Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема «Путешествие в страну знаний»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа. Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; упражнять в чтении слов; закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков; составлять предложения с помощью схемы; развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, творческое воображение, образное мышление, произвольное внимание и память, воспитывать способность детей взаимодействовать друг с другом, прививать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ob.gr_.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема «Путешествие в страну знаний», Борисова Н.А. учитель-логопед
Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа.
Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; упражнять в чтении слов; закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков; составлять предложения с помощью схемы; развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, творческое воображение, образное мышление, произвольное внимание и память, воспитывать способность детей взаимодействовать друг с другом, прививать любовь к родному языку.
Область « Познание» раскрывалась в интеграции с образовательными областями «Коммуникация», «Социализация», «Физ. культура».
Оборудование:
Звукозапись «звукового письма», посылка, магнитофон, шары с заданиями, «Волшебный мешочек» с буквами, «Слоговая гусеница», карточки со схемами предложений, посылка, медальки, «Волшебный карандаш», ноутбук.
Ход НОД
Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона. Сообщение темы занятия.)
Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. За каждое задание получите букву. Желаю вам удачи!!!
- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?
Психологический настрой
- Тогда соберем свои силы и знания, возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта...
Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и радостного настроения.
- Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
- Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. В этой стране существуют правила: не перебивать друг друга, отвечать правильно и полными ответами.
А это, кажется и первое задание:
1. Игра «Умные ручки».
- В этом мешочке спрятались буквы. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны, можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как скажешь слово, начинающиеся с этой буквы.
- Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
- Какими бывают звуки?
- А согласные звуки, какие мы знаем?
2. А вот и второе задание «Вопросы и ответы» презентация
Гимнастика для глаз «Послушные глазки»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза,
взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза вверх, вниз)
Вправо – влево повернем. Заниматься вновь начнем.
3. Упражнение «Найди схему». (Закрепление навыков звукового анализа, развитие словесно - логического мышления)
- Ой, ребята, посмотрите, я вижу воздушные шарики на них необычные мешочки (в одном звуковые схемы, в другом: картинки). Давайте подберем к каждой картинке звуковую схему.
- Ну, молодцы. А нам пора отправляться дальше.
- Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!
4. Дидактическая игра «Отгадай слово»
Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждет:
«Пусть найдут меня ребята, ну-ка, кто меня найдет?»
- Рассмотрите картинки, составьте из первых звуков слова.
Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Вот Грамматики зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.
Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
5. Королева Знаний посылку прислала,
А в ней картинки вам,
Названия картинок на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
- Посмотрите на нашей волшебной поляне такие интересные цветы, один цветочек один слог, два цветочка – два слога, три – три слога.
5.1 Дидактическая игра «Слоговая гусеница». (Закрепление слогового анализа)
Я - гусеница не простая, гусеница слоговая.
Слоги могут в слова превращаться, если с ними уметь обращаться.
- Ребята, возьмите каждый по три слога, одного цвета на слоговой гусенице, и составьте слово.
6. Составление предложений по опорным словам. (Закрепление понятия «предложение», навыка составления и чтения предложений)
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный гномик есть
Он карточки со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
- Вот этот Ученый гном, просит вас составить предложения по схемам. 1. _______ ______.
2. _______ ______ ______.
3. _______ ______ ______ ______.
- Ребята, вы молодцы. Давайте, из этих букв составим слово. (Алфавит)
(после того как задание будет выполнено, опять звучит голос Королевы Знаний)
« Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»
( дети находят сундучок, а в нем находятся медальки для каждого ребенка)
- Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)
Итог занятия.
- Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?
Самоанализ НОД на тему «Путешествие в страну знаний»
учителя – логопеда Борисовой Н.А.
НОД по формированию обучению грамоте на тему «Путешествие в страну знаний», проведена в подготовительной группе.
Основная цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа.
Область « Познание» раскрывалась в интеграции с образовательными областями «Коммуникация», «Социализация», «Физ. культура».
При планировании НОД учитывала у воспитанников уже сформированные необходимые знания в умение выполнять звукобуквенный анализ, соотносить слова с соответствующими схемами, высказываться и делать простейшие выводы.
Планируя НОД, ставились следующие задачи:
Обучающие задачи:
Образовательная область «Коммуникация». Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; упражнять в чтении слов, составлении предложений с заданными словами.
Образовательная область «Познание». Закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов; закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; закрепить понятие, что такое предложение; составлять предложения с помощью схемы; формировать целостность картины мира, расширять кругозор. (Игра «Вопросы и ответы», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница»).
Развивающие задачи:
Образовательная область «Коммуникация». Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Образовательная область «Познание». Развивать познавательный интерес, сенсомоторику, память, мышление, воображение, зрительное внимание, координацию движений.
( «Умные ручки», «Вопросы и ответы», «Составь предложение»).
Образовательная область « Физ. культура»: развивать координацию движений.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к обучению грамоте, учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
При составлении занятия учитывала возрастные, речевые особенности детей (дети 6-7 лет с ОНР II-III уровня, ст.дизартрией). Задания подбирала в соответствии с интересами, темпераментом и развития детей. К каждому подходила как к субъекту, уважая его личность. Особое внимание на НОД было направлено на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, слухового и тактильного восприятия. Этому способствовали все задания НОД.
На НОД была выбрана следующая структура:
-Организационный момент.
- Мотивация.
-Применение знаний, умений, навыков детей.
-Рефлексия (итог)
Для реализации цели использовались следующие методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, словесно-ответное общение, схематические карточки, технические средства обучения. Мотивацией на непосредственно образовательную деятельность послужило – введение детей в проблемную ситуацию (помочь королеве знаний), что позволило заинтересовать и сконцентрировать внимание детей на постановке этой проблемы и совместном её решении. Дидактические игры «Умные ручки», «Вопросы и ответы», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница» были направлены на закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа,
на развитие фонематического восприятия, словесно - логического мышления, слухового внимания, памяти, воображения, тонкой и общей моторики, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, любви к русскому языку, умение работать в микрогруппах. Использование перечисленных приёмов создало условие, позволяющее каждому ребёнку быть активным, самостоятельным. В процессе НОД поддерживалась двигательная активность детей, смена динамических поз (стоя, сидя за столами, передвижение по группе), включая физ. минутку. Введение сказочного персонажа позволило вызывать у детей положительные эмоции, удивление, радость.
Считаю, что поставленные задачи были реализованы в полном объёме, дети справились т.к. дети принимали активное, заинтересованное участие в образовательном процессе, планировали свои действия, направленные на достижение конкретной цели, работали по правилу и по образцу, слушали взрослого и выполняли его инструкции.
Resource id #6228
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
- закрепить у детей понятия: звук и буква. Знать их отличия. - развивать связную речь. - воспитывать умение слушать товарища....
Конспект НОД по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие в страну знаний»
Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.Закреп...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Страну Знаний"
Программное содержание конспекта открытого занятия по обучению грамоте:· Закрепить умение определять местоположения звука в слове;·...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Знаний"
Конспект содержит игровой материал, применение которого позволяет выявить знания и умения детей подготовительной группы по тематическому модулю "Обучение грамоме" в рамках програмных требова...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по обучению Грамоте в подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний» Программное содержание:Закрепить...
Технологическая карта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»
Технологическая карта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...