конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: закрепить с детьми понятия звук, буква, слог, слово ( длинное, короткое), согласные и гласные звуки; твердые и мягкие согласные; уметь определять положение звука в слове ( в начале, в середине, в конце ), подбор слов на заданный звук; составление слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_sorokina_i.o.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №14

КОНСПЕКТ

ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ПОДГОТОВИЛА

воспитатель:

СОРОКИНА И.О.

г. Ярцево

Конспект итогового занятия

по подготовке к обучению грамоте

Цель: закрепить с детьми понятия звук, буква, слог, слово ( длинное, короткое), согласные и гласные звуки; твердые и мягкие согласные; уметь определять положение звука в слове ( в начале, в середине, в конце ), подбор слов на заданный звук; составление слогов.

Демонстрационный материал: карточки звуковой символикой, указка, башмачки красного, синего и зеленого цвета, фишки, игрушки: лисенок и ежик.

Раздаточный материал: карточки  со звуковой символикой.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришли знакомые игрушки лисенок и ежик. И мы знаем, что они очень любят путешествовать. Они приглашают нас отправиться вместе с ними в страну Азбуку, где живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через большой город Звуков. Этот город невидимый, но он окружает нас всюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть их можно услышать. А поедим путешествовать мы с вами на паровозе. Готовы?

( дети встают друг за другом, руки на плечи рядом стоявшему )

Воспитатель: -

 - Подудите, как паровоз. ( Ту – ту, ту –ту ).

- Как стучат вагончики? ( Чух – чух – чух )

Воспитатель: Значит, мы уже едим по городу звуков. Дети, а давайте вместе сочиним стихотворение:

Воспитатель: Подпевает козлик мне

Дети: Бе – бе!

Воспитатель: Лает песик, хвост задрав

Дети: Гав – гав – гав!

Воспитатель: А петух мне на бегу прокричал

Дети: Ку – ка – ре – ку!

Воспитатель: А котенок пискнул

Дети: Мяу!

Воспитатель:  Молодцы! Вот мы приехали в город звуков. А теперь садитесь на свои места. Звуки, которые мы издавали произносят животные, а люди издают звуки речи. Из них получаются слова.

Воспитатель:Скажите, что помогает нам произносить звуки и слова?  ( Губы, зубы, щеки, язык).

Послушайте сказку о веселом язычке и повторяйте за мной движения язычка:

Воспитатель: 

Жил да был на свете веселый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щеки (дети надувают щеки), окна – губы и зубы (дети улыбаются и показы-

вают  зубы).  Язычок был  очень аккуратным. Каждый день он наводил  порядок в своем домике: чистил стены ( дети проводят языком по внутрен-

ней стороне щек), потолок ( дети проводят по небу), мыл полы (… по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

Воспитатель: 

Как-то раз веселому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот),выглянул на улицу(высовывают вперед язык),посмотрел по сторонам(движения языка в разные стороны),вверх, вниз. Увидел ворону и испугался , спрятался в свой домик(дети убирают язык внутрь)и закрыл окна(закрывают рот).

- Молодцы, с язычком поиграли, продолжаем дальше.

Скажите, какие бывают слова? ( длинные и короткие )

- Назовите короткие слова. (лед, мед, дым, дом, лук, соль, сад и т.д.)

- Назовите длинные слова. (воспитательница, аквариум, видеомагнитофон, вентилятор).

- В городе звуков сколько улиц? ( две)

- Какие это улицы? ( улица гласных звуков и улица согласных звуков).

- Что можно сказать про гласные звуки? ( Когда мы их произносим у нас во рту ничего не мешает и их можно пропеть).

- Башмачки, каким цветом носят гласные звуки? ( Красным).

- Хорошо, а теперь скажите, какие бывают согласные звуки? ( твердые согласные и мягкие согласные).

-Башмачки, каким цветом носят твердые согласные?(синим цветом)

-Башмачки ,каким цветом носят мягкие согласные?(зеленым цветом)

-Молодцы ребята, а теперь давайте с вами повторим гласные и согласные звуки, которые мы уже прошли.(дети произносят звуки, выставленные на фланелеграфе карточки звуковой символике).

- Лисенок и ежик очень внимательно следили за вами и предлагают вам немного отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Шагают наши ножки по ровненькой дорожке.

Похлопаем в ладошки, пусть попляшут ножки.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

На носочках поскочите и на ножках походите.

Устали наши ножки, присели на дорожке.

Посидим, отдохнем и гулять опять пойдем!

(Дети сопровождают текст соответствующими движениями.)

- Хорошо, садитесь потихоньку, продолжим путешествие по городу Звуков.

- Вы знаете, что такое дружба? У кого из вас есть друзья?

- Хорошо. Я хочу вам сказать, что согласные и гласные звуки тоже дружат между собой и даже ходят друг к другу в гости. Когда собираются вместе гласный и согласный звуки, получается слог.

- Выложите с помощью звуковых обозначений слог  «ма». Прочитайте. а теперь поменяйте местами карточки и прочитайте другой слог.

- Молодцы! Выложите с помощью звуковых обозначений слог  «му». Прочитайте.  А теперь тоже поменяйте местами карточки и прочитайте. Что получилось?  (слог  «ум»)

- Хорошо. А сейчас лисенок и ежик предлагают вам поиграть в игру « Назови слово на заданный звук». За правильные ответы будете получать фишки.

