Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Грачева Наталья Васильевна

закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatfemp.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе.

Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

                                                                               

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Задачи:
Образовательные задачи:

Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.

Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.

Закрепить графический образ букв.

Продолжать учить составлять слова из слогов.

Учить вставлять пропущенные буквы в словах, разгадывать зашифрованное слово-ребус.

Продолжать учить работать со схемой предложения.

Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

Совершенствовать навык чтения слогов слов и слов.

Развивающие задачи:

Создание проблемной ситуации

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать память и внимание.

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Воспитательные задачи:

Мотивация (стимулировать позитивную мотивацию детей).

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Формировать навык совместной работы в паре.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Рефлексия (самоанализ).

Форма детской деятельности: беседа, просмотр слайдов, дидактическая игра, подвижная игра (физкультминутка), рассуждение, обсуждение результата, самоконтроль.

Материал:
Демонстрационный: доска, фланелеграф, ТСО, изображения Звукомора на слайде, Феи Грамоты за каменной стеной, мяч, звуковые часы, слайды со слоговыми домиками, настольная игра — подарок.
Раздаточный: картинки со слогами, картинки для звукового анализа, карточки со схемеми предложений, звуковые пеналы.


Предварительная работа и связь с другими видами деятельности:
-проведение викторин по речевому развитию и обучению грамоте;
-настольные и дидактические игры по обучению грамоте;
-речевые игры;
-разгадывание простых ребусов, кроссвордов.

Методы и приемы: игровая ситуация, создание ситуации успеха, беседа, разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра, разгадывание ребусов, работа в паре, индивидуальная работа детей, контроль и самоконтроль, рефлексия.

Ход занятия:

Организационный момент.
Воспитатель в кругу с детьми.
Психогимнастика:

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки,
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно на вопросы
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.

Дети здороваются с гостями

Введение в тему:

Воспитатель:
— Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! Но я узнала, что недавно в стране Знаний произошло ужасное событие.
Злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоты и спрятал в своем замке за каменной стеной, кроме того он попрятал много звуков и букв. Но так как вы умные ребята, многому научились на занятиях по обучению грамоте, я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту. Как вы думаете, сможем мы помочь и освободить Фею Грамоты?
Дети:
— Да!
Воспитатель:
— Нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, за каждым выполненным заданием стена начнет постепенно разрушаться. И так — вперед!
Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»
(воспитатель задает вопрос, дети отвечают)

Из чего состоит наша речь? (из предложений)

С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)

Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)

Из чего состоят предложения? (из слов)

Из чего состоит слово? (из слогов)

Из чего состоит слог? (из звуков и букв)

Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)

Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)

Воспитатель:
— Молодцы, все справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены.
Задание № 2. Называется «Звуковые часы».
Воспитатель:
— Перед вами «Звуковые часы». Вы видите, что на них не цифры, а картинки. И они показывают не время, а рассказывают о звуках. Давайте проверим, как они работают. Покажите синей стрелкой картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зеленой стрелкой картинку, название которой начинается с такого же, но только мягкого согласного звука. Например, «солнце — синица». (Дети выполняют задание)


Воспитатель:
— Молодцы, выполнили задание. Второй ряд стены разрушен.

Задание № 3 «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель:
— Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками (домики). В паровозиках одно, два, три окошка. Перед вами звери. Вам нужно расселить их по вагончикам. Но для этого вам нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) Как мы сможем определить количество слогов?
Дети:
— При помощи хлопков.
Воспитатель:
— А еще какое правило мы знаем?
Дети:
— Сколько в слове гласных, столько и слогов!
(Дети выполняют задание).
Воспитатель:
— Молодцы вы правильно выполнили задание и разрушили третий ряд стены.

Задание № 4 «Собери слово».
Воспитатель:
— Перед вами слоги. На одном столе слоги из начала слова. На другом — конечные слоги. Из двух слогов вам нужно составить слово. Давайте попробуем подобрать.
Дети в парах, подбирая слоги, составляют слова.
Воспитатель:
— Молодцы, вы выполнили и это задание. Стена дальше разрушается.

