В, а с гласными Я,Ю,Е,Ё,И,- как ВЬ. Ворона Ответы детей 6 6 3 и 3 (Делаем вместе) вилка | -Сейчас я вам буду читать загадки- стихотворения, а вы должны внимательно меня послушать и потом подсказать слово в конце стихотворения. Но, вы должны не хором отвечать, а только подняв руку и после разрешения. Понятно вам задание? Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый …. -Молодцы. А какой первый звук в слове «воробей»? -Правильно, это наша гостья буква В, а когда мы ее произносим звук может звучать по разному в словах. В-твердо и Вь- мягко. Послушайте! -Назовите мне слова, которые начинаются со звука в или вь 1 задание -Молодцы, а сейчас, посмотрите на наше 1 задание ,все мы правильно назвали слова? -Обведите их в кружок. Почему мы не обводим шарик? - Правильно. А звук «В», гласный или согласный звуки? Как вы догадались? -А что мы уже с вами знаем про согласные звуки. А звук В какой? Задание 2 -Ребята, а сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Вам нужно будет обозначить место звуков «В-Вь», в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения- синий и зеленый фишки. Давайте вспомним как мы их обозначаем? -Итак, что нарисовано первое? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? -Что нарисовано рядом? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? -Что нарисовано ниже слева? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? Посмотрите на картинку. Что вы видите на картинке? Девочка кормит птиц. Что я сказала? Зачем она это делает? -Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть со словами.- Пусть Юля будет словом «девочка»; Дима словом «кормит»; Максим словом «птиц». Давай те прочитаем предложение. А теперь поменяйтесь местами второе и третье слово. Что получилось? Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? Замечательно! Задание 3 -Ребята, посмотрите на следующее задание, там в верхнем правом уголке нарисованы шуточные изображение буквы В каким цветом их нужно закрасить? -Напишите букву В в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. -Прочтите получившиеся слоги. -Одинаково ли произносится звук «В» в слогах, которые вы прочитали? Задание 4 -Сейчас я вам опять прочту стихотворения-загадки, а вы в конце стихотворения подскажете мне слово, но только с поднятия руки. Окраской- сероватая, Повадкой- хитроватая, Крикунья хрипловатая- Известная персона. Это…. Произнесите это слово Выделите первый звук, расскажите про него. (второй, третий…) -Сколько букв в слове «ВОРОНА»? -Сколько звуков в слове «ВОРОНА»? -Сколько гласных и согласных звуков? - давайте запишем это слово в квадратики под картинкой вороны, но гласные- красным карандашом, согласные твердые- синим, согласные мягкие- зеленым. -Следующая моя загадка-стих: На одной широкой ножке У неё 4 рожка, А слово «вилка» разберет у доски Катя. Выделите первый звук, расскажите про него. (второй, третий…) Сколько звуков в слове вилка? сколько согласных звуков в этом слове? сколько гласных в слове? Ребята, давайте пройдем на ковер и встанем в круг. На разносе лежат карточки, подходите по одному и возьмите карточку. Посмотрите на картинку и скажите слово так, чтобы все остальные ребята услышали на какой звук падает ударение. С какими звуками мы сегодня познакомились? Какие это звуки? Если мы слышим звуки «Вь», то какой квадрат будем рисовать на схеме и почему? -А если услышим «В», то какой квадрат рисуем и почему? -Чем отличаются гласные от согласных звуков? - Что вы запомнили лучше всего? (что нового вы узнали сегодня и сможете рассказать родителям?) - Что было интересно? - Что получилось лучше всего? Спасибо, ребята! | Дин.пауза игра «Живые слова» Упражнение на ударение У воспитателя в руках разнос с карточками. Ребенок должен назвать свою картинку, с выделением ударного слога и сказать на какой звук падает ударение. 3.Заключительная часть Итог Рефлексия |
Воробей В Называют слова Да Нет этих звуков Согласный Губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы, нельзя петь Бывают твердыми, бывают мягкими бывают глухими и звонкими Дрожит горло, это работают голосовые связки и такой звук называется звонким. В -звонкий Ответы детей Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника Корова- в конце прямоугольника синий Сковородка- синий квадрат в середине прямоугольника, Девочка кормит птиц. Предложение Стало птицам голодно и люди помогают им. Девочка кормит птиц. Выходят дети и встают у доски. Дети меняются местами. «Девочка птиц кормит» «Птиц кормит девочка» Синим Читают Нет с гласными А,О,У,Ы,Э он произносится как В, а с гласными Я,Ю,Е,Ё,И,- как ВЬ. Ворона Ответы детей 6 6 3 и 3 Выполняют Вилка Разбирает у доски 5 3 2 Ответы детей | Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый …. -Молодцы. А какой первый звук в слове «воробей»? -Правильно, это наша гостья буква В, а когда мы ее произносим звук может звучать по разному в словах. В-твердо и Вь- мягко. Послушайте! -Назовите мне слова, которые начинаются со звука в или вь 1 задание -Молодцы, а сейчас, посмотрите на наше 1 задание ,все мы правильно назвали слова? Обведите их в кружок. Почему мы не обводим шарик? - Правильно. А звук «В», гласный или согласный звуки? -Как вы догадались? -А что мы уже с вами знаем про согласные звуки. -А звук В какой? Задание 2 -Ребята, а сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Вам нужно будет обозначить место звуков «В-Вь», в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения- синий и зеленый фишки. Давайте вспомним как мы их обозначаем? -Итак, что нарисовано первое? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? -Что нарисовано рядом? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? -Что нарисовано ниже слева? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? Дин.пауза игра «Живые слова» Посмотрите на картинку. Что вы видите на картинке? Девочка кормит птиц. Что я сказала? Зачем она это делает? -Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть со словами.- Пусть Юля будет словом «девочка»; Дима словом «кормит»; Максим словом «птиц». Давай те прочитаем предложение. А теперь поменяйтесь местами второе и третье слово. Что получилось? Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? Замечательно! Задание 3 -Ребята, посмотрите на следующее задание, там в верхнем правом уголке нарисованы шуточные изображение буквы «В» каким цветом их нужно закрасить? -Напишите букву «В» в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. -Давайте вместе прочитаем получившиеся слоги. -Одинаково ли произносится звук «В» в слогах, которые вы прочитали? Задание 4 -Сейчас я вам опять прочту стихотворения-загадки, а вы в конце стихотворения подскажете мне слово, но только с поднятия руки. Окраской- сероватая, Повадкой- хитроватая, Крикунья хрипловатая- Известная персона. Это…. Произнесите это слово Выделите первый звук, расскажите про него. (второй, третий…) -Сколько букв в слове «ВОРОНА»? -Сколько звуков в слове «ВОРОНА»? -Сколько гласных и согласных звуков? - давайте запишем это слово в квадратики под картинкой вороны, но гласные- красным карандашом, согласные твердые- синим, согласные мягкие- зеленым. (Делаем вместе) -Следующая моя загадка-стих: На одной широкой ножке У неё 4 рожка, А слово «вилка» разберет у доски Юля. Выделите первый звук, расскажите про него. (второй, третий…) -Сколько звуков в слове вилка? -Сколько согласных звуков в этом слове? -Сколько гласных в слове? Упражнение на ударение -Ребята, давайте пройдем на ковер и встанем в круг. На разносе лежат карточки, подходите по одному и возьмите карточку. Посмотрите на картинку и скажите слово так, чтобы все остальные ребята услышали на какой звук падает ударение. | Работа в группах. Звукобуквенный анализ слова. Продуктивная деятельность. Воспитатель следит за осанкой, оказывает индивидуальную помощь. У воспитателя в руках разнос с карточками. Ребенок должен назвать свою картинку, с выделением ударного слога и сказать на какой звук падает ударение. |
Заключительная часть.
| ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Ответы детей. | - С какими звуками мы сегодня познакомились? Какие это звуки? Если мы слышим звуки «Вь», то какой квадрат будем рисовать на схеме и почему? -А если услышим «В», то какой квадрат рисуем и почему? -Чем отличаются гласные от согласных звуков? - Что вы запомнили лучше всего? (что нового вы узнали сегодня и сможете рассказать родителям?) - Что было интересно? - Что получилось лучше всего? Спасибо, ребята! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....
конспект НОД обучение грамоте "Космическое путешествие"
Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительная группа.Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов.Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений....
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
Конспект по обучению грамоте
По программе "Детство"...
конспект НОД Обучение грамоте
Обучение грамоте "Забавные буквы"...