Образовательный проект на тему: «Грамотей»
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Образовательный проект

на тему: «Грамотей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gramotey.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №89 комбинированного вида»

Образовательный проект

на тему: «Грамотей»

/для детей старшего дошкольного возраста/

Разработала:                                                                       Добкина Н.Б., воспитатель

высшей квалификационной категории

Саранск

2020

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

«Грамотей»

Руководитель проекта

Добкина Надия Харисовна

высшая квалификационная категория

Цель проекта

  • сформировать у детей дошкольного возраста познавательный интерес к обучению грамоте.

Тип проекта

долгосрочный,

групповой,

интегративный

информационно-практико-ориентированный.

Срок реализации проекта

октябрь 2020 г. -  май 2021 г.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста

Воспитатель

Родители воспитанников

Ожидаемые конечные результаты

-для детей: Высокий уровень сформированности у дошкольников стойкого интереса к родному языку;

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза; Повышение познавательной активности детей.

-для родителей: родители вовлечены  в воспитательно-образовательный процесс, заинтересованность родителей в участии по реализации проекта.

-для воспитателя: создана материально - техническая, методическая  база для работы по данной теме.

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и чтения. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных качественных его характеристик.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов. Это обеспечивает высокую эффективность речевого развития, успешность последующего изучения родного языка и происходит практическое овладение ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.

Особое место обучению грамоте отведено в коррекционно-развивающем процессе. Дети, страдающие недоразвитием речи, входят в группу риска по дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При обучении грамоте эти дети испытывают определенные трудности, например, в усвоении слияния «согласный и гласный», йотированных гласных, в различении звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости.

    С целью эффективности коррекционной работы был разработан проект «Грамотей». Проект направлен на развитие фонематический стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

 Обучение грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет успешным при реализации данного проекта.

 Цель проекта: Сформировать у детей дошкольного возраста познавательный интерес к обучению грамоте.

 Задачи проекта:

Образовательные задачи:

-формировать у дошкольников понятия «звук» и «буква»;

-формировать фонематическое восприятие;

-формировать навыки анализа и синтеза звукового состава слова;

Развивающие задачи:

- развивать связную речь;

Воспитательные задачи:

-воспитывать познавательный интерес к обучению грамоте

Принципы организации проекта:

Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности.

Принцип взаимодействия и сотрудничества с семьей, с социумом, с педагогами детского сада.

Принцип систематичности: реализация мероприятий в системе.

Принцип доступности: использование материал в соответствии с возрастными особенностями детей.

Принцип интегративности: сочетание разных видов деятельности.

Принцип наглядности: изготовление пособий и игр, презентаций по теме проекта

Формы и методы реализации проекта:

Основной формой организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является: ООД; игры: дидактические, подвижные, настольные, чтение художественной литературы;

Наглядные методы: показ способов действий, показ образца, использование схем,

Словесные методы: чтение художественной литературы, рассказ педагога, объяснения; беседы художественное слово;

Практические методы: выполнение заданий

Форма организации детей: групповая; фронтальная; индивидуальная.

Основные формы работы с родителями

• анкетирование

• беседа – консультация

• выставки

Контроль реализации проекта:

-Проведение с детьми в начале и в заключении проектной деятельности мониторинга.

Диагностическая карта

«Систематизация знаний детей по обучению грамоте»

№ п/п

ФИО ребенка

Имеет представления о существовании разных языков

Знает термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»; звуковой анализ слова

Умеет делить слова на слоги, осуществлять звуковой анализ слов, составлять схемы звукового состава слова

Умеет составлять предложение по живой модели

Умеет определить количество и последовательность слов в предложении

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

н.п

к.п

н.п

к.п

н.п

к.п

н.п

к.п

н.п

к.п

н.п

к.п

Критерии к диагностической карте:

3 балла высокий уровень: справляется с заданием самостоятельно

2 балла средний уровень: справляется с заданием с помощью взрослого

1 балл низкий уровень: не справляется с заданием

Материально-техническое обеспечение:

-Дидактический материал для проведения занятий;

-Схемы и фишки для выполнения звукового анализа слов;

-Наглядный материал;

Работа с родителями:

- Консультация «Как подготовить руку к письму?»

