Образовательный проект на тему: «Грамотей»
проект по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад №89 комбинированного вида»
Образовательный проект
на тему: «Грамотей»
/для детей старшего дошкольного возраста/
Разработала: Добкина Н.Б., воспитатель высшей квалификационной категории |
Саранск
2020
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | «Грамотей» |
Руководитель проекта | Добкина Надия Харисовна высшая квалификационная категория |
Цель проекта |
|
Тип проекта | долгосрочный, групповой, интегративный информационно-практико-ориентированный. |
Срок реализации проекта | октябрь 2020 г. - май 2021 г. |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста Воспитатель Родители воспитанников |
Ожидаемые конечные результаты | -для детей: Высокий уровень сформированности у дошкольников стойкого интереса к родному языку; Сформированность навыков звукового анализа и синтеза; Повышение познавательной активности детей. -для родителей: родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, заинтересованность родителей в участии по реализации проекта. -для воспитателя: создана материально - техническая, методическая база для работы по данной теме. |
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и чтения. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных качественных его характеристик.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов. Это обеспечивает высокую эффективность речевого развития, успешность последующего изучения родного языка и происходит практическое овладение ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.
Особое место обучению грамоте отведено в коррекционно-развивающем процессе. Дети, страдающие недоразвитием речи, входят в группу риска по дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При обучении грамоте эти дети испытывают определенные трудности, например, в усвоении слияния «согласный и гласный», йотированных гласных, в различении звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
С целью эффективности коррекционной работы был разработан проект «Грамотей». Проект направлен на развитие фонематический стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Обучение грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет успешным при реализации данного проекта.
Цель проекта: Сформировать у детей дошкольного возраста познавательный интерес к обучению грамоте.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
-формировать у дошкольников понятия «звук» и «буква»;
-формировать фонематическое восприятие;
-формировать навыки анализа и синтеза звукового состава слова;
Развивающие задачи:
- развивать связную речь;
Воспитательные задачи:
-воспитывать познавательный интерес к обучению грамоте
Принципы организации проекта:
Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности.
Принцип взаимодействия и сотрудничества с семьей, с социумом, с педагогами детского сада.
Принцип систематичности: реализация мероприятий в системе.
Принцип доступности: использование материал в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип интегративности: сочетание разных видов деятельности.
Принцип наглядности: изготовление пособий и игр, презентаций по теме проекта
Формы и методы реализации проекта:
Основной формой организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является: ООД; игры: дидактические, подвижные, настольные, чтение художественной литературы;
Наглядные методы: показ способов действий, показ образца, использование схем,
Словесные методы: чтение художественной литературы, рассказ педагога, объяснения; беседы художественное слово;
Практические методы: выполнение заданий
Форма организации детей: групповая; фронтальная; индивидуальная.
Основные формы работы с родителями
• анкетирование
• беседа – консультация
• выставки
Контроль реализации проекта:
-Проведение с детьми в начале и в заключении проектной деятельности мониторинга.
Диагностическая карта
«Систематизация знаний детей по обучению грамоте»
№ п/п | ФИО ребенка | Имеет представления о существовании разных языков | Знает термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»; звуковой анализ слова | Умеет делить слова на слоги, осуществлять звуковой анализ слов, составлять схемы звукового состава слова | Умеет составлять предложение по живой модели | Умеет определить количество и последовательность слов в предложении | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||
н.п | к.п | н.п | к.п | н.п | к.п | н.п | к.п | н.п | к.п | н.п | к.п | ||
Критерии к диагностической карте:
3 балла высокий уровень: справляется с заданием самостоятельно
2 балла средний уровень: справляется с заданием с помощью взрослого
1 балл низкий уровень: не справляется с заданием
Материально-техническое обеспечение:
-Дидактический материал для проведения занятий;
-Схемы и фишки для выполнения звукового анализа слов;
-Наглядный материал;
Работа с родителями:
- Консультация «Как подготовить руку к письму?»
