Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Слог»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Слог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Слог» | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Слог»
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей с понятием «СЛОГ». Уметь делить слова на слоги, определять количество слогов, придумывать слова на заданное количество слогов. Уточнить представление о животных и птицах. Обогащать словарный запас.
Развивающие: Развивать чувство ритма, фонематический слух, слуховую память. Упражнять в различении одно-, двух-, и трехсложных слов.
Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя, детей. Поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа: слог, слово, кроссворд.
Материал:
Демонстрационный: Игрушка заяц. Иллюстрации по теме «Животные». Рисунок кроссворда. Карточки с изображением одно-, двух- и трехэтажных домов.
Предварительная работа:
1) Беседа о домашних животных и птицах.
2) Рассматривание иллюстраций животных и птиц.
3) Знакомство с термином «слово», занятия по теме «слово».
Организационный момент.
Дети стоят в кругу на ковре. Воспитатель предлагает сыграть в игру «Слово или нет?»
- Если я говорю слово, вы хлопаете в ладоши. А если я говорю не слово, ничего не делаете.
- Корова. (Дети хлопают, коро (что это, слово? нет); ло, лошадь, петух, пе. Молодцы, хорошо справились, никто не ошибся. А сейчас займите свои места за столами. (Дети садятся).
Алгоритм проведения:
Мы с вами вспомнили слова. С их помощью люди могут разговаривать. На прошлом занятии мы узнали, какие бывают слова, узнали, что со словами можно играть. А помните, кто приходил к нам в гости? Да, заяц Зай.
Он обещал прийти и сегодня. Да вот и он. (Выхожу за дверь, вношу зайца).
- Здравствуйте, дети, (здоровается заяц)
- Здравствуй, Зай, - говорят дети.
Заю очень понравилось беседовать вместе с вами о словах. И сейчас ему хочется узнать что-нибудь новое о словах.
- Садись, Зайка, вот здесь. Ты пришел как раз вовремя. Помните, дети, что мы с вами играли со словами.
Основная часть
1). А ещё слова можно делить на части. Вот послушайте, как я скажу, ма-ма. Какое слово я сказала? (Мама). Послушайте ещё : Ми-ша. Что я сказала? (Миша). Да, я произнесла слово но частям. Сколько частей в слове? (Две). Правильно, дети. А теперь попробуйте сказать своё имя по частям.
( Ответы детей: Ма-ша, И-лья, Ди-а-на и т. д. спрашиваю 5-6 человек).
- Очень хорошо, молодцы. Вы услышали, что в каких-то именах больше частей, а в каких-то меньше. А как вы думаете, сколько частей в имени зайца, послушайте, я скажу: Зай! Сколько частей? (Одна). Правильно, одна.
Зай говорит, что приготовил для вас картинки животных. Давайте их посмотрим и скажем, как можно разделить слова, изображенные на этих картинках по частям. Посмотрите, первая картинка-коза. Скажи, Женя, это слово по частям. (Ко-за). Правильно. Следующая картинка-петух. Лена, скажи это слово по частям (пе-тух). Молодец! Сколько частей в этом слове? (Две).
А кто это? (картинка кролика). Да, это кролик. Таня, скажи это слово по частям.
А это кто? (Корова). Арслан, скажи, сколько частей в этом слове?
Правильно, три. Давайте скажем по частям вместе: ко-ро-ва. А какие все эти животные, назовите одним словом? (Домашние).
А в слове «домашние» сколько частей? (Четыре части). Какое длинное слово.
2). Дети, наш Зай предлагает поиграть в игру «Расселим животных».
Я выставляю на мольберте разные дома. Здесь будут жить животные.
Как вы думаете, какие животные будут жить в этом доме? (1 этаж)
Здесь будут жить животные, в названии которых один слог. Например: кот. Сколько слогов? (один). А в этом доме? (2 этажа).
Да, животные, в названии которых два слога. А в трехэтажном доме будут жить животные, название которых состоит из трех частей.
На моем столе лежат картинки. Сейчас выйдут сюда Женя, Лиза, Алёна.
Ты, Женя расселишь животных с одним слогом в одноэтажный дом.
