Звуки Т и Ть. Буква Т.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема:"Звуки Т и Ть. Буква Т".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zvuki_t-_t_bukva_t.docx | 330.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР (1 год обучения).
Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т. (занятие 2)
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей с глухими согласными звуками.
Коррекционно-развивающие:
- Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим.
- Продолжать учить детей определять место звука в слове.
- Закреплять умение составлять слоговую схему слов и схему предложения.
Коррекционно-воспитательная:
- Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные), зеркала, пособие «Домики для звуков», символы звуков (Агранович З.Е.).
Ход занятия:
1.Организационный момент, приветствие.
Дети собираются в круг.
Встали дети дружно в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
- Мы уже познакомились с двумя звуками (Т, ТЬ).
Игра «Назови ласково»
- Измените слово так, чтобы вместо звука (Т) в нём появился (ТЬ):
Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.
- А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.
2. Артикуляционная гимнастика
«Вкусное варенье»
«Чистим зубки»
«Часики»
«Поиграем в футбол»
«Лошадка»
Игра «Угадай-ка»:
- Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём.
(загадка) Усище, хвостище, а моется всех чище (кот). А маленький? (котик, котёнок) (кот Том и котёнок Тим)
3. Введение в тему занятия.
- с какими звуками мы называли слова?
- (Т) и (ТЬ).
- Сегодня мы сравним эти звуки.
4. Сравнение и характеристика двух звуков: согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»).
5. Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей на столах картинки, со звуком (Т) – Тому, (ТЬ) – Тиму.
- Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные квадратики).
Дети вкладывают свою картинку в соответствующий домик (зелёный или синий), определяя место звука (Т) (или ТЬ) в слове.
6. Выкладывание схемы слов Тим и Том – игра «Подпишем домики», анализ схемы (количество звуков, гласных и согласных, их последовательность, количество слогов).
- Чем схемы похожи и чем отличаются?
Дети замечают, что в слове «Том» первый звук твёрдый согласный (Т), а в слове «Тим» - мягкий согласный (ТЬ).
7. Динамическая пауза. Координация речи с движением
Руки вверх мы поднимаем –
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
Так – направо, так – налево.
- Какие слова со звуками (Т), (ТЬ) услышали?
Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).
8. Игра «Доскажи словечко»:
«Будем говорить мы внятно, чтобы всё стало понятно», закончи слово слогом ТА или ТЯ:
лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви… .
9.Анализ предложения (задание от Тима в конверте, он прислал свои фотографии, попросил придумать предложение) – игра «Живое предложение»:
Котёнок играет клубками.
Котёнок лежит на траве.
Дети берут символы слов предложения («предмет», «действие», «маленькое слово» - предлог) и встают в порядке расположения слов в предложении, затем по очереди проговаривают его.
10 .Слоговой анализ слов (на доске схемы (домики с разным количеством окошек) и картинки, названия которых включают звуки (Т) и (ТЬ), детям нужно подобрать слово к схеме): самолёт, топор, зонт (задание от Тома).
11. Знакомство с буквой Т. Связь звука и буквы.
– Давайте познакомимся с буквой Т. (Показ буквы детям).
– На что похожа буква Т? (Ответы детей).
Молоток стучит: «Тук-Тук!»
Букве Т я старый друг.
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т на крыше очутилась
И в антенну превратилась.
– Ребята, из скольких элементов состоит буква Т?
-Выложите букву Т из счетных палочек.
12.Составление схемы слова из букв ТИМ, ТОМ (подпишем домики для кота и котёнка).
13.Итог занятия: что вам понравилось на занятии? Что было особенно интересно? Какие задания были сложными?
Список использованной литературы:
1.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 2009
2.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Спб.: «Детство – Пресс», 2005
3.Лопухина И.С. Звуки, буквы, слова. – Спб.: «Корона принт», 2004
4.Ткаченко Т.А. Обучение грамоте: начальный этап. – М.: «Книголюб», 2007
5.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения . – М.: «Институт практической психологии», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".
Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...
Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".
Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’] изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...
Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».
Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....