Тема: Звуки [г, г’], буква Г.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Рябикова Ирина Владимировна

Занятие по обучению грамоте  для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1_g-g.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [г, г’], буква Г.

Цель: знакомство со звуками [г, г’], буквой Г.

Задачи:

  • знакомить со звуками [г, г’], формировать умение выделять звуки [г, г’] в звучащих словах, знакомить с буквой Г;
  • развивать фонематический слух, память, внимание, словарный запас учащихся;
  • воспитывать любознательность, уважение к мнению других людей.

Оборудование: домик-гриб, ёлочки, игрушки гномы, буквы гласных звуков, «брёвнышки» и «облака», слоги для чтения; картинки со звуками [г, г], «фонарики», изображение буквы Г, картинки на что похожа  буква Г; карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь .

Ход занятия

1.Оргмомент.

Ручки вверх подняли,

Ими помахали,

А теперь все дружно -

«Здравствуйте»-  сказали.

2. Повторение пройденного материала.

- Стоит на лесной полянке необычный дом. Хотите его увидеть и узнать кто в нём живёт? Тогда по тропинке мы пойдём, а тропинка не простая, а тропинка слоговая. Самые внимательные среди слогов смогут слова отыскать. Готовы? В путь: Ро- ма, То- ля, Ле- на, Та- ня. Что означают эти слова? Вот почему они написаны с большой буквы. Назовите имена мальчиков, девочек.

3. Изучение нового материала.

Выделение звука, работа над звуком.

-А вот и лесная полянка. (дом-гриб, ёлочки) , а на ней необычный дом. На что он похож? Кто же может жить в этом доме?

-А вот и хозяева дома-два брата(гномы).

Их зовут Гумли и Гимли.

-Послушаем с каких звуков начинаются их имена. Гумли -[г], Гимли - [г’].

Воздух выходит с трудом, не поётся, значит это согласные звуки. («фонарики» на доску).

В чаще леса, в домике , жили-были гномики.
Добрые, счастливые и трудолюбивые.

И любили гномики убираться в домике, 
Мыли окна и полы, тёрли чуть не до дыры. 
Ложки мыли, чашки, где варили кашки 
С ягодным вареньем всем на удивленье.

 До сих пор они живут, песни весело поют.
Свет в окне, открыта дверь.
Хочешь, заходи, проверь...

- Сегодня у гномиков в доме уборка. Им надо всё разложить по полочкам. А мы им поможем. На одну полочку положим и поставим предметы со звуком [г], а на другую со звуком  [г’].

(««фонарики» и картинки: газеты, сапоги, книги, гамак, гиря, глобус, гитара, галоши).

Помогли порядок навести. Можно и отдохнуть.

Физминутка.«МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»

Жил-был маленький гном              (приседают, встают)

У гнома был маленький дом            (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил                        («помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил          (показывают друг на друга)

В гости ко мне прибегайте      (бег на месте)

Ноги вытирайте!                      («вытирают» ноги)

Садитесь за стол                      (приседают)

Кашей угощайтесь!                  (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь!     (улыбаются)

4.Знакомство с буквой

 -Познакомим гномиков с новой буквой. Вот она.

Звука два, а буква у них одна Г (двуцветная)

-На что похожа? (…) .

 Буква Г как кран подъёмный,
Груз поднимет многотонный! 

- «Превратимся»  в букву Г.

 Ты на месте покружись, покружись

В букву Г превратись (дети «превращаются в букву Г) 

В какую букву легко «превратиться»  из буквы Г (Т)

5.Обучение чтению

- буквы гласных звуков сидят на «брёвнышках» и «облачках», и ждут, кто к ним в гости придёт. А пришла буква Г, которая хочет с ними познакомиться, и мы сможем всё  прочитать( спеть) :

АГ   ОГ УГ   ЫГ ЭГ ЯГ  ЁГ  ЮГ ИГ  ЕГ    ГА-ГЯ  ГО-ГЁ   ГУ-ГЮ  ГЫ-ГИ ГЭ-ГЕ ,  чтение слов: гномы , Гимли, Гумли .

- Какое из этих слов отличается от других? (гномы написано с маленькой буквы)

6 .Работа в рабочих тетрадях .

Гномы хотят узнать, а вы хорошо запомнили новую букву и её звуки?

- раскрасьте букву

- определите, как она звучит в славах, названиях картинок ……

8. Итог занятия

Так какая самая любимая буква у наших гномиков, вы догадались? Как она звучит? Какие звуки у буквы Г ?

-Дома покажите родителям, как вы научились петь слоги с новой буквой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.

Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...