Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кудрявцева Ирина Борисовна

Отправляемся выполнять задания  Феи грамоты. Подойдет для открытого занятия в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте  

в подготовительной  группе

Тема: «Почетные грамотеи королевства Грамоты»

Цель: Формирование  звуковой культуры речи детей  

Задачи:

  1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с  определением ударного гласного звука;
  2. Продолжать учить называть слова с заданными звуками и по заданной модели;
  3.  Учить составлять предложения о действиях предметов, называть первое, второе слово предложения;
  4. Закреплять дифференциацию гласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков

Материалы и оборудование: посылка, 6 карточек  с заданиями, 2 письма, звуковая модель,  мяч, звуковые фишки красного, синего и зеленого цвета, касса с гласной буквой Аа, фишки для игры в магазин.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, на сегодняшнем занятии по обучению грамоте мы с вами будем продолжать учиться составлять звуковые схемы слов, вспомним, какие бывают звуки речи,  а также поупражняемся в составлении предложений.

Раздается стук в дверь, входит почтальон, спрашивает, здесь ли находится группа «…»  и вручает воспитателю посылку.

Воспитатель открывает посылку и зачитывает письмо, которое лежит сверху: «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Пишет вам Фея Грамоты. В моем королевстве узнали, что вы скоро идете в школу, и я подготовила для вас интересные задания.  Справиться с ними будет нелегко, будьте внимательны! Но если вы хорошо пройдете все испытания, то впереди вас ждет сюрприз от Феи Грамоты»

Воспитатель: - Ребята, выполним задания Феи Грамоты? Покажем, все,  что мы знаем и умеем?

Задание №1.

«Вспомните, какие бывают звуки»

Воспитатель. Мы знаем, что все слова состоят из …. (звуков). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, петь, и они не встречают во рту преграды. Как называются такие звуки? (гласные). Какие гласные звуки вы знаете? ([а], [о], [у], [ы], [и], [э]). Какими фишками эти звуки обозначаются? (красными).

Воспитатель. А как называются звуки, которые во рту встречают преграды? (согласные). Какие бывают согласные? (звонкие и глухие, твердые и мягкие). Какими фишками они обозначаются? (твердые согласные – синими, мягкие согласные – зелеными фишками). Назовите несколько согласных звуков.  

Если ребенок называет твердый согласный звук, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару. Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель, предлагает назвать его твердую пару.

Задание №2

«Отгадайте загадку и сделайте звуковой анализ слова-отгадки.

«Слезы льются у Оксанки.         

У нее сломались ….» (санки)

Воспитатель. У доски слово «санки» будет разбирать ….. (назвать ребенка), а все остальные выкладывают это слово за столами.

Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слова, называет каждый изолированно ([с], [а], [н], [к`], [и]),  характеризует их (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный), обозначает соответствующей фишкой. Гласный звук [а] обозначает буквой. Затем произносит слово с ударением, обозначает ударный гласный звук. Воспитатель следит, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой под схемой и соответственно обозначен фишкой.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, какие гласные звуки в слове «санки»? Какой здесь ударный гласный звук? Произнесите слово с ударением. Переставьте ударение на звук [и]. Как теперь будет звучать слово? Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? Назовите второй твердый согласный звук. Какой еще твердый согласный звук в слове?

Физкультминутка

БУРАТИНО.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Задание №3

«Назовите слова по заданной модели»

Воспитатель. Посмотрите внимательно, какую модель слова нам прислала Фея Грамоты. Кто подскажет, какие звуки здесь прячутся? Вы должны  по  данной модели  назвать как можно больше слов.  

За каждый правильный ответ можно давать детям фишки

Задание №4

«Составьте предложение   и назовите в нем первое и второе слово».

Воспитатель вызывает к доске ребенка, который имитирует какие-либо действия: прыгает, бегает, пишет, спит, а все остальные дети составляют предложение из двух слов о действиях играющего, называют первое, втрое слово каждого предложения. Можно вызвать к доске последовательно 2-3 детей.

Задание №5

«Покажите свои знания твердых и мягких согласных звуков»

Воспитатель. Это задание мы с вами выполним в форме игры. Встаньте, пожалуйста, в круг. По моей команде передаем мяч соседу, называя те согласные, которые я скажу.

Воспитатель поочередно дает команду называть  то твердые, то мягкие согласные, одновременно с этим мяч передается то в одну, то другую сторону.

Задание №6

«Назовите слова,  которые начинаются на звуки [с] и  [с`]»

Воспитатель. Давайте выполним это задание немного необычно. Мы отправимся с вами в продуктовый   магазин,  в отдел, где  все продукты начинаются на звук [с]. Вы – покупатели, я – продавец.  

 Воспитатель проводит  игру.  Дети называют продукты питания, а воспитатель дает фишку, если ребенок правильно выбрал «покупку». Продукты на [с]: сыр, сметана, сливки, салат, свекла, соль, сахар, суп, свинина, сало, студень, снежок, свекольник, суши, суп, сок, сухари, слива, смородина, сырники, солянка, сэндвичи, сочни, салями, сухофрукты, судак, скумбрия, ставрида, сайра, сардина, сазан, спаржа, слойка, сосиски, сардельки, суфле, спагетти, сушки, сыроежки.  Далее воспитатель предлагает пойти в другой отдел, где продукты начинаются со звука [с`] и сделать  там «покупки».  Продукты на [с`]: селедка, семга, сельдерей, семечки, сироп

Воспитатель. Давайте посмотрим, кто больше всех сделал покупок в магазине. Молодцы!

Воспитатель.  Давайте, посмотрим, что же еще осталось в посылке Феи Грамоты? Еще одно письмо!  

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Вы отлично справились со всеми моими заданиями, вы хорошо знаете звуки, умеете составлять предложения и  придумывать слова. Я принимаю  вас в почетные грамотеи нашего королевства и дарю каждому из вас медаль  страны грамоты». Воспитатель раздает детям  медали.

Воспитатель. А наше занятие заканчивается. Ребята, вам было интересно сегодня заниматься? Что было трудно? Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....