Звуки Х-Хь. Буква Х.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе. Тема "Звуки Х-Хь. Буква Х".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_h-h._bukva_h.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений

в старшей логопедической группе по теме: «Звуки [х] [хь]. Буква Х».

Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [х], [хь]. Знакомства с буквой Х.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`];

-уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  [Х] и [Х`], учить детей давать  их полную характеристику;

-учить дифференциации  звуков на слух;

-познакомить с буквой Х, её графическим изображением.

-отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]);

- закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Коррекционно-развивающие:

-Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

-Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

-Развитие зрительного внимания;

-Развитие слухового внимания, слуховой памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.

Оборудование: демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки, цветные круглые фишки для звукового анализа, поезд для заселения звука в вагончики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

1.- Игра «Ушки на макушке».

Назовите первый звук в словах:

- паук, ток, конфета, газета, торт, полка, кот, гуси, такси, каток, танк, гвоздь, кукла.

2.   – Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кто пришёл к нам в гости?  

Я устраиваюсь ловко,

У меня с собой кладовка,

Где кладовка? за щекой!

Вот я хитренький какой. Кто это? (хомяк)

Ходит по лесу зверек,

Хитрый маленький ….(хорек)

-Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим.

-А теперь ребята послушайте мое стихотворение и скажите, какой же звук здесь чаще всего встречается:

Хорь хорьку хвостом хвалился:
- Хвост мой, братец хорь, хорош!
- Хвост хорош, - хорёк ответил,-
Хвостик твой на мой похож!

-Какой же звук чаще всего встречается? (звук х)

-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х, хь). Мы будем упражняться в различении этих звуков.

II. Основная часть занятия:

Артикуляционная гимнастика

- Наши герои принесли нам вот такую схему. Как вы думаете, что это за схема?

-Чтобы правильно  произнести  звук  Х, нужно сделать  гимнастику  для нашего язычка. Возьмите  зеркала, слушайте  сказку  и  выполняйте  упражнения.

- Где, ребята, ваш язык?

  Показался и опять за зубами не видать.                (упр. «Прятки»)

- Улыбнулась детвора,

  Так нам нравится игра.                                («Улыбочка»)

- Мы на улице играем

И дыханьем согреваем

Пальцы наши и ладошки,

Чтоб согрелись хоть немножко.    (упраж-е  на выработку длительной теплой струи)

Акустико-артикуляционный анализ звука:

- Вспомним с вами, чем звуки отличаются от букв 

(Звук - мы слышим и произносим, а букву – мы видим, пишем и читаем).

- Правильно! Произнесём звук [Х]. (Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук)

-  Когда мы произносим звук «Х», что делают наши губы, зубы, язык?

(Язык лежит внизу  и отодвинут в глубь рта «холмиком»,

губы и зубы открыты.)

- Когда мы произносим  звук  «Х» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда - язык, выдыхается тёплая струя воздуха.

- Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит, звук «Х» согласный.

(Логопед выставляет на доску -  картинку – символ).

- Проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (Не звенит)

          - Звук произносится без голоса. Значит, какой звук?  (Глухой.)

         -  Звук произносится твёрдо. Значит звук, какой? (Твёрдый.)

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука.

 Характеристика звука.

- Таким образом, звук «Х» - согласный, твёрдый, глухой, заднеязычный.

(Обозначаем фишкой синего цвета),

 - Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкая пара?  (Да, звук «Хь».)
- Ребята, давайте, произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются?      ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой?     (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]?          (согласный, мягкий, глухой)

Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Давайте поможем Хоме и Химу поймать наши звуки. Игра «Ворота» 

Выделение звука «Х» в звуковом ряду:   «К», «Т», «Х», «П», «Х», «К», «Х».

Выделение звука «Х» из ряда слогов: КА, ТО, ХУ, ПО, ХА, КУ, ОК, УХ, АТ, ОХ.

                   Воспроизведение слоговых рядов, в игре «Греем руки»

         ХА – ХО – ХУ                           ХУ – ХА – ХО

         ХО – ХУ – ХА                           ХО – ХУ – ХА

         АХ – ИХ – УХ                             ИХ – ОХ – АХ

         УХ – АХ – ИХ                             АХ – ОХ – УХ

Различение звуков [Х] и [Х`] на слух. Игра с флажками.