-Консультация Игры с буквами для дошколят»

-Памятка «Город букв»

-Рекомендации «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Этапы реализации  проекта

Этапы

Сроки

Содержание работы

Организационно-диагностический

С 01.10.2020 г. по

30.10.2020 г.

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- подбор методической, литературы, наглядного материала, атрибутов;

-составление перспективного плана для работы с детьми;

- анкетирование родителей;

-составление плана работы с родителями;

-составление плана работы со специалистами МАДОУ. 

Практический

с 02.11.2020 г. по

30.04.2021 г.

- выполнение проекта

- подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и книгами;

- проведение консультаций для родителей;

- разработка конспектов занятий по теме проекта;

Обобщающий

с 01.05.2021 г. по

24.05.2021 г.

- анализ достижения поставленной цели, мониторинг усвоения знаний, умений и навыков у детей на конец проектной деятельности;

- составление рекомендаций;

- презентация Проекта;

-открытый показ ООД;

- праздники и развлечения

Внедренческий

В течение мая 2021 г.

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Перспективный план работы с детьми по проекту

«Грамотей»

Неделя

Тема

ОО

Программное содержание

Оснащение

Виды деятельности

Октябрь

1 неделя

«В мире звуков»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

формировать у детей представления о звуках, уметь различать их. Формировать у дошкольников фонематическое восприятие, фонетический слух.

Музыкальные инструменты (барабан, маракас, бубен, колокольчик), молоток, бумага, фольга, ножницы,  картинки,  символизирующие эмоциональное состояние человека (картинки на доске), маски животных, ширма.

Игра «Молчанка», игра на музыкальных инструментах, чтение стихотворения «Разные звуки», на доске показываются слайды с картинками, физкультминутка,

3 неделя

«Гласные звуки»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

  «Познавательное развитие».

Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

Зеркала; предметные картинки; «волшебные» башмачки (вязаные пинетки); пластмассовые гласные буквы; карточки в виде домика с гласными буквами; карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке», игра «Угадай звук», Логоритмика, игра «Самый внимательный и быстрый», игра «Рассели картинки», игра «Угадай, что напишу».

Ноябрь

1 неделя

«Согласные звуки»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.

карточки в виде домика с гласными буквами; карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Пальчиковая игра «Кулачок», игровое упражнение «Назови первый звук», сказка о согласных звуках, игровое упражнение «Гласный или согласный»

3 неделя

«Что такое алфавит»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Закрепить знания, что такое алфавит, речь.

карточки-задания, карточки-слоги с картинкой, цветные сигнальные карточки, цветные карточки для звукового анализа, Ребус «Распутать буквы», карта с заданиями , магнитная доска.

Загадки, физкультминутка, ребус « Распутать буквы», ребус « Отгадай по первым звукам», гимнастика для глаз, д/и « Составь из слов предложение»

Декабрь

1 неделя

«Веселые буквы»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

упражнять в умении сочетать разную технику в процессе рисования (тушевка и штриховка, используя различные художественные материалы

изображения букв (с глазками, бантиками, с ножками, ручками и т. п., карандаши, фломастеры, альбомные листы.

Загадка, игра  «Найди свою букву», выполнение задания

3 неделя

«Гласные и согласные звуки»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Закрепить знания детей - о гласных и согласных звуках, их условное обозначение

Мяч, карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Игра: "Перекличка", пальчиковая игра, физминутка, игра: "Буквы рассыпались"

Январь

1 неделя

«В мире гласных и согласных звуков»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.

карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Пальчиковая игра «Кулачок», игровое упражнение «Назови первый звук», сказка о согласных звуках, игровое упражнение «Гласный или согласный»

3 неделя

«Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Карта страны «Пиши-Читай», мяч, шифровка, звуковые карточки, колокольчики, домик Знайки, кукла Знайка, письмо Знайки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука, новогодние открытки.

Игра: "Перекличка" (с мячом), дидактическая игра «Угадай, имя?», разминка «Слушай внимательно»

Февраль

1 неделя

 «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

  «Познавательное развитие»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Разминка «Слушай внимательно», игра «Хитрые слова», речевая разминка,

3 неделя

«Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Разминка «Слушай внимательно», игра «Хитрые слова», речевая разминка,

Март

1 неделя

«Слова и предложения»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.

