Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Выполнила Аксарина Елена Александровна воспитатель МБДОУ "Д/с №5 "Теремок" ГО ЗАТО Комаровский
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Совершенствовать умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, характеризовать их.
Закреплять умения детей в делении слов на слоги. Продолжать учить детей определять количество слогов в слове. Образовывать множественное число существительных; закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, правильно подбирать притяжательные прилагательные, правильно отвечать на вопросы «кто это?», «что это?».
Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей фонематический слух и восприятие, логическое мышление, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, бережно относиться к пособиям.
Оборудование к занятию :
магнитная доска; кукла; картинка «Лесная полянка» с животными; картинка «Лиса» с квадратиками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с окошками того же цвета, домик из трех этажей, предметные картинки с животными, ноутбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammatika_11.02.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
на тему: «Волшебная страна Грамматика»
Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Совершенствовать умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, характеризовать их.
Закреплять умения детей в делении слов на слоги. Продолжать учить детей определять количество слогов в слове. Образовывать множественное число существительных; закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, правильно подбирать притяжательные прилагательные, правильно отвечать на вопросы «кто это?», «что это?».
Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей фонематический слух и восприятие, логическое мышление, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, бережно относиться к пособиям.
Оборудование к занятию :
магнитная доска; кукла; картинка «Лесная полянка» с животными; картинка «Лиса» с квадратиками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с окошками того же цвета, домик из трех этажей, предметные картинки с животными, ноутбук.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. К нам за занятие пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Ребята, К нам на занятие пришла Настенька и принесла интересное письмо (показываю конверт) из одной замечательной волшебной страны Грамматики.
Однажды добрая волшебница пригласила Настеньку в волшебную страну Грамматику. Там живут звуки, буквы и слова.
Они написали о том, что хотят найти себе друзей. Вы бы хотели с ними познакомиться и подружиться? Очень хорошо, сядьте удобно, закройте глаза, и вместе с Настей отправляемся в путь.
(звучит музыка)
Открыли глаза. Мы оказались на острове Звуков.
Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков квадратики такого же цвета.
На этом острове Настенька увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? Этот домик… (красный). Этот… (зеленый). А этот… (синий). И окошки у каждого домика были такого же цвета. Когда Настя подошла к красному домику, прикоснулась к квадратикам, они зазвучали: «А-а-а» «У-у-у» «И-и-и» «О-о-о». Подошла Настенька к Синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «В-в-в, н-н-н, к-к-к, б-б-б». В зеленом домике песенки звучали нежнее: «Сь-сь-сь, мь-мь-мь, нь-нь-нь». Думает Настенька: «Какие интересные квадратики, прикасаешься и слышишь разные звуки». Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими квадратиками? (Звуки). Одинаково звучат песенки в разных домиках? (По-разному). Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, о-о-о, и-и-и, у-у-у,». Вспомните, какие это звуки? (Гласные). Почему они так называются? (Мы их поем, во рту нам ничего не мешается). А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, л, н». Получается их пропеть? (Нет). Почему? (Когда мы их говорим, нам мешают губы или язык). Как называются эти звуки? (Согласные). А как мы их произносим? (твердо)
А теперь скажем звуки из зеленого домика, повторяйте за мной: «Ль-ль-ль, мь-мь-мь, нь-нь-нь». А как мы их произносим? (мягко) Как называются эти звуки? (Согласные).
Отправляемся на второй остров. Закрыли глазки (звучит музыка). Открываем глаза.
Мы попали на Слоговой остров. На нем живут части слова. Здесь тоже стоят домики. Посмотрите на эти домики, в них никто пока не живёт. Сколько здесь домиков? (три). Первый домик – с одним этажом, второй – с двумя, третий – с тремя этажами. Давайте, поможем расселить в этом домике животных. В домике с одним этажом будут жить животные, в названии которых только один слог, с двумя этажами – животные, в названии которых - два слога, а в домик с тремя этажами мы поселим детенышей животных – у них в названии три слога.
Игра «Рассели животных по домам» (Показать картинки)
Волк, еж, - животные 1 этажа
Лиса, медведь, заяц - животные 2 этажа
Волчонок, лисенок, зайчонок - животные 3 этажа
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за стол скорей уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
А сейчас отправляемся на следующий остров. Закрыли глазки (играет музыка). Открыли глазки. Мы попали на станцию острова Слов. Кто на нем живет? Правильно, слова. На этом острове есть «Лесная полянка».
Выставляется картина «Лесная полянка».
