Звуки Т и Ть. Буква Т.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема:"Звуки Т и Ть. Буква Т".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zvuki_t-_t_bukva_t.docx330.02 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе  для детей с ОНР (1 год обучения).

Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т. (занятие 2)

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- Научить  детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей с глухими согласными звуками.

Коррекционно-развивающие:

- Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим.

- Продолжать учить детей определять место звука в слове.

- Закреплять умение составлять слоговую схему слов и схему предложения.

Коррекционно-воспитательная:

- Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные), зеркала, пособие «Домики для звуков», символы звуков (Агранович З.Е.).

Ход занятия:

1.Организационный момент, приветствие.

 Дети собираются в круг.

Встали дети дружно в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Ребята, давайте улыбаться друг другу, И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

- Мы уже познакомились с двумя звуками (Т, ТЬ).

Игра «Назови ласково»

- Измените слово так, чтобы вместо звука (Т) в нём появился (ТЬ):

Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.

- А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

2. Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

«Чистим зубки»

«Часики»

«Поиграем в футбол»

«Лошадка»

Игра «Угадай-ка»:

-  Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём.  

(загадка) Усище, хвостище, а моется всех чище (кот). А маленький? (котик, котёнок) (кот Том и котёнок Тим)

3. Введение в  тему занятия.

-  с какими звуками мы называли слова?

- (Т) и (ТЬ).

- Сегодня мы сравним эти звуки.

4. Сравнение и характеристика двух звуков: согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»).

5. Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей  на столах картинки, со звуком (Т) – Тому, (ТЬ) – Тиму.

- Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные квадратики).

Дети вкладывают свою картинку в соответствующий домик (зелёный или синий), определяя место звука (Т) (или ТЬ) в слове.

6. Выкладывание схемы слов Тим и Том – игра «Подпишем домики», анализ схемы (количество звуков, гласных и согласных, их последовательность, количество слогов).

- Чем схемы похожи и чем отличаются?

Дети замечают, что в слове «Том» первый звук твёрдый согласный (Т), а в слове «Тим» - мягкий согласный (ТЬ).

7. Динамическая пауза.  Координация речи с движением

Руки вверх мы поднимаем –

Раз примерно целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело

Так – направо, так – налево.

-  Какие слова со звуками (Т), (ТЬ) услышали?

Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).

8. Игра «Доскажи словечко»: 

«Будем говорить мы внятно, чтобы всё стало понятно», закончи слово слогом ТА или ТЯ:  

лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви… .

9.Анализ предложения  (задание от Тима в конверте, он прислал свои фотографии, попросил придумать предложение) – игра «Живое предложение»:

Котёнок играет клубками.

Котёнок лежит на траве.

Дети берут символы слов предложения («предмет», «действие», «маленькое слово» - предлог) и встают в порядке расположения слов в предложении, затем по очереди проговаривают его.

10 .Слоговой анализ слов (на доске схемы (домики с разным количеством окошек) и картинки, названия которых включают звуки (Т) и (ТЬ), детям нужно подобрать слово к схеме): самолёт, топор, зонт (задание от Тома).

11. Знакомство с буквой Т. Связь звука и буквы.

– Давайте познакомимся с буквой Т. (Показ буквы детям).

– На что похожа буква Т? (Ответы детей).

Молоток стучит: «Тук-Тук!»

Букве Т я старый друг.

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т  на крыше очутилась

И в антенну превратилась.

– Ребята, из скольких элементов состоит буква Т?

-Выложите букву Т из счетных палочек.

12.Составление схемы слова из букв ТИМ, ТОМ (подпишем домики для кота и котёнка).

13.Итог занятия: что вам понравилось на занятии? Что было особенно интересно? Какие задания были сложными?

Список использованной литературы:

1.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 2009

2.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Спб.: «Детство – Пресс», 2005

3.Лопухина И.С. Звуки, буквы, слова. – Спб.: «Корона принт», 2004

4.Ткаченко Т.А. Обучение грамоте: начальный этап. – М.: «Книголюб», 2007

5.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения . – М.: «Институт практической психологии», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".

Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’]  изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....