Карта страны «Пиши-Читай»,  мультимедийное оборудование, презентационный материал, алфавит, разрезная азбука для детей, полоски из картона (для составления схем предложения), фонограмма песни про алфавит, музыкальный центр, карточки с заданием для детей, простые карандаши, рабочие тетради, ребусы в подарок, магниты для рефлексии.

Ребусы

3 неделя

«Повторение»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях.

волшебный мешочек, аудиозапись вопросов мешочка, предметные картинки, звуковые схемы, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, колокольчики, слоговая гусеница, замки с звуковой схемой слов, ключи с словом,  картонные полоски для составления схемы предложений, приглашение на турнир Грамотеев.

Игра «Узнай звук», игра «Буква заблудилась», игра «Рассыпалось слово», игра «Кто больше?», игра «Закончи слово».

Апрель

1 неделя

 «Повторение»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях.

звуковые карточки. карточки буквами, карточки со словами и полоски для составления схемы предложений, простые карандаши, подарки для детей, дипломы.

Игра «Узнай звук», игра «Буква заблудилась», игра «Рассыпалось слово», игра «Кто больше?», игра «Закончи слово».

3 неделя

«Как древние люди общались друг с другом»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.

верёвочки с узелками разных цветов, береста, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки, книга Киплинга «Как было написано первое письмо». Презентация.

Динамическая пауза, просмотр презентации.

Май

1 неделя

«Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.

сюжетные картинки, полоски для составления схемы предложения, картинка-пазл, мяч, две разрезные пословицы о дружбе.

Игра «Узнай звук», игра «Буква заблудилась», игра «Рассыпалось слово», игра «Кто больше?», игра «Закончи слово».

3 неделя

Итоговое и занятие

«Мои знания о стране «Пиши – читай»»

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

буквы (алфавит), полоски цветного картона, конверты с цветными фишками, кассы букв, д/и «Угадай, как нас зовут?», кроссворд в картинках, простые карандаши, буквенные и числовые карточки от 1 до 20,

2 письма, посылка.

дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

План работы с родителями

Месяц

Название мероприятия

Отметка о выполнении

Октябрь

Анкетирование  «Семейное чтение»

Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами художественной литературы». 

Выполнено (отметку можно от руки)

Ноябрь

Акция «Подари книгу группе»

Декабрь

Выставка рисунков «Рисуем по творчеству Л.Н.Толстого».

Январь

Оформление фотоальбома «Мы любим читать книги».

Февраль

Пополнение центра театрализованной деятельности  видами театров: театр вязаной и сшитой игрушки (по сказкам «Еж и заяц», «Лисица и журавль»).

Март

Апрель

Май


План работы с педагогами

Месяц

Название мероприятия

Отметка о выполнении

Октябрь

Консультация

Декабрь

Список использованной литературы

  1. Закон «Об образовании РМ» от 08.08.2013 № 53-З (ред. 18.12.2019) (с изменениями)
  2. Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»
  3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
  4. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста : планирование работы и конспекты занятий / [авт.: А. Я. Ветохина и др.]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2010. - 190 с.

Журналы:

  1. Дергач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. - 2009. - N 2. -                         С. 21-26.
  2. Яковлева  Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника: учебн.-метод.пособ./ Н.Н.Яковлева. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.-128с.

Интернет источники:

  1. Белявцева Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5857/ (дата обращения: 04.02.2020).

Художественная литература:

  1. Толстой Л.Н. Все лучшие сказки и рассказы/ Л.Толстой.- М.: АСТ: Астрель, 2009.- 206 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по грамоте в подготовительной к школе группе на тему "День Рождения буквы С"

Цели:1.     Знакомство с буквой «с» и звуком [с].2.     Различия между [с] и [с̕].3.     Развитие речи и логического мышления детей.4....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области коммуникация (грамота) Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной  области коммуникация (грамота)Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”разработала воспитатель: Склярова М.Г.г. Таганрог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Космическое путешествие»

Цель:  Закрепление знаний в области «Развитие речи» у детей подготовительной к школе группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год I период обучения (сентябр

Разработала календарный план по фыормированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте на первый период( сентябрь-ноябрь) с указанием програмного содержания занятия и указанием использования ...