Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей ТНР
(подготовительная группа)
Тема: «Звуки (р-рь). Буква Р»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19
Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей ТНР
(подготовительная группа)
Тема: «Звуки (р-рь). Буква Р»
Ангарск. 2022
Форма занятия: фронтальное
Цель: Создание условий для закрепления правильного произношения звука (р). Знакомство с буквой р.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания о механизме образования звука [р]; его акустических особенностях;
- закреплять правильное произношение звука [р] изолированно, в словах, в словосочетаниях;
- познакомить с буквой;
- активизировать словарный запас.
Коррекционно- развивающие:
-формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, подвижность артикуляционного аппарата;
-развивать умения производить анализ артикуляции звука;
-совершенствовать фонематический слух;
- формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
-совершенствовать навыки чтения слогов, слов, предложений;
-развить общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в тетрадях;
- профилактики зрения;
- развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиальный, визуальный, кинестетический, тактильный);
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать воспитанию самоконтроля за речью;
- поддерживать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- продолжать развитие партнерских отношений;
-способствовать воспитанию у детей привычки аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Индивидуальная работа: будут использоваться приемы, направленные на индивидуальную поддержку (активности, самостоятельности) и на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Дифференцированный подход: предложить задание повышенной сложности Данилу С, в работе с Димой У. обратить внимание на снятие эмоциональной напряженности, Егору С. повторять задание несколько раз.
Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки на звук (р), модели звуков, демонстрационный и раздаточный материал для звукового анализа, кассы букв, тетради, карандаши, сухой бассейн с мелкими предметами и буквами, карточки со слогами, карточки с предложениями.
Ход:
I. Вводная часть. Организационный момент.
Дети входят в группу.
Логопед:- Я знаю, что вы любите узнавать всё новое. Давайте вспомним наше правило:
Дети: - Хорошо учить того, кто хочет много знать.
1. Самомассаж головы и тела:
- Чтобы наш мозг мог проснуться и получать новые знания, давайте его разбудим.
- постукивание кончиками пальцев по голове,
- растирание ушей;
- похлопывание по плечам ладошкой;
- похлопывание по рукам, ногам кулачками;
-похлопывание ладошками по животу;
- похлопывание кулачками по спине.
II. Основная часть.
1.Сообщение темы занятия
- Ребята, а вы хотите узнать, какой звук пришёл к нам в гости?
Тогда будьте внимательны. Перед вами картинки. По первым звукам нарисованных предметов вы составляете слова:
Картинки – рыба, окна, забор, апельсин – роза;
радуга, уши, кот, ананас - рука;
рак, обруч, малина, арбуз - Рома
Когда ребёнок называет первые звуки и составляет слово, на интерактивной доске появляется предмет.
Послушайте еще раз, как звучат слова, и скажите, какой общий звук вы услышали? Да, это звук (р). И сегодня мы будем играть со звуком (р) и познакомимся с буквой р.
2.Акустический и артикуляционный уклад звука (р)
- Ребята, что вы можете рассказать о звуке (р)? Какой он? (согласный твёрдый звонкий)
- Почему согласный?
- Почему звонкий?
Обращается внимание на артикуляцию звука и работу голосовых складок.
- Какой фишкой будем обозначать?
- Какая модель подходит для обозначения звука (р)? Почему?
- Почему не подходит другая модель?
Среди моделей, обозначающих артикуляцию звуков (р, л, ш), дети выбирают нужную.
- Давайте представим, что звук (р) живой.
- Что он любит делать? - работать, радоваться, дружить, рычать (дети подбирают слова со звуком (р).
- Какую одежду носит? - сарафан, свитер, шорты, рукавицы, рубаху.
- Что любит кушать? – торт, мороженое, помидоры, макароны, сыр.
3.Дыхательное упражнение - расслабляющее рычащее дыхание.
- Представьте, что звук (р) попал в ваши лёгкие и просится на волю. Глубоко и медленно вдыхаем, разводя руки в стороны, и медленно выдыхаем, соединяя руки перед собой, произнося звук (р) (3 раза).
4. Выделение звука изолированно, в слогах, словах
(СУ-Джок терапия)
- Глаза закрыты, сожмите массажный мячик, если услышите звук (р):
р, с, п, р, к, м, д, р;
- Прокатите мячик по руке от плеча к кисти, если услышите слог со звуком (р):
ар, мы, ру, да, ор, ка;
- Покатайте мячик между ладошек, если услышите слово со звуком (р):
ворона, стена, забор, рыба, пол, сапоги, гроза, молоко, помидор.
5.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Игра «Найди картинки»:
- Найдите в группе картинки и разложите их в три столбика: звук (р) в начале, середине, конце.
- Закрепление произношения звука.
(«речедвигательная ритмика» Мухиной А.Я.)
- Ребята, а где мы можем услышать звук (р)? Кто или что может издавать этот звук? (рычание тигра, шум мотора и т.д.). Как можно руками изобразить звук (р)?
Дети показывают разные движения. Выбирается одно для обозначения звука, например, вращение рук, согнутых в локтях перед собой.
- Я называю звуки, а вы показываете их руками: а, о, у, р, м, к,
- слоги: ар, ор, ру;
- слова: рама, рот, шар.
А теперь отгадайте моё зашифрованное слово. Логопед показывает движения руками, а дети отгадывают: парта
- Звуко-слоговой анализ слова парта
Дети работают самостоятельно с раздаточным материалом.
Алгоритм работы воспроизводится на интерактивной доске (слово, слоги, характеристика звуков и обозначение цветом)
- Знакомство с буквой.–
-Ребята, мы можем в слове парта все звуки заменить на буквы? (нет)
- Почему? ( потому что нам нужно познакомиться с буквой, которая обозначает звук (р)
Демонстрация буквы:
- На что похожа буква?
- Сделайте из пальчиков;
- из ниточек;
- Найдите в сухом бассейне ( среди мелких предметов дети с закрытыми глазами находят букву р из пластмассы, пластилина, картона, дерева, меха).
- Напишем в воздухе – рукой, ногой, головой.
- Напишем на спине у друга.
- В какую сторону смотрит буква?
- Найдите в кассах;
- Замените в слове парта все звуки на буквы.
- Физминутка -
Раз, два – руки выше.
Три, четыре - плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
Мы на месте походили.
Раз – присели, два – привстали,
Три – согнулись и достали:
Ручкой правою - носок,
Ручкой левой – потолок,
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
- Пальминг – гимнастика для глаз с использованием тепла ладоней
- Печатание буквы в тетради
- Чтение слогов и составление слов.
Работа в командах. Дети делятся на две команды. Каждой команде даются карточки со слогами, из которых нужно составить слова.
1-я команда: ры, за, ма, бор, ба, ра – рама, забор, рыба;
2-я команда: ры, ки, нок, Ро, ру, ма – рынок, руки, Рома
- Работа с предложением
Каждому ребёнку выдаётся карточка с напечатанным предложением. В словах пропущена буква р. Дети вставляют букву и читают предложение. Учитываются индивидуальные особенности детей. Предложения разные по степени сложности.
Если позволяет время, каждый ребёнок составляет схему и печатает предлжение в тетради:
У И.ы ш.р.
У .омы и Ки.ы ка.андаши.
У ко.овы .ога.
У .омы к.асный ба.абан.
.ыбак ловит .ыбу.
Ве.ра и И.а иг.ают.
В саду .астут .озы.
Ю.а по.вал .укав .убашки.
Ба.ан стоит у во.от.
III. Итог занятия
- Наше занятие подошло к концу. Давайте ещё раз вспомним, какой звук мы произносили красиво и правильно? С какой буквой познакомились? Всё ли у вас получилось? Кому было трудно? Кому интересно? Кому скучно? А кто почувствовал, что он поумнел?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"
Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.Тема «Звук и буква Ж».(первое занятие по теме)
Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....