Ты, Алёна, будешь расселять животных, название которых состоит из двух частей. А ты, Лиза, расселишь животных в трехэтажный дом. (На столе лежат картинки животных и птиц. Кот, коза, пес, гусь, лошадь, петух, кролик, индюк, курица, овечка, корова).
-Женя, каких животных ты поселил в одноэтажный дом? (Кот, пес, гусь). Почему? Да, в их названии только один слог.
А Алена правильно поселила животных в двухэтажный дом? (Коза, лошадь, петух, индюк, кролик). Да, верно. Сколько частей во всех этих словах? (Два). Правильно ли расселила животных и птиц Лиза? Да, правильно.
Назови своих животных (корова, овечка, курица).
Молодцы! Садитесь, спасибо.
Дети, Зай очень вами доволен. И ему хочется, чтобы вы сделали сейчас пальчиковое упражнение «Зайка».
3). Пальчиковая гимнастика.
- Приготовили своих «зайчиков».
- Ушки длинные у Зайки -
- Из кустов они торчат
- Он и прыгает и скачет
- Веселей своих зайчат
- сгибание и разгибание указательного и среднего пальцев.
- разводить и сводить пальцы (указательный и средний) в стороны - вместе.
- сгибание-разгибание по очереди то указа-тельного, то среднего пальцев.
- «потирание» указательным пальцем среднего и наоборот4). А сейчас немного отдохнем. Поиграем в игру «Эхо». Я называю слово, а стоящий рядом со мной Алёша повторит его по частям. Затем придумает свое слово, а следующий за ним повторяет по частям Алешино слово и придумывает свое. Встали в круг. Начали: - Машина. (Алеша -«ма-ши-на» и говорит свое слово). Так все дети говорят по очереди.
- Молодцы, все справились. Садитесь на Свои места.
5). Видишь, Зай, какие наши дети внимательные. А что это у тебя?
Сюрприз? (Воспитатель достает лист с кроссвордом).
Что это? Кроссворд? Дети, это кроссворд. Кроссворд-это такая игра.
Нужно в ней отгадать слово, расположенное в центральных клетках. Для этого необходимо вписать недостающие слоги в центральную колонку.
Эти слова-названия животных. А в колонке получится слово-имя подружки зайца Зая.
.
1. ЛА (МА)
2. КРОКОДИ (ЛЫ)
3. КО…. (ШКА)
Первое слово узнаем из стихотворения. «Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама.
Какое это слово? (Лама) Есть только часть - ла. Какой части не хватает? (Ма) Да, первую часть слова отгадали - «Ма».
- Запомните её.
2. Второе слово - картинка (крокодилы). Кто это?
Да, крокодилы. Но в этом слове известно лишь вот что: крокоди.. .
Чего не хватает? слога «Лы». Это вторая часть слова. Первая? -«Ма»,
Вторая? -«Лы».
2. А последняя часть тоже картинка. Кто это? (Кот, кошка). Зай говорит, что это кошка. Известна лишь часть «ко». Чего не хватает? (Шка).
Правильно. Попробуем сложить эти части-слоги вместе. Что получится, кто догадал-ся? (Если затрудняются, повторяю утрированно части слов).
Да, это слово «Малышка». Какие вы молодцы! Подружка Зая - цыпленок Малышка. Зай очень доволен, что вы справились.
6). Зай, ты, знаешь, что со словами можно играть по разному. Сейчас мы отгадывали слово. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково».
Я буду говорить название животного, а вы скажете о нем ласково.
Например: кот - котик. А теперь вы сами:
собака. (собачка)
курица. (курочка)
лошадь. (лошадка)
петух. (петушок)
козел…. (козлик)
осел …. (ослик)
Заключительная часть
Очень хорошо. У нас были слова - названия животных, а вы назвали их ласково. Молодцы! Видишь, Зай, как можно играть со словами. Можешь поиграть со зверями в лесу.
А наше занятие заканчивается. Вспомните, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось, понравилось? Что показалось трудным?
Спасибо вам за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема «Путешествие в страну знаний»
Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа. Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь ...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема "Зимушка - зима"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Тема: «Зимушка – зима» Задачи: 1.Уточнить представление детей о зимнем времени ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Грамотеи»
Конспект НОД по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Грамотеи»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитыват...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любо...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились ...