Звуки Х-Хь. Буква Х.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе. Тема "Звуки Х-Хь. Буква Х".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_h-h._bukva_h.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений
в старшей логопедической группе по теме: «Звуки [х] [хь]. Буква Х».
Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [х], [хь]. Знакомства с буквой Х.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`];
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков [Х] и [Х`], учить детей давать их полную характеристику;
-учить дифференциации звуков на слух;
-познакомить с буквой Х, её графическим изображением.
-отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]);
- закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Коррекционно-развивающие:
-Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
-Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
-Развитие зрительного внимания;
-Развитие слухового внимания, слуховой памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.
Оборудование: демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки, цветные круглые фишки для звукового анализа, поезд для заселения звука в вагончики.
Ход занятия:
- Организационный момент:
1.- Игра «Ушки на макушке».
Назовите первый звук в словах:
- паук, ток, конфета, газета, торт, полка, кот, гуси, такси, каток, танк, гвоздь, кукла.
2. – Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кто пришёл к нам в гости?
Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? за щекой!
Вот я хитренький какой. Кто это? (хомяк)
Ходит по лесу зверек,
Хитрый маленький ….(хорек)
-Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим.
-А теперь ребята послушайте мое стихотворение и скажите, какой же звук здесь чаще всего встречается:
Хорь хорьку хвостом хвалился:
- Хвост мой, братец хорь, хорош!
- Хвост хорош, - хорёк ответил,-
Хвостик твой на мой похож!
-Какой же звук чаще всего встречается? (звук х)
-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х, хь). Мы будем упражняться в различении этих звуков.
II. Основная часть занятия:
Артикуляционная гимнастика
- Наши герои принесли нам вот такую схему. Как вы думаете, что это за схема?
-Чтобы правильно произнести звук Х, нужно сделать гимнастику для нашего язычка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.
- Где, ребята, ваш язык?
Показался и опять за зубами не видать. (упр. «Прятки»)
- Улыбнулась детвора,
Так нам нравится игра. («Улыбочка»)
- Мы на улице играем
И дыханьем согреваем
Пальцы наши и ладошки,
Чтоб согрелись хоть немножко. (упраж-е на выработку длительной теплой струи)
Акустико-артикуляционный анализ звука:
- Вспомним с вами, чем звуки отличаются от букв
(Звук - мы слышим и произносим, а букву – мы видим, пишем и читаем).
- Правильно! Произнесём звук [Х]. (Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук)
- Когда мы произносим звук «Х», что делают наши губы, зубы, язык?
(Язык лежит внизу и отодвинут в глубь рта «холмиком»,
губы и зубы открыты.)
- Когда мы произносим звук «Х» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда - язык, выдыхается тёплая струя воздуха.
- Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит, звук «Х» согласный.
(Логопед выставляет на доску - картинку – символ).
- Проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (Не звенит)
- Звук произносится без голоса. Значит, какой звук? (Глухой.)
- Звук произносится твёрдо. Значит звук, какой? (Твёрдый.)
Хоровое и индивидуальное проговаривание звука.
Характеристика звука.
- Таким образом, звук «Х» - согласный, твёрдый, глухой, заднеязычный.
(Обозначаем фишкой синего цвета),
- Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкая пара? (Да, звук «Хь».)
- Ребята, давайте, произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой)
Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Давайте поможем Хоме и Химу поймать наши звуки. Игра «Ворота»
Выделение звука «Х» в звуковом ряду: «К», «Т», «Х», «П», «Х», «К», «Х».
Выделение звука «Х» из ряда слогов: КА, ТО, ХУ, ПО, ХА, КУ, ОК, УХ, АТ, ОХ.
Воспроизведение слоговых рядов, в игре «Греем руки»
ХА – ХО – ХУ ХУ – ХА – ХО
ХО – ХУ – ХА ХО – ХУ – ХА
АХ – ИХ – УХ ИХ – ОХ – АХ
УХ – АХ – ИХ АХ – ОХ – УХ
Различение звуков [Х] и [Х`] на слух. Игра с флажками.
- Хома и Хим хотят поиграть с вами в игру:
- вы, поднимите синий флажок, если в слове услышите твердый звук (Х);
- если назову слово с [Х`], поднимите зеленый флажок.
Слова: хитрый, горох, мох, стихи, хлопушка, хомяк, хищный, халва, муха, петух.
Упражнение «Веселый паровозик».
(С опорой на картинки).
- Наши гости Хома и Хим решили отправить своим друзьям подарки на паровозике. Но в каких вагонах они должны ехать не знают. Поможем им?
(определение места звука (Х) в словах).
Игра «Замени звук»
- Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на звук «Х». Я буду называть слово, а вы замените первый звук в этом слове и проговорите слово целиком.
салат – халат голод – холод сор – хор год – ход
качу – хочу робот – хобот играем – храм клоп – хлоп
гудеть – худеть свалить – хвалить Глеб – хлеб
- Хома и Хим предлагают нам отдохнуть и размяться.
Эмоционально-динамическая разминка (физминутка)
Мы ногами - Топ-Топ (Имитация шага)
Мы руками - Хлоп-Хлоп (Хлопки)
Мы глазами - Миг-Миг (Помаргивание глазами)
Мы плечами - Чик-Чик (Ритмичное одновременное приподнимание плечиков)
Раз - сюда, два – туда (Наклон вправо – влево)
Повернись вокруг себя. (Поворот вокруг себя)
Раз - присели, два - привстали. (Приседание)
Руки кверху все подняли. (Руки поднять вверх)
Раз- два, раз- два – заниматься нам пора.
Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:
- Ребята, наши гости хомячок Хома и хорек Хим принёсли с собой ещё что-то.(Логопед вывешивает изображение буквы «Х».)
- Все звуки на письме обозначаются буквами.
У звуков «Х» и «Хь» тоже есть буква - Х.
- Послушайте стихотворение про букву Х.
Буква Х всё ходит, ходит,
Места, что ли, не находит.
«X» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.
Работа в кассах: анализ слогов АХ, ОХ, УХ
ХА, ХО, ХУ
Сколько звуков услышали? (дети отвечают – два)
Какой первый звук? («А»)
Какой второй звук? («Х»)
Что получилось? (дети читают «АХ») и т.д.
АХ – когда испугаемся;
ОХ – когда тяжело устанем;
УХ – когда делаем что – то с силой;
ХА – ХА – смех, радость.
Пальчиковая гимнастика «Хомка».
Хомка-хомка, хомячок, (большие пальцы обеих рук встречаются с остальными)
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает (сжимаем кулачки)
Щечки моет, шейку трет. (трем ладони)
Подметает хомка хатку (махи кистями рук)
И выходит на зарядку. (пальцы шагают по столу)
Раз, два, три, четыре, пять! (одноименные пальцы рук соединяются)
Хомка хочет сильным стать. (сжимать пальцы рук)
Работа в тетрадях:
- Посмотрите, на что похожа буква Х? (дети называют свои варианты)
Из скольких элементов состоит буква Х? (из двух прямых линий)
Сколько нужно взять деталей? (две)
- Дети выкладывание буквы из счётных палочек.
- Прорисовывание буквы «Х» в воздухе.
- Пишем букву в тетрадях.
III. Подведение итогов занятия:
- Молодцы! С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?
- Хому и Химу очень понравилось, как вы работали!
Они очень благодарны вам, что вы познакомили с их любимыми звуками и буквой Х.
- А что для вас было самым интересным?
- А в чем затруднялись?
Рефлексия.
- Наши гости оставили вам сюрприз. (Орехи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...