-Консультация Игры с буквами для дошколят»
-Памятка «Город букв»
-Рекомендации «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»
Этапы реализации проекта
Этапы | Сроки | Содержание работы |
Организационно-диагностический | С 01.10.2020 г. по 30.10.2020 г. | - определение проблемы; - постановка цели, задач; - подбор методической, литературы, наглядного материала, атрибутов; -составление перспективного плана для работы с детьми; - анкетирование родителей; -составление плана работы с родителями; -составление плана работы со специалистами МАДОУ. |
Практический | с 02.11.2020 г. по 30.04.2021 г. | - выполнение проекта - подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и книгами; - проведение консультаций для родителей; - разработка конспектов занятий по теме проекта; |
Обобщающий | с 01.05.2021 г. по 24.05.2021 г. | - анализ достижения поставленной цели, мониторинг усвоения знаний, умений и навыков у детей на конец проектной деятельности; - составление рекомендаций; - презентация Проекта; -открытый показ ООД; - праздники и развлечения |
Внедренческий | В течение мая 2021 г. | Распространение опыта работы. Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Перспективный план работы с детьми по проекту
«Грамотей»
Неделя | Тема | ОО | Программное содержание | Оснащение | Виды деятельности |
Октябрь | |||||
1 неделя | «В мире звуков» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | формировать у детей представления о звуках, уметь различать их. Формировать у дошкольников фонематическое восприятие, фонетический слух. | Музыкальные инструменты (барабан, маракас, бубен, колокольчик), молоток, бумага, фольга, ножницы, картинки, символизирующие эмоциональное состояние человека (картинки на доске), маски животных, ширма. | Игра «Молчанка», игра на музыкальных инструментах, чтение стихотворения «Разные звуки», на доске показываются слайды с картинками, физкультминутка, |
3 неделя | «Гласные звуки» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». | Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». | Зеркала; предметные картинки; «волшебные» башмачки (вязаные пинетки); пластмассовые гласные буквы; карточки в виде домика с гласными буквами; карточки с рядом букв (гласных и согласных). | Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке», игра «Угадай звук», Логоритмика, игра «Самый внимательный и быстрый», игра «Рассели картинки», игра «Угадай, что напишу». |
Ноябрь | |||||
1 неделя | «Согласные звуки» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове. | карточки в виде домика с гласными буквами; карточки с рядом букв (гласных и согласных). | Пальчиковая игра «Кулачок», игровое упражнение «Назови первый звук», сказка о согласных звуках, игровое упражнение «Гласный или согласный» |
3 неделя | «Что такое алфавит» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Закрепить знания, что такое алфавит, речь. | карточки-задания, карточки-слоги с картинкой, цветные сигнальные карточки, цветные карточки для звукового анализа, Ребус «Распутать буквы», карта с заданиями , магнитная доска. | Загадки, физкультминутка, ребус « Распутать буквы», ребус « Отгадай по первым звукам», гимнастика для глаз, д/и « Составь из слов предложение» |
Декабрь | |||||
1 неделя | «Веселые буквы» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | упражнять в умении сочетать разную технику в процессе рисования (тушевка и штриховка, используя различные художественные материалы | изображения букв (с глазками, бантиками, с ножками, ручками и т. п., карандаши, фломастеры, альбомные листы. | Загадка, игра «Найди свою букву», выполнение задания |
3 неделя | «Гласные и согласные звуки» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Закрепить знания детей - о гласных и согласных звуках, их условное обозначение | Мяч, карточки с рядом букв (гласных и согласных). | Игра: "Перекличка", пальчиковая игра, физминутка, игра: "Буквы рассыпались" |
Январь | |||||
1 неделя | «В мире гласных и согласных звуков» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове. | карточки с рядом букв (гласных и согласных). | Пальчиковая игра «Кулачок», игровое упражнение «Назови первый звук», сказка о согласных звуках, игровое упражнение «Гласный или согласный» |
3 неделя | «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. | Карта страны «Пиши-Читай», мяч, шифровка, звуковые карточки, колокольчики, домик Знайки, кукла Знайка, письмо Знайки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука, новогодние открытки. | Игра: "Перекличка" (с мячом), дидактическая игра «Угадай, имя?», разминка «Слушай внимательно» |
Февраль | |||||
1 неделя | «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» | В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. | карточки с рядом букв (гласных и согласных). | Разминка «Слушай внимательно», игра «Хитрые слова», речевая разминка, |
3 неделя | «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. | карточки с рядом букв (гласных и согласных). | Разминка «Слушай внимательно», игра «Хитрые слова», речевая разминка, |
Март | |||||
