Конспект по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бывших Елена Леонидовна

«Звуки В-ВЬ. Буква В»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

составила: Бывших Елена Леонидовна, воспитатель

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие;

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа

Тема занятия: «Звуки В-ВЬ. Буква В»

Цель: Познакомить со звуками В-ВЬ  как звонкими согласными.

Задачи. 

Образовательная область «Познавательное развитие»: 

-Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического восприятия.

- Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат ,зелёный квадрат.

- Формирование умения правильно строить предложения

Образовательная область «Речевое развитие»

- Развитие связной речи

- Развитие слухового восприятия  

- Развитие мелкой моторики

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

- Умение работать самостоятельно при выполнении заданий

Организационный момент 

 - сообщение темы через сюрпризный момент,

 - мотивация в постановке целей и выполнении познавательной деятельности

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети встали в круг.

Кукла Речевичок

Называют звуки и проходят на свои места.

Приветствие 

-Ребята, подойдите ко мне. Давайте  возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение.

-Ребята, слышите! Кто- то пришел, видите чьи-то следы? Давайте посмотрим, кто это? Да это –Речевичок!

-Ребята, чтобы пройти на свои места нам надо:

Первый звук в имени своем

Друг за другом назовем.

А кто верно назовет,

Тот на стул свой и пройдет!

 -Речевичок пришел с не с пустыми руками, посмотрите он принес конверт, а что там  , вы сейчас сами поймете.

Сюрпризный момент.

Предположения детей.

Мотивация

Основная часть занятия

Данный этап предполагает:

  • решение образовательных задач: уточнить представления детей о звуках и соотносить их с буквой , использование методических приемов направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; развивать умение детей слышать в слове отдельные звуки ,развивать точные движения руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Обогащать словарный запас, совершенствовать умение строить полный развернутый ответ, учить детей грамматически верно строить предложение.
  • новое образовательное содержание вводится на основе имеющихся представлений посредством игры - «Загадывание загадок»,
  • индивидуальная работа с детьми проходит в словарной работе и в продуктивной деятельности:
  • внимание и интерес детей к новому материалу оценивается через их участие в общей деятельности, в правильности и полноте ответов, в умении не отвлекаться от работы; и закончить работу»;
  • практическая деятельность детей организована в группах и фронтально, но педагог с учетом индивидуальных особенностей детей дает дифференцированные задания детям (сложнее/легче);
  • мотивирование (стимулирование) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания педагогом осуществляется через проблемные вопросы и ситуации, требующие нового решения.

      снижение и утомление детей регулируется физминуткой.

Ответы детей

Воробей

В

Называют слова

Да

Нет этих звуков

Согласные

Ответы детей

Бывают твердыми, бывают мягкими

бывают глухими и звонкими

В -звонкий

Ответы детей

Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника

Корова- в конце прямоугольника синий

Сковородка- синий квадрат в середине прямоугольника,

Девочка кормит птиц.

Предложение

Стало птицам голодно и люди помогают им.

Девочка

кормит

птиц.

Выходят дети и встают у доски.

Дети меняются местами.

«Девочка птиц кормит»

«Птиц кормит девочка»

синим

Нет с гласными А,О,У,Ы,Э он произносится как В, а с гласными Я,Ю,Е,Ё,И,- как ВЬ.

Ворона

Ответы детей

6

6

3 и 3

(Делаем вместе)

вилка

-Сейчас я вам буду читать загадки- стихотворения, а вы должны внимательно меня послушать и потом подсказать слово в конце стихотворения. Но, вы должны не хором отвечать, а только подняв руку и после разрешения.

Понятно вам задание?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ….

-Молодцы. А какой первый звук в слове «воробей»?

-Правильно, это наша гостья буква В, а когда мы ее произносим звук может звучать по разному в словах.

В-твердо и Вь- мягко. Послушайте!

-Назовите мне слова, которые начинаются со звука в или вь

1 задание

-Молодцы, а сейчас, посмотрите на наше 1 задание ,все мы правильно назвали слова?

-Обведите их в кружок. Почему мы не обводим шарик?

- Правильно. А звук «В», гласный  или согласный звуки?

