Конспект по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Друзья, давайте делать добрые дела! Буква Д звук «Д»
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа)
Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определять количество слогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Друзья, давайте делать добрые дела! Буква Д звук «Д»
Задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определять количество слогов.
• Совершенствовать технику осознанного чтения слов; обогащать словарный запас детей
Развивающие:
• Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, память, внимание.
• Развивать умение отвечать на вопрос полным ответом, упражнять в придумывании предложений, определять количество и порядок слов в предложении
Воспитательные:
• Создать эмоционально-радостную атмосферу;
• Воспитывать чувство товарищества (умению радоваться успеху другого ребенка, оказывать помощь друг другу, умение слушать педагога и детей, желание работать в команде
• Мотивация к учебной деятельности
Словарная работа: звук, слог, слово, предложение, ударение, буква
Организация деятельности:
Передвижение по помещению, стоя возле объекта, сидя за столами, физминутки на ковре.
Ход НОД:
1.Организационный момент
В круг вас, дети, собираю!
Поиграть вас приглашаю!
Умный самый, подходи!
И друзей с собой веди.
- Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие, я заметила новый предмет, может, вы его найдете (ответы детей).
1. Сюрпризный момент
- Да, к нам влетел воздушный шар, давайте, его рассмотрим (дети замечают, что внутри шара, что-то есть, предлагают извлечь содержимое разными способами: лопнуть, оставить, как есть, раздуть и т. д.)
Из шара извлекается записка.
- Давайте её прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам учителя школы.
Наше послание отправлено будущим школьникам.
Мы хотим узнать, готовы ли вы покинуть детский сад и поступить в первый класс. Но, сделать это не так-то просто. Задания будут трудные, но интересные, и мы надеемся, что вы со всем справитесь. Выполнив верно все наши задания, вы сможете прочитать девиз, который поможет вам в вашей дальнейшей жизни! Удачи вам, ребята! Ваши будущие учителя»
Вводно - организационный этап.
Мы должны разгадать кроссворд и прочитать девиз, который нам приготовили ваши будущие учителя. Задания находятся в конвертах на столе.
Послушайте правила нашей игры:
- Я прошу вас внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Посмотрите внимательно на доску, сколько слов мы видим в данном предложении? (пять). Правильно, значит у нас с вами будет 5 конвертов с заданиями.
-Мы приступаем к задание I.
Конверт1: « Что такое предложение, звук, буква, чем отличается звук от буквы»
2. Актуализация знаний.
- На занятиях по обучению грамоте, мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.
- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.
- Какой знак ставится в конце предложения? (точка).
- С какой буквы начинается предложение? ( с заглавной)
- Из чего же состоит предложение? (из слов)
- Из чего состоят слова? (слова состоят из слогов)
- А слоги в свою очередь состоят из букв и звуков.
- Чем отличаются звуки от букв? ( ответы детей)
- Давайте вспомним, какие бывают звуки. ( гласные-согласные, звонкие - глухие, твёрдые- мягкие) .
- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, говорим, буквы видим читаем и пишем)
- Молодцы! Вы отлично справились с 1 заданием, и мы можем открыть первое слово. Внимание на доску. Это слово «Друзья»
- А мы снова берём конверт под номером 2.
- Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила песню из мультфильма про Фунтика ( включить для прослушивания первый куплет песни « Доброта» , куплет оканчивается словами «….. всех дороже доброта» )
- А вы согласны, что всех дороже доброта?
- Как вы понимаете, что такое доброта?
- Каких людей мы называем добрыми? ( ответы детей)
- Молодцы!
- А теперь назовите, пожалуйста, звук, с которого начинаются эти слова «доброта», «добрый»?
- Давайте вместе сформулируем тему нашего занятия, используя слова помощники
( познакомиться…., повторить…, научиться.)
И задание нашего второго тура звучит как нельзя кстати.
II.Основная часть
- Открытие новых знаний.
Конверт2: «Проведите исследовательскую работу и узнаете особенности звука «Д»
- Давайте проведём исследовательскую работу и узнаем особенности этого звука.
- Хором произносим, определяем гласный или согласный ? Когда мы произносим звук Д, губы улыбаются, язык стучит кончиком за верхними зубками. Язык создает преграду воздуху, значит, какой звук Д? (Звук Д- согласный). Каким квадратом мы будем обозначать звук Д? (Мы будем обозначать звук Д синим квадратом).
- Прижмём ладошки к горлышку и громко произнесём звук (Д), чтобы определить - звонкий или глухой. Если горло работает, значит это какой звук? (Это звонкий звук).
- У звука Д есть младший братик - звук Дь. Послушайте его: дь- дь- дь…
Какой это звук? ( Это согласный, мягкий, звонкий звук). Каким квадратом будем обозначать звук Дь? (Мы будем обозначать зеленым квадратом). Звук Дь- звонкий? (Да, это звонкий звук).
- Молодцы, закончив огромную исследовательскую работу, давайте сделаем вывод:
Звуки Д дь - согласн., звонкий, твёрд., мягк.
