Профилактика оптической дисграфии у дошкольников.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
Что такое оптическая дисграфия? Нарушения письма при оптической дисграфии. Этапы коррекционно - профилактической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_opticheskoy_disgrafii_u_doshkolnikov.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно- пространственных функций: зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешения графически сходных букв.
А если при всем этом учесть, что именно чтение и письмо являются необходимой базой для всего последующего образования, то острота проблемы становится очевидной.
Что является предпосылками оптической дисграфии :
-трудности концентрации и переключения зрительного внимания;
- нарушения восприятия предметов;
-нарушения зрительной памяти;
-недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве;
- нарушение зрительно-моторной координации.
Таким образом, очевидно, что работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, а в дошкольном возрасте.
Основная цель моей работы – разработка системы мероприятий по предупреждению оптических нарушений для детей дошкольного возраста. Основные задачи:
-формирование зрительного гнозиса (восприятия);
-выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания;
-расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);
-развитие зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
-формирование пространственных представлений;
-развитие зрительно-моторных координаций;
-автоматизация зрительных представлений графических образов букв; дифференциация букв, имеющих оптические сходства.
В коррекционно – профилактической работе выделяю два этапа:
Подготовительный этап – у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:
-развивается зрительное внимание, дети начинают воспринимать величину и форму предметов;
- зрительное восприятие становится целостным,
- развивается зрительная память;
-формируется способность ориентироваться в собственном теле в окружающем пространстве.
Игры и упражнения
-игры на классификацию предметов - из множества картинок подбираются заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.);
-«4 лишний» дети находят лишнюю картинку;
- « Разрезные картинки» предлагается складывать предмет из 4-6 частей, а в конце уже из 8-12;
-игра «Что забыл нарисовать художник?»,«Что перепутал художник?» --«Найди такую же фигуру», «Покажи большой, средний и маленький по величине мяч… «Придумай, что бывает круглым (квадратным…), толстым, узким…?»;
-« Контуры», силуэтные изображения («Чья тень»).
- материалы с наложенным изображением и зашумлением.
- «Чего не стало?», « Что изменилось?»;
- Работа по уточнению представлений о схеме собственного тела является основой пространственного ориентирования. Первоначально вырабатываются опорные точки в схеме собственного тела: верх, право, низ, лево.
На основном этапе дети учатся распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходство в начертаниях.
В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса и дифференциации сходных оптически букв предлагаются следующие задания:
- «На что похожа буква?»- соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (например, О - колесо), с заучиванием стихов о букве;
- игра «Посчитай буквы» - найти одну и ту же букву, но написанную разным шрифтом;
- игра «Умные глазки» - узнать буквы, совмещенные друг с другом;
- узнать буквы, наложенные друг на друга;
- определить правильно и неправильно написанную букву;
- узнать буквы по их зеркальному изображению;
- найти в тексте и подчеркнуть (зачеркнуть) заданную букву;
- обвести контур буквы, заполнить маленькими буквами, заштриховать ее;
- игра «Сложи букву» - достроить или дописать недостающие элементы буквы;
- реконструирование букв (превращение из одной в другую);
- игра «Умные ручки» - определение буквы на ощупь;
- письмо буквы в воздухе пальцем, карандашом.
Ранняя первичная профилактика оптических нарушений у детей дошкольного возраста значительно повышает успех в школьном обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....
Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...
"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"
Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...
Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников
Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...
Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».
Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...