( Воспитатель называет пройденный звук, а ребята называют на этот звук слова, в конце подсчитывается количество заработанных фишек).

Воспитатель: 

Молодцы, ребята, сегодня все хорошо отвечали. Лисенок и ежик прощаются с вами и говорят до новых встреч в стране Азбуке.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №14

КОНСПЕКТ

ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

 «ПИСЬМА КОРОЛЕВЫ

МАТЕМАТИКИ».

(старшая группа)

ПОДГОТОВИЛА

воспитатель:

СОРОКИНА И.О.

г. Ярцево

2010-2011учебный год

«Письма королевы математики»

(Конспект итогового занятия по математике )

Цель: продолжать учить детей считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; уметь сравнивать, опираясь на наглядность рядом стоящие числа в пределах 10; называть части суток, последовательность дней в недели, последовательность месяцев; узнавать и называть геометрические и объемные фигуры; закрепить  представление о сложении и вычитании предметов.

Демонстрационный материал: конверт с заданиями от королевы Математики; указка, карточки с цифрами; карточки со знаками  +, --. =; модели «мешков», геометрические и объемные фигуры; чудесный мешочек; картинки грибов, белочка; карта с планом.

Раздаточный материал: карточки с цифрами, геометрические фигуры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром в группе я заметила письмо, оно от королевы Математики. Она хочет пригласить нас к себе в королевство. Но прежде, чем мы отправимся, я хочу вас проверить. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них быстро и правильно отвечать. Готовы? Хорошо!

- Какое сейчас время года?   (Зима).

- Перечислите все зимние месяцы.  ( Декабрь, январь, февраль).

-Какие части суток вы знаете?  (Утро, день, вечер, ночь)

- Назовите дни недели, начиная с понедельника. ( Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

- Какой твой любимый день недели? Который он по счету?

- Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева от тебя?

Воспитатель: Молодцы, много вы уже знаете. Садитесь за столы и посмотрите внимательно на письма, которые прислала королева Математики. Как выдумаете, сколько заданий королева Математики прислала?  (5.)

Воспитатель: Королева Математики пишет нам о том, что ждет нас к себе в гости, но путь туда долг и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий.

Первое задание: составьте числовой ряд ( Дети составляют самостоятельно). Посчитайте в прямом и обратном порядке.

Воспитатель: А теперь покажите цифру, которая будет соответствовать количеству предметов ( воспитатель на фланелеграфе выставляет определенное количество предметов в пределах 10, а дети показывают соответствующую цифру).

Второе задание: Королева Математики предлагает вам посмотреть внимательно и определить какая цифра пропущена ( задание выполняется у доски).

Третье задание: назовите геометрические фигуры, которые вы знаете?

( круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник).

(Фигуры выставляются на фланелеграф.)

ВОПРОСЫ:

 Чем похожи круг и овал? ( Они круглые, у них нет углов, их можно катить).

- Найдите еще две фигуры, которые похожи между собой. (квадрат и прямоугольник.) 

Что у них общего ? ( четыре угла и четыре стороны).

- Что можно сказать про квадрат? ( у него все стороны равны).

- Что можно сказать про прямоугольник? ( У него две стороны короткие, а две длинные)

- Как будет называться фигура, если у нее будет пять углов? Шесть углов? Семь углов? ( Пятиугольник, шестиугольник, семиугольник).

-Воспитатель: Молодцы, а сейчас немного поиграем. Королева Математики передала мешочек а в нем объемные фигуры. Определите ее на ощупь, не заглядывая в мешочек (шар, куб, цилиндр, конус).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

(Дети сопровождают текст соответствующими движениями).

Четвертое задание: Ребята, а в этом задании королева Математики, как и вы знает, что идет зима, что все лесные жители заранее приготовились к ней. Вот и к нам она прислала белочку, чтобы вы помогли ей сосчитать сколько всего грибов у нее в кладовке. Но сначала давайте вспомним с вами знаки. ( воспитатель показывает детям карточки со знаками +; -; =). На фланелеграфе модели «мешочков». В «мешочках» картинки с грибами, между ними знак плюс, детям необходимо сосчитать сколько всего грибов у белочки. Анагогично  выполняется действие со знаком минус.)

-Воспитатель:  Молодцы.

- Пятое задание: Вэтом задании королева Математики спрятала для вас сюрприз. Вы любите сюрпризы? Но его надо найти по плану. (К доске приглашаются 2 -3 ребенка, они выполняют действия по плану и находят сюрприз – сладости).

-Воспитатель: Молодцы! Все задания мы с вами выполнили. И королева Математики обязательно пригласит нас в гости.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (подготовка к обучению грамоте,математика) "Повторение пройденного материала" в старшей группе для детей с ОНР.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание( подготовка к обучению грамоте, математика).Старшая группа, ОНР, первый год обучения....

Конспект по подготовке к обучению грамоте "Гласные звуки"

Конспект расчитан на возраст детей 6-7 лет...

конспект нод подготовка к обучению грамоте

Конспект НОД подготовка к обучению грамоте "Звук (и) и буква (и) Ии....

Конспект по подготовке к обучению грамоте "Гласные звуки"

конспект по подготовке к обученю грамоте "Гласные звуки"...

Конспект по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Друзья, давайте делать добрые дела! Буква Д звук «Д»

Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определять количество слогов....