- Хома и Хим хотят поиграть с вами в игру:

 - вы, поднимите синий флажок, если в слове услышите твердый звук (Х);

- если назову слово с  [Х`], поднимите зеленый флажок.

Слова:  хитрый, горох, мох, стихи, хлопушка, хомяк, хищный, халва, муха, петух.

Упражнение «Веселый паровозик».

(С опорой на картинки).

- Наши гости Хома и Хим решили отправить своим друзьям подарки на паровозике. Но в каких вагонах они должны ехать не знают. Поможем им?

(определение места звука (Х) в словах).

  Игра  «Замени звук»

-  Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на   звук «Х». Я буду называть слово, а вы замените первый звук  в этом слове и проговорите слово целиком.

салат – халат         голод – холод           сор – хор               год – ход    

качу – хочу            робот – хобот          играем – храм       клоп – хлоп

гудеть – худеть     свалить – хвалить    Глеб – хлеб

- Хома и Хим предлагают нам отдохнуть и размяться.

Эмоционально-динамическая разминка (физминутка)

Мы ногами  - Топ-Топ                     (Имитация шага)

Мы руками -  Хлоп-Хлоп               (Хлопки)

Мы глазами  - Миг-Миг                (Помаргивание глазами)

Мы плечами - Чик-Чик                 (Ритмичное одновременное приподнимание плечиков)

Раз  - сюда, два – туда                       (Наклон вправо – влево)

Повернись вокруг себя.                     (Поворот вокруг себя)

Раз - присели, два - привстали.         (Приседание)

Руки кверху все подняли.                  (Руки поднять вверх)

Раз- два, раз- два – заниматься нам пора.

Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:

- Ребята, наши гости хомячок Хома и хорек Хим принёсли с собой ещё что-то.(Логопед вывешивает изображение буквы «Х».)

 - Все звуки на письме обозначаются буквами.

   У звуков  «Х»  и  «Хь» тоже есть буква -  Х.  

-  Послушайте стихотворение  про букву  Х.

                          Буква  Х  всё ходит, ходит,

                          Места, что ли, не находит.

«X» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.

             Работа в кассах: анализ слогов  АХ,  ОХ,  УХ

                                                           ХА,  ХО,  ХУ

         Сколько звуков услышали?  (дети отвечают – два)

          Какой первый звук? («А»)

          Какой второй звук?  («Х»)

          Что получилось? (дети читают «АХ») и т.д.

 

         АХ – когда испугаемся;

         ОХ – когда тяжело устанем;

         УХ – когда делаем что – то с силой;

          ХА – ХА – смех, радость.

Пальчиковая гимнастика «Хомка».

Хомка-хомка, хомячок,                (большие пальцы обеих рук встречаются с остальными)

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает                (сжимаем кулачки)

Щечки моет, шейку трет.        (трем ладони)

Подметает хомка хатку                (махи кистями рук)

И выходит на зарядку.                (пальцы шагают по столу)

Раз, два, три, четыре, пять!                (одноименные пальцы рук соединяются)

Хомка хочет сильным стать.                (сжимать пальцы рук)

Работа в тетрадях:

- Посмотрите, на что похожа буква Х? (дети называют свои варианты)

   Из скольких элементов состоит буква Х? (из двух прямых линий)

   Сколько нужно взять деталей?  (две)                                                      

 - Дети  выкладывание буквы из счётных палочек.              

 -  Прорисовывание буквы «Х»  в воздухе.

 - Пишем букву в тетрадях.

III. Подведение итогов занятия:

- Молодцы! С какими звуками  и буквой мы сегодня познакомились?

- Хому и Химу  очень понравилось, как вы  работали!

Они очень благодарны вам, что вы познакомили с их любимыми звуками и буквой Х.

- А что для вас было самым интересным?

- А в чем затруднялись?

Рефлексия.

- Наши гости оставили вам сюрприз. (Орехи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...