- И мы открываем второе слово. Внимание, на доску, это слово: «Давайте»
- Следующий берём конверт с заданием под номером 3.
Конверт3: «Игра «Сигнальщики»
- Для этой игры, нам надо пройти на ковер, возьмите, пожалуйста, с первой парты по одной синей и зеленой ленте.
4. Игра «Сигнальщики»
- Ребята, возьмите ленточки и вставайте в круг. Игра «Сигнальщики». Я называю слова. Если в слове звук Д- вы поднимаете синюю ленточку, если в слове звук Дь- зеленую. В слове «дом» какой вы слышите звук (Мы слышим звук Д); какой это звук (это согласный твердый звук), какую ленточку вы поднимаете (мы поднимаем синюю ленточку). Поднимаем синюю ленточку.
Аналогично разбираем слово «дерево».
Слова: душ, подарок, девочка, динозавр, доктор, дятел, следы.
- Молодцы, ребята. Проходите на свои места. И мы открываем третье слова. Внимание, на доску. Это слово: «Делать»
5. Определение нахождения звука в словах
Загадки (в слове отгадке отгадать, где спрятался звук, отгадку вывести на экран, либо картинкой заменить)
- Снова берём конверт с заданием под номером 4
Конверт4: «Отгадайте загадки, в слове отгадке найдите, где спрятался звук «Д»
1) Вот огромный шумный мир.
В нём четыреста квартир,
пять подъездов, домофоны,
Остеклённые балконы. (дом)
2) В морях и реках обитает,
но часто в облаках витает.
А как наскучит ей летать,
на землю падает опять! (вода)
3) Люди ждут меня, зовут,
а приду к ним, прочь бегут. (дождь)
- Молодцы, прекрасно справились с заданием 4. Внимание на доску, открываем слово. И это слово «Добрые»
ФИЗМИНУТКА.
«Динамическая пауза»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
6.Знакомство с буквой согласного звука.
- На письме звуки (д) и (д') обозначаются буквой Д
Буква Д – в числе согласных
И конечно, не напрасно!
Не было б без Д – деревьев,
Декабря, дождей, деревни,
Добрых дум, детей и детства,
Буква Д, тебя приветствуем!
На доску вывешиваю букву Д .
- На что похожа буква Д?
- А теперь пройдите, пожалуйста, за столы и выложите букву Д из счётных палочек палочек.
- Молодцы, проходите на свои места.
7.Дидактическая игра «Образуем новое слово»
- А мы берём последний конверт с задание под номером 5.
Конверт5: « Образуйте новые слова, и проведите звуковой анализ слова»
- Ребята, я вам прочитаю стихотворение, вам необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. В русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки по смыслу и чем – то похожи друг на друга. Слова родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова? ( У всех родственных слов есть общая часть (одинаковая часть, звучат похоже)
Новые слова должны получиться от слова «Дом»
Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.
Был он стар, и был он сед,
И большой был...Домосед.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома... Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом
Звуковой анализ слова «ДОМ»
- Сколько слогов в слове дом? (1 слог).
- Назовите все звуки в слове дом по порядку.
- Назовите первый звук в слове дом.
- Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
- Каким цветом его обозначим?
- Какой второй звук в слове дооом?
- Какой это звук? (гласный), обозначим его…(красным)
- Какой 3-ий звук в слове домм?
- Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий), обозначим его…(синим)
- Сколько всего звуков в этом слове? (3)
- Сколько гласных звуков, назовите их?
- Сколько согласных звуков, назовите?
- Назовите твёрдые согласные звуки.
- Молодцы, и мы открываем последнее слово. Это слово «Дела»
- Ребята, кто поможет мне и прочитает девиз – пожелание от ваших будущих учителей. Друзья, давайте делать добрые дела!
III. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какой звук мы исследовали сегодня?
- Кто сегодня на занятии открыл для себя что-то новое?
- Кому на занятии было интересно?
- Давайте с вами вспомним про записку из шара и дадим себе оценку. На доске висит картинка с изображением домика, если вы считаете, что вы почти готовы для поступления в первый класс, приклеиваем смайлик с улыбкой. Ну а если вы считаете, что вам надо еще немного набраться знаний и подрасти приклеиваем грустный смайлик
- Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.
- Давайте вернёмся к девизу нашего занятия, скажем его хором.
Друзья, давайте делать добрые дела!
- Что бы в жизни многого достичь, всегда нужно идти дорогою добра.
- Наше занятие окончено, я вас благодарю за вашу активность, за ваши знания.
Давайте в память о нашем занятии я подарю вам вот такие замечательные медальоны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук Ч и буква Ч".
зантяиие по подготовке к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»
Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: « Знакомство с буквой «Ю» ».
1). Продолжать закреплять умения детей проводить звуковой анализ слов;2). Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»;3). буква «Ю» обоз...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Знакомство с буквой Т и звуками [Т], [Т’]
Дети вместе с педагогом отправляются на помощь к бабушке Тамаре.........