1 неделя | «Слова и предложения» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения. | Карта страны «Пиши-Читай», мультимедийное оборудование, презентационный материал, алфавит, разрезная азбука для детей, полоски из картона (для составления схем предложения), фонограмма песни про алфавит, музыкальный центр, карточки с заданием для детей, простые карандаши, рабочие тетради, ребусы в подарок, магниты для рефлексии. | Ребусы |
3 неделя | «Повторение» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях. | волшебный мешочек, аудиозапись вопросов мешочка, предметные картинки, звуковые схемы, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, колокольчики, слоговая гусеница, замки с звуковой схемой слов, ключи с словом, картонные полоски для составления схемы предложений, приглашение на турнир Грамотеев. | Игра «Узнай звук», игра «Буква заблудилась», игра «Рассыпалось слово», игра «Кто больше?», игра «Закончи слово». |
Апрель | |||||
1 неделя | «Повторение» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях. | звуковые карточки. карточки буквами, карточки со словами и полоски для составления схемы предложений, простые карандаши, подарки для детей, дипломы. | Игра «Узнай звук», игра «Буква заблудилась», игра «Рассыпалось слово», игра «Кто больше?», игра «Закончи слово». |
3 неделя | «Как древние люди общались друг с другом» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях. | верёвочки с узелками разных цветов, береста, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки, книга Киплинга «Как было написано первое письмо». Презентация. | Динамическая пауза, просмотр презентации. |
Май | |||||
1 неделя | «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её. | сюжетные картинки, полоски для составления схемы предложения, картинка-пазл, мяч, две разрезные пословицы о дружбе. | Игра «Узнай звук», игра «Буква заблудилась», игра «Рассыпалось слово», игра «Кто больше?», игра «Закончи слово». |
3 неделя | Итоговое и занятие «Мои знания о стране «Пиши – читай»» | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» | Воспитывать любовь к чтению и грамматике. | буквы (алфавит), полоски цветного картона, конверты с цветными фишками, кассы букв, д/и «Угадай, как нас зовут?», кроссворд в картинках, простые карандаши, буквенные и числовые карточки от 1 до 20, 2 письма, посылка. | дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов. |
План работы с родителями
Месяц | Название мероприятия | Отметка о выполнении |
Октябрь | Анкетирование «Семейное чтение» Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами художественной литературы». | Выполнено (отметку можно от руки) |
Ноябрь | Акция «Подари книгу группе» | |
Декабрь | Выставка рисунков «Рисуем по творчеству Л.Н.Толстого». | |
Январь | Оформление фотоальбома «Мы любим читать книги». | |
Февраль | Пополнение центра театрализованной деятельности видами театров: театр вязаной и сшитой игрушки (по сказкам «Еж и заяц», «Лисица и журавль»). | |
Март | ||
Апрель | ||
Май |
План работы с педагогами
Месяц | Название мероприятия | Отметка о выполнении |
Октябрь | Консультация | |
Декабрь | ||
Список использованной литературы
- Закон «Об образовании РМ» от 08.08.2013 № 53-З (ред. 18.12.2019) (с изменениями)
- Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
- Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста : планирование работы и конспекты занятий / [авт.: А. Я. Ветохина и др.]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2010. - 190 с.
Журналы:
- Дергач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. - 2009. - N 2. - С. 21-26.
- Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника: учебн.-метод.пособ./ Н.Н.Яковлева. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.-128с.
Интернет источники:
- Белявцева Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5857/ (дата обращения: 04.02.2020).
Художественная литература:
- Толстой Л.Н. Все лучшие сказки и рассказы/ Л.Толстой.- М.: АСТ: Астрель, 2009.- 206 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по грамоте в подготовительной к школе группе на тему "День Рождения буквы С"
Цели:1. Знакомство с буквой «с» и звуком [с].2. Различия между [с] и [с̕].3. Развитие речи и логического мышления детей.4....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области коммуникация (грамота) Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области коммуникация (грамота)Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”разработала воспитатель: Склярова М.Г.г. Таганрог...
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »
Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Закрепление знаний в области «Развитие речи» у детей подготовительной к школе группе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)
Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...
Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год I период обучения (сентябр
Разработала календарный план по фыормированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте на первый период( сентябрь-ноябрь) с указанием програмного содержания занятия и указанием использования ...