Воспитатель:
— Ох, нелегкий у нас путь, надо детям отдохнуть.
А теперь настал черед сыграть в игру «Большой- маленький».
(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно- ласкательное суффиксальным способом)
мяч — мячик
подушка — подушечка
перо — перышко
стул — стульчик
стол — столик
окно — окошко
дверь — дверка
книга — книжечка
лист — листочек
ведро — ведерко
куртка — курточка
платье — платьице
туфли -туфельки
скатерть — скатерка
очки — очечки
ветер — ветерок
дерево — деревце
лиса — лисичка
верблюд — верблюжонок
кровать — кроватка
салфетка — салфеточка
ваза — вазочка
(Дети садятся за столы)

Задание № 5 «Звуковой анализ слов».
Воспитатель:
— Вот картинка перед вами. На ней нарисована белка. Возьмите звуковые пеналы.
Вам надо выполнить звуковой анализ слова «белка». А мы потом посмотрим, какие звуки живут в этом слове (Дети выполняют задание. Предлагается какому-нибудь ребенку рассказать про свое слово, какие звуки живут в этом слове).
— Молодцы, стена продолжает разрушаться.

Задание № 6. «Буква потерялась».
Воспитатель:
— Ребята, в словах потерялись буквы, вам надо вставить в пропущенное место нужные буквы, чтобы получилось слово.

З _ _ Т (зонт)

С _ У _ (стул)

_ _ Ю Г (утюг)

Дети выполняют задание. Воспитатель хвалит детей. Убирает ряд стены.

Задание № 7. «Нарисуй схему предложения».
Воспитатель:
— Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.
1. Дует ветер.
2. На улице хорошая погода.
3. Сколько стоит мороженое?
А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)
|___________ ___________ ___________.

Дети выполняют задание.
Воспитатель:
— Молодцы, ребята, остался последний ряд стены.

Задание № 8 «Разгадай слово»
Воспитатель:
— Ребята, перед вами зашифрованное слово (алфавит), разгадав которое вы окончательно разрушите злые чары волшебника Звукомора и освободите Фею Грамоты.
Вам нужно отгадать загадки, вставить буквы в слово и прочитать слово.
1) Загадка: Айболиту все сперва говорили букву… (А)
2) Самое жаркое время года начинается с этого звука…(Л)
3) Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф)
4) Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)
5) Этот звук звонкий парный брат глухого звука Ф… (В)
6) У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это…(И)
7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
— Ребята, какое слово у вас получилось?
Дети:
— Алфавит!
Воспитатель:
— Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену. Смотрите, Фея Грамоты освобождена!

Рефлексия
Воспитатель:
— Ребята, вам понравилось быть спасателями- освободителями?
Дети:
— Да!
Воспитатель:
— Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Грамоты? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)
— Что было трудным для вас сегодня? (Ответы детей)
— Что запомнилось или понравилось больше всего? (Ответы детей)
— Вам нравится учится? (Ответы детей)
— Да, когда все получается — мы радуемся! Вы стали совсем взрослыми, многому научились. Фея Грамоты благодарит вас, дарит вам игру и желает быть такими же успешными в школе.

разработала и провела:

                                                                                       воспитатель Дорохова С.Н. 

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Умные помощники Знайки»


Цель: развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя полученные знания при выполнении заданий.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о позиции звука в слове, о названиях животных и их детенышей; закрепить умение делить слова на слоги, умение проводить звуковой анализ слова.

Развивающие: создать позитивное отношение к обучению в школе; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к знаниям, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье.

Словарная работа:

Пассивный словарь: школа, ученики, первоклассники, учитель, перемена, толковый словарь, длинноухий, короткохвостый.

Активный словарь: здравствуйте, исэнмесез, в начале слова, в середине слова, в конце слова, названия животных и их детёнышей, чистоговорки, согласный, гласный, твердый, мягкий, платье, рубашка, одежда.