Как вы догадались?

-А что  мы уже с вами знаем про согласные звуки.

А звук В какой?

Задание 2

-Ребята, а сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Вам нужно будет обозначить место звуков «В-Вь», в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения- синий и зеленый фишки. Давайте вспомним как мы их обозначаем?

-Итак, что нарисовано первое?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

-Что нарисовано рядом?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

-Что нарисовано ниже слева?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

Посмотрите на картинку. Что вы видите на картинке? Девочка кормит птиц. Что я сказала?

Зачем она это делает?

-Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть со словами.- Пусть Юля будет словом «девочка»; Дима словом «кормит»; Максим словом «птиц». Давай те прочитаем предложение. А теперь поменяйтесь местами второе и третье слово. Что получилось? Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? Замечательно!

Задание 3

-Ребята, посмотрите на следующее задание, там в верхнем правом уголке нарисованы шуточные изображение буквы  В каким цветом их нужно закрасить?

-Напишите букву В в слоговом  домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.

-Прочтите получившиеся слоги.

-Одинаково ли произносится звук «В» в слогах, которые вы прочитали?

Задание 4

-Сейчас я вам опять прочту стихотворения-загадки, а вы в конце стихотворения подскажете мне слово, но только с поднятия руки.

Окраской- сероватая,

Повадкой- хитроватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это….

Произнесите это слово

Выделите первый звук, расскажите про него.

(второй, третий…)

-Сколько букв в слове «ВОРОНА»?

-Сколько звуков в слове «ВОРОНА»?

-Сколько гласных и согласных звуков?

- давайте запишем это слово в квадратики под картинкой вороны, но гласные- красным карандашом, согласные твердые- синим, согласные мягкие- зеленым.

-Следующая моя загадка-стих:

На одной широкой ножке 

У неё 4 рожка, 
Но она совсем не пилка, 
Для котлет и мяса…

А слово «вилка» разберет у доски Катя.

Выделите первый звук, расскажите про него.

(второй, третий…)

Сколько звуков в слове вилка?

сколько согласных звуков в этом слове?

сколько гласных в слове?

Ребята, давайте пройдем на ковер и встанем в круг. На разносе лежат карточки, подходите по одному и возьмите карточку.  Посмотрите на картинку и скажите слово так, чтобы все остальные ребята услышали на какой звук падает ударение.

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Какие это звуки?

Если мы слышим звуки «Вь»,  то какой квадрат будем рисовать на схеме и почему?

-А если услышим «В», то какой квадрат рисуем и почему?

-Чем отличаются гласные от согласных звуков?

- Что вы запомнили лучше всего? (что нового вы узнали сегодня и сможете рассказать родителям?)

- Что было интересно?

- Что получилось лучше всего?

Спасибо, ребята!

Дин.пауза

 игра «Живые слова»

Упражнение на ударение

У воспитателя в руках разнос с карточками. Ребенок должен назвать свою картинку, с выделением ударного слога и сказать на какой звук падает ударение.

3.Заключительная часть

Итог

Рефлексия

 

Воробей

В

Называют слова

Да

Нет этих звуков

Согласный

Губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы, нельзя петь

Бывают твердыми, бывают мягкими

бывают глухими и звонкими

Дрожит горло, это работают голосовые связки и такой звук называется звонким. В -звонкий

Ответы детей

Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника

Корова- в конце прямоугольника синий

Сковородка- синий квадрат в середине прямоугольника,

Девочка кормит птиц.

Предложение

Стало птицам голодно и люди помогают им.

Девочка

кормит

птиц.

Выходят дети и встают у доски.

Дети меняются местами.

«Девочка птиц кормит»

«Птиц кормит девочка»

Синим

Читают

Нет с гласными А,О,У,Ы,Э он произносится как В, а с гласными Я,Ю,Е,Ё,И,- как ВЬ.

Ворона

Ответы детей

6

6

3 и 3

Выполняют

Вилка

Разбирает у доски

5

3

2

Ответы детей

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ….

-Молодцы. А какой первый звук в слове «воробей»?

-Правильно, это наша гостья буква В, а когда мы ее произносим звук может звучать по разному в словах.

