Профилактика оптической дисграфии у дошкольников.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кожевникова Евгения Александровна

Что такое оптическая дисграфия? Нарушения письма при оптической дисграфии. Этапы коррекционно - профилактической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_opticheskoy_disgrafii_u_doshkolnikov.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников

          Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

 Оптическая дисграфия  обусловлена несформированностью зрительно-       пространственных функций: зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

 При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв.

 А если при всем этом учесть, что именно чтение и письмо являются необходимой базой для всего последующего образования, то острота проблемы становится очевидной.

Что является предпосылками оптической дисграфии :

 -трудности концентрации и переключения зрительного внимания;

 - нарушения восприятия предметов;

 -нарушения зрительной памяти;

 -недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве;   

- нарушение зрительно-моторной координации.

Таким образом, очевидно, что работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе,  а в дошкольном возрасте.

Основная цель моей работы – разработка системы мероприятий по предупреждению оптических нарушений  для детей дошкольного возраста. Основные задачи:

-формирование зрительного гнозиса (восприятия);

-выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания;

-расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);

-развитие зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

-формирование пространственных представлений;

-развитие зрительно-моторных координаций;

-автоматизация зрительных представлений графических образов букв; дифференциация букв, имеющих оптические сходства.

В коррекционно – профилактической работе выделяю два этапа:

Подготовительный этап – у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:

-развивается зрительное внимание, дети начинают воспринимать величину и форму предметов;

- зрительное восприятие становится целостным,

- развивается зрительная память;

-формируется способность ориентироваться в собственном теле в окружающем  пространстве.

Игры и упражнения

-игры на классификацию предметов - из множества картинок подбираются заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.);

 -«4 лишний» дети находят лишнюю картинку;

- « Разрезные картинки» предлагается складывать предмет из 4-6 частей, а в конце уже из 8-12;

 -игра «Что забыл нарисовать художник?»,«Что перепутал художник?» --«Найди такую же фигуру», «Покажи большой, средний и маленький по величине мяч… «Придумай, что бывает круглым (квадратным…), толстым, узким…?»;

-« Контуры», силуэтные изображения («Чья тень»).

- материалы с наложенным изображением и зашумлением.

- «Чего не стало?», « Что изменилось?»;

- Работа по уточнению представлений о схеме собственного тела является основой пространственного ориентирования. Первоначально вырабатываются опорные точки в схеме собственного тела: верх, право, низ, лево.

          На основном этапе  дети учатся распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходство в начертаниях.

   В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса и дифференциации сходных оптически букв предлагаются следующие задания:

- «На что похожа буква?»- соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (например, О - колесо), с заучиванием стихов о букве;

- игра «Посчитай буквы» - найти одну и ту же букву, но написанную разным шрифтом;

- игра «Умные глазки» - узнать буквы, совмещенные друг с другом;

- узнать буквы, наложенные друг на друга;

- определить правильно и неправильно написанную букву;

- узнать буквы по их зеркальному изображению;

- найти в тексте и подчеркнуть (зачеркнуть) заданную букву;

- обвести контур буквы, заполнить маленькими буквами, заштриховать ее;

- игра «Сложи букву» - достроить или дописать недостающие элементы буквы;

- реконструирование букв (превращение из одной в другую);

- игра «Умные ручки» - определение буквы на ощупь;

- письмо буквы в воздухе пальцем, карандашом.

Ранняя первичная профилактика оптических нарушений у детей дошкольного возраста значительно повышает успех  в школьном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...