Оборудование и материалы: портфель, толковый словарь, флеш-карта, презентация к занятию, карточки с заданиями «Выбери предмет», листы с готовыми схемами и квадратами (синими и красными).

Структура и методические приемы:

Организационный момент: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, беседа на тему «Что я знаю о школе».

Основная часть: игра «Найди звук», работа по соотнесению слоговой схемы с делением на слоги на слух, отгадывание загадок про животных с их описанием и названием их детенышей, физминутка с проговариванием чистоговорок, проведение звукового анализа слова «роза», составление рассказа-описания о предмете одежды, вопросы к детям, использование наглядного материала, технических средств (интерактивной доски).

Заключительная часть: подведение итогов, попытка детей самостоятельно оценить себя.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят полукругом. Приветствие гостей на двух языках.

Воспитатель: — Ребята, какое у вас сегодня настроение? — Хорошее, радостное, веселое. — Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг. Крепче за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Давайте подарим друг другу улыбки.

Воспитатель: Ребята, представляйте, сегодня утром я обнаружила возле двери нашей группы портфель. Интересно, а для чего его нам принесли?

Наверное, потому, что мы подготовительная группа. И нам скоро идти в школу. Скорее всего, кто-то хотел нам про него рассказать.

(На интерактивной доске появляется изображение школьников и учителя)

Воспитатель: Кто из вас знает, что такое школа? (Школа - это место, где дети получают знания, где учителя учат детей)

Воспитатель: Как называют детей, которые учатся в школе? (Детей, которые учатся в школе, называют «ученики»)

Воспитатель: Как называют ребят, которые пришли в первый класс? (Ребят, которые пришли в первый класс, называют первоклассниками).

Воспитатель: Кто вас встретит в школе? (В школе нас встретит учитель).

Воспитатель: Чем занимаются дети в школе? (Дети в школе учатся).

Воспитатель: Что вы видите на экране?

Дети: Учеников и учителя.

Воспитатель: Верно. А где они находятся?

Дети: Они находятся в школе.

Воспитатель: Как нужно вести себя на уроке? (Нужно внимательно слушать учителя, не баловаться).

- Если на уроке ты хочешь, что-то сказать или спросить, что нужно сделать? нужно поднять руку. (Если  на уроке ты хочешь что-то сказать или спросить, нужно поднять руку).

- Что такое перемена? (Перемена- это время, когда дети отдыхают).

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы очень  много знаете о школе.

Ребята, а в портфеле ещё что-то есть? Интересно, что это? (флеш-карта).

Давайте заглянем в словарь и найдем, значение слова флеш-карта.

Толковый словарь русского языка. Флеш-карта - от английского слова флэш и кард, это электронный носитель информации, используемый в  компьютерах, цифровых фотоаппаратах.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что на ней. (Видеозапись).

Знайка: Здравствуйте, ребята, я вам  прислал портфель со своим видео сообщением. У меня случилась беда. Я заболел. И мои ученики остались без учителя. Я слышал, что вы ответственные ребята. Я хочу вас попросить, помощь моим ученикам выполнить задания, которые им оставил. Ученики будут ждать вашей помощи. А задания будут лежать в портфеле.

Воспитатель: Ребята, случилась беда. Наш друг Знайка заболел. Ребята, выручим Знайку? Поможем его ученикам справиться со сложными заданиями?

Дети: Да! Поможем.

2. Основная часть

Воспитатель: Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)

- Какими бывают звуки? (Гласными и согласными).

- А согласные звуки какие мы знаем? (Твердые и мягкие).

Воспитатель: Ребята, вот первое задание-игра «Найди звук». Воспитатель с мячом  становится в круг, бросая мяч ребенку, называет любое слово с заданным звуком в начале, середине или конце, ребенок возвращает мяч и называет позицию звука в слове). Для этого задания нам нужно встать в круг. Я буду бросать вам мяч, называя  любоё слово с заданным звуком. Вы должны определить его место в слове. В начале, в середине, или в конце.

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно назвали.