В-твердо и Вь- мягко. Послушайте!

-Назовите мне слова, которые начинаются со звука в или вь

1 задание

-Молодцы, а сейчас, посмотрите на наше 1 задание ,все мы правильно назвали слова?

Обведите их в кружок.

 Почему мы не обводим шарик?

- Правильно. А звук «В», гласный  или согласный звуки?

-Как вы догадались?

-А что  мы уже с вами знаем про согласные звуки.

-А звук В какой?

Задание 2

-Ребята, а сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Вам нужно будет обозначить место звуков «В-Вь», в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения- синий и зеленый фишки. Давайте вспомним как мы их обозначаем?

-Итак, что нарисовано первое?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

-Что нарисовано рядом?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

-Что нарисовано ниже слева?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

Дин.пауза

игра «Живые слова»

Посмотрите на картинку. Что вы видите на картинке?

Девочка кормит птиц.

Что я сказала?

Зачем она это делает?

-Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть со словами.- Пусть Юля будет словом «девочка»; Дима словом «кормит»; Максим словом «птиц». Давай те прочитаем предложение.

А теперь поменяйтесь местами второе и третье слово. Что получилось? Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? Замечательно!

Задание 3

-Ребята, посмотрите на следующее задание, там в верхнем правом уголке нарисованы шуточные изображение буквы «В» каким цветом их нужно закрасить?

-Напишите букву «В» в слоговом  домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.

-Давайте вместе прочитаем получившиеся слоги.

-Одинаково ли произносится звук «В» в слогах, которые вы прочитали?

Задание 4

-Сейчас я вам опять прочту стихотворения-загадки, а вы в конце стихотворения подскажете мне слово, но только с поднятия руки.

Окраской- сероватая,

Повадкой- хитроватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это….

Произнесите это слово

Выделите первый звук, расскажите про него.

(второй, третий…)

-Сколько букв в слове «ВОРОНА»?

-Сколько звуков в слове «ВОРОНА»?

-Сколько гласных и согласных звуков?

- давайте запишем это слово в квадратики под картинкой вороны, но гласные- красным карандашом, согласные твердые- синим, согласные мягкие- зеленым.

(Делаем вместе)

-Следующая моя загадка-стих:

На одной широкой ножке 

У неё 4 рожка, 
Но она совсем не пилка, 
Для котлет и мяса…

А слово «вилка» разберет у доски Юля.

Выделите первый звук, расскажите про него.

(второй, третий…)

-Сколько звуков в слове вилка?

-Сколько согласных звуков в этом слове?

-Сколько гласных в слове?

Упражнение на ударение

-Ребята, давайте пройдем на ковер и встанем в круг. На разносе лежат карточки, подходите по одному и возьмите карточку.  Посмотрите на картинку и скажите слово так, чтобы все остальные ребята услышали на какой звук падает ударение.

Работа в группах.

Звукобуквенный анализ слова.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель следит за осанкой, оказывает индивидуальную помощь.

У воспитателя в руках разнос с карточками. Ребенок должен назвать свою картинку, с выделением ударного слога и сказать на какой звук падает ударение.

Заключительная часть.

  • достижение поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания осуществляется через беседу и рефлексию;
  • определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания позволяет самооценка деятельности детей и их ответы на поставленные педагогом вопросы;
  • педагог реагирует на ситуации, определяющие, что часть детей не освоили новый материал подбадривающей оценкой и построением перспективы узнать или запомнить в скором будущем;
  • педагогом дается косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей.

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

Какие это звуки?

Если мы слышим звуки «Вь»,  то какой квадрат будем рисовать на схеме и почему?

-А если услышим «В», то какой квадрат рисуем и почему?

-Чем отличаются гласные от согласных звуков?

- Что вы запомнили лучше всего? (что нового вы узнали сегодня и сможете рассказать родителям?)

- Что было интересно?

- Что получилось лучше всего?

Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

конспект НОД обучение грамоте "Космическое путешествие"

Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительная группа.Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов.Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений....

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект по обучению грамоте

По программе  "Детство"...

конспект НОД Обучение грамоте

Обучение грамоте "Забавные буквы"...