Ребята, а кто живет в лесу? (лиса, медведь, еж, волк, заяц). Раз они живут в лесу, значит это какие животные? (дикие) Животные гуляли на полянке, и они потеряли своих детенышей и не могут найти их. Давайте поможем им. Я сейчас покажу картинки, а вам нужно назвать животного и его детеныша. (На ноутбуке презентация «Дикие животные и их детеныши»)
Ребята, что еще можно увидеть в лесу? (Деревья, кусты, цветы, траву, грибы, ягоды). Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.
Вы сказали много… слов: дерево – это слово, трава – это слово, цветы – тоже слово. Настенька спрашивает, почему звучат слова? (Потому что в них есть звуки)
звуковой анализ слова
Слово ЛИСА.
Воспитатель: Кто изображён на картинке?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Под картинкой нарисованы клеточки, они обозначают количество звуков в слове. Сколько клеточек?
Дети: Четыре
У детей карточки – схемы с четырьмя клеточками, пенал с фишками синего, зелёного, красного цветов.
А теперь послушайте, я скажу слово «лиса» так, чтобы в нё м был слышен первый звук: «ль-ль-ль-лиса».
Воспитатель: Какой звук я выделяю голосом?
Дети: Звук «ль»
Воспитатель: Давайте проверим: звук «ль» твёрдый или мягкий»
Произносим вместе: «ль»
Дети: звук «ль» мягкий
Воспитатель: Гласный или согласный звук?
- Согласный. Потому что нам мешает язычок
Воспитатель: Глухой или звонкий?
Дети: Звонкий
Воспитатель: (Как узнать)
- к горлышку приставляем ладошку: если горлышко дрожит – звук звонкий, если нет – глухой.
Воспитатель: Мягкие согласные звуки мы обозначаем фишкой какого цвета?
Дети: Зелёного
Воспитатель: Давайте поставим звук «ль» в клеточку. В какую клеточку поставим?
Дети: В первую (ставим звук «ль»)
Воспитатель: А теперь я буду выделять голосом второй звук: «ли-и-и-иса» Какой звук я выделила?
Дети: Звук «И»
Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе произнесём этот звук. Нам что- то во рту мешает?
Дети: Нет
- Если во рту ничего не мешает, если мы можем петь этот звук, то какой это звук? (гласный). Фишкой какого цвета мы обозначаем гласные звуки? (красной фишкой) (также анализируем звуки «с» и «а»)
- Молодцы, вы отлично справились
Д/и на развитие внимания «Четвертый лишний»
Перед вами по четыре картинки животных. Одно животное лишнее. Вы должны определить – какое?
- волк, лиса, собака, заяц;
- корова, медведь, баран, собака;
- котенок, зайчонок, медвежонок, лисенок
Проводится игра «Кого не стало?»
- Диким животным очень понравилось, что вы у них в гостях, и они хотят вас немного повеселить и поиграть с вами в прятки. (Игра «Какой картинки не стало?») Внимательно посмотрите на них. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы должны будете отгадать, какой картинки не стало (медведя, ежа, лисы и т. д.) - Молодцы! Всех нашли!
Физминутка
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Игра «Чьи следы?» - упражнение в словообразовании.
Ребята, животные гуляли и оставили свои следы. Давайте посмотрим, чьи это следы. На ноутбуке презентация «Дикие животные и их следы»
Кто изображен на картинке? (Лиса) Значит, чей это след? (лисий)
Усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»
Выставляется кукла Настя
Дети, чем отличается кукла Настя от наших девочек? (Она – неживая. Она – кукла). Сережа, кто ты? (Мальчик). Звелина, кто ты? (Девочка). Все вы (дети). Мы все живые люди. Выставляются картинки животных. Это – живые существа. Если мы не знаем названия животного, как мы про него спросим? - (Кто это? – Лиса).
А это – неживые предметы (выставляются паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко). Если мы не знаем названия предмета, как мы про него спросим? Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?» (Что это? – Паровоз). Дети называют.
Игра «Кто это? Что это?»
Вот и окончилось наше путешествие. Жители волшебной страны нашли себе новых друзей. Они очень рады, что у них в гостях побывали такие веселые и умные ребята. Давайте повторим, где мы сегодня были? (на острове Звуков, на Слоговом острове, на острове Слов)
Рефлексия.
Жители волшебной страны прислали вам смайлики, но они разные. Посмотрим, чем они отличаются? ( настроением: радость, грусть)
Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, а если совсем трудно – грустного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»
- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки; - закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».
Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Прогулка в страну Грамматика"
Прогулка в страну ГрамматикиЦели:Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, графическом изображении конструкций предложений, подборе ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»
На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В стране садов».
Интегрированное занятие по обучению грамоте в старшей группе....
КОНСПЕКТ ООД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Волшебный кубик деда Буквоеда ».
Занятие по обучению грамоте для детей старшей группы детского сада....