Воспитатель: Хорошо! Вот следующее задание от Знайки. «Делим слова на слоги». На интерактивной доске картинки игрушек. С помощью количества хлопков в ладошки определить, сколько слогов в названии игрушки. Выбрать правильную слоговую схему, а лишнюю удалить щелчком с помощью компьютерной мыши. Правильная схема не удалится!

Воспитатель: Ребята, молодцы! Будьте внимательны, вот  следующее задание от Знайки. Нужно разделиться на 2 команды. У каждой команды на столах лежат картинки. Задание. Выбрать предмет или картинку, которая подходит к этому слову. Воспитатель сам читает слово.
Воспитатель: Ребята, молодцы! Будьте внимательны, вот  следующее задание от Знайки. «Загадки».

Кто зимой холодной.
Ходит злой, голодный.

Почему ты думаешь, что это волк? (злой, голодный). Волк какой? Как можно про него сказать? (Волк серый, у него острые зубы). Как называют детёнышей волка? (волчата).

Длинное ухо.
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Почему ты думаешь, что это заяц? Какой заяц? (У него длинные уши. А как по-другому можно сказать это слово? Длинноухий) Как можно про него сказать? (Заяц беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост). Как по-другому ещё можно сказать короткий хвост? короткохвостый. Как называют детёнышей зайца? (зайчата).

С веточки на веточку.
Прыгает, резвится.
Лёгкая, проворная,
А не птица.

Почему ты думаешь, что это белка? Какая она? ( Белка рыженькая, пушистая, у неё длинный красивый хвост.) Как называют детёнышей белки? (бельчата).

В.: Ребята, вы большие молодцы! Здорово справились. Скажите, как называется время отдыха в школе между уроками? (Перемена).

авайте мы устроим перемену и поиграем в игру. А начнем с проговаривания чистоговорок. Давайте встанем в круг и каждый третий будет подкидывать мяч и на выпавший слог будем проговаривать чистоговорки.

Разминка:

Ра-ра-ра — начинается игра,
Лы-лы-лы — забиваем мы голы,
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
Са-са-са — под кустом сидит лиса,
Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима,
Ша-ша-ша — мама моет малыша,
Ар-ар-ар — кипит наш самовар,
Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь,
Та-та-та — у нас в доме чистота,
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч — наступила ночь.

(Проводится физминутка. Дети идут за воспитателем на ковер и по его просьбе строятся в круг). Встали около своих стульев. Сейчас я вам буду говорить, какое движение вы должны выполнить. Но делать вы его будете тогда, когда я скажу «пожалуйста». Будьте внимательны! Например: Ребята, подняли правую руку. Ребята, пожалуйста, подняли правую руку! Ребята, сели. Ребята, пожалуйста, сели!

Воспитатель: Ребятки, молодцы. Отдохнули, набрали сил. Давайте посмотрим, что нас ждет дальше. (Воспитатель приглашает детей сесть за столы, на которых лежат листы с готовыми схемами и квадратами (синими и красными).

Воспитатель: Что изображено на экране? (Роза).

Нам нужно провести звуковой анализ слова.

А у доски разбирает слово Игорь. (Дети разбирают слово самостоятельно, а Игорь у доски).

- Первый звук в слове «Роза» звук «р» , твердый согласный звук и обозначается синий фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук  и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове  «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синий фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.

Воспитатель: А вы, ребята,  проверьте, у вас такая схема получилась?

-Умница, Игорь, всё правильно сделал.

https://urok.1sept.ru/articles/669956/img1.gif

Воспитатель: У нас осталось последнее задание. Составление рассказа - описание о предмете одежды.

«Платье - это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».

«Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

Воспитатель: Ребята, молодцы! Мы выполнили все задания, помогли ученикам. Теперь нам нужно будет передать их обратно. (Стук в дверь. А вот и почтальон).

Воспитатель: А давайте мы тоже отправим Знайке и его ученикам видеопослание. И расскажем, какие задания нам показались сложными, а с какими справились легко и быстро. Попрощаемся с нашими гостями и побыстрее записывать наше видео.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы в технике Эбру»

Цель: создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились ...