Виды деятельности по обучению грамоте в режимных моментах для детей 4-5 лет
методическая разработка по обучению грамоте

Стромова Наталия Михайловна

Виды деятельности по обучению грамоте в режимных моментах для детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Виды деятельности по обучению грамоте в режимных моментах для детей 4-5 лет

Цель: Создать условия для ознакомления с буквами  и звуками  детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: Через игровые приемы мы создаем положительную мотивацию ознакомления детей дошкольного возраста с буквами и звуками.

Развивающие: Развиваем внимание ребенка, артикуляцию, фонематический слух, графо – моторные умения и навыки.

Воспитывающие:  Воспитываем умение  уважать на занятии друг друга, воспитываем дисциплину , стремимся к аккуратности в работе.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Тема

Цели и задачи

Оснащение

Виды деятельности в НОД

Виды деятельности в Режимных моментах

Индивидуальная деятельность

Звук «А»  буква А

Цель: Знакомство с Звуком«А»  буквой А. Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса.

Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква А  картинки предметов,

Счетные палочки для каждого ребенка,

напечатанный текст.картинки для мнемотехники

карандаши красные

лист бумаги

- Арт.  Гимнастика:

Спой песенку без слов, с помощью звука «А»

«В траве сидел кузнечик»,

- Нарисуй букву А в  воздухе.

- Сложи из палочек букву А (счетные палочки).

Послушай любимое стихотворение буквы А. Как ты думаешь, почему  букве А нравится это стихотворение?

Аппетитный АнАнАс

АфрикАнец вез для нАс

( текст в картинках мнемотехника)

Поймай слова , в которых спряталась буква А.

Назови слова ,которые начинаются на букву А.

Назови имена , которые начинаются с буквы А.

Отгадай загадки , отгадки которых начинается на букву А

Раскрась картинку на букву А

Попробуй отыскать букву А на странице текста, в разных словах. Обведи эту  букву в кружок красным  карандашом.

 Заштрихуй гласную букву красным карандашом

Звук «Б»  буква Б

Цель:

Знакомство с Звуком«Б»  буквой Б.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

 Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква Б  картинки предметов,

Счетные палочки и веревочка для каждого ребенка,

напечатанный текст.

картинки для мнемотехники

карандаши синие

лист бумаги

- Арт.  Гимнастика:

Спой песенку без слов, с помощью звука «Б»

«В лесу родилась елочка»,

- Нарисуй букву Б в  воздухе.

- Сложи из палочек  и веревочки букву Б (счетные палочки).

Послушай любимое стихотворение буквы Б. Как ты думаешь, почему  букве Б нравится это стихотворение?

Бегемот Болел, Бедняга

Был Бронхит у Бедолаги

По Болоту Бегемот

Босиком Бродил, Без Бот

 (текст в картинках мнемотехника)

Поймай слова , в которых спряталась буква Б.

Назови слова ,которые начинаются на букву Б.

Назови имена , которые начинаются с буквы Б.

Отгадай загадки , отгадки которых начинается на букву Б

Вспомни названия животных, которые начинаются на букву Б

(картинки этих животных)

Раскрась картинку на букву Б

Попробуй отыскать буквуБ на странице текста, в разных словах. Обведи эту  букву в кружок синим  карандашом.

 Заштрихуй согласную букву синим  карандашом

Звук «В»  буква В

Цель:

Знакомство с Звуком«В»  буквой В.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква В картинки предметов,

Счетные палочки и 2  веревочка для каждого ребенка,

напечатанный текст.

картинки для мнемотехники

карандаши синие

лист бумаги

Арт.  Гимнастика:

Назови вкусные слова, которые начинаются с буквы В

 Нарисуй букву В в  воздухе.

Сложи из палочек  и 2 веревочки букву В (счетные палочки).

Послушай любимое стихотворение буквы В. Как ты думаешь, почему  букве В нравится это стихотворение?

Веселый Воробьишка

Весь Вечер Верещал,

А Важный Вороненок

Весь  Вечерок Ворчал

(текст в картинках мнемотехники)

Поймай слова , в которых спряталась буква В.

Назови слова ,которые начинаются на букву Б.

Назови имена , которые начинаются с буквы Б.

Отгадай загадки ,отгадки которых начинается на букву Б

Вспомни названия животных, которые начинаются на букву Б

(картинки этих животных)

Отыщи букву В в тексте и обведи ее синим карандашом

Раскрась картинку на букву В

Дорисуй и оживи букву В . Раскрась ее синим цветом

 Заштрихуй согласную букву В синим  карандашом

Звук «г»  «д»  буква Г, Д

Цель:

Знакомство с Звуком«Г»  «Д» буквой Г, Д

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква Г, Д. картинки предметов,

Счетные палочки и для каждого ребенка,

напечатанный текст.

Карандаши синие

Лист бумаги

Арт.  Гимнастика:

Спой песенку «Жили у бабуси два веселых гуся» без слов по – гусиному: «га-га-га». А теперь сыграй на дудочке эту песню «ду –ду - ду»

Выложи из палочек букву Г, а потом преврати ее в букву Д, добавив еще палочки(счетные палочки).

Вспомни названия птиц, которые начинаются на букву Г и Д

(картинки этих птиц)

Поймай слова , в которых спрятались буква « Г»  и «Д» .Хлопай когда услышишь в этих словах эти звуки

Назови слова ,которые начинаются на букву Г.

Назови имена , которые начинаются на букву Д.

Отгадай загадки ,отгадки которых начинается на букву Г и Д

Отыщи букву Г и Д  в тексте и обведи ее синим карандашом.

Раскрась картинку на букву Г и Д

 Нарисуй картинку из букв Г и Д, дорисовав недостающие детали

Заштрихуй согласную букву Г  и Д синим  карандашом

буквы Е, Ё

Цель:

Знакомство с Звуком«Е»  «Ё»буквой Е. Ё

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква Е,Ё. картинки предметов,

Пластили,доска для лепки для каждого ребенка,

Тарелочки с песком для каждого ребенка

Послушай и сравни звуки этих букв. Умеют эти буквы петь или нет? Артикуляционная гимнастика.

Какой звук тебе нравится больше?  Сравни эти буквы, найди отличие .

Чем они похожи ,а чем отличаются?

Арт.  Гимнастика:

Спой песенку «Скатертью, скатертью дальний путь стелится и упирается прямо в небосклон.»

Какое настроение у буквы Е и какое у буквы Ё. Нарисуй личико веселое букве Е и удивленное букве Ё

Вылепи из пластилина букву Е, а потом преврати ее в букву Ё,

Послушай любимые стихотворения буквы Е и Ё Как ты думаешь какие стихотворения нравятся букве Е и какие нравятся букве Ё

Ежевику Ел Енот

Ей наЕлся на вЕсь год

Ёж из Ёлочных иголок сплЁл ковЁр.

КовЁр был колок

Повтори пословицу « Есть терпение – будет и умение»

Поймай слова , в которых услышишь звуки « Е»  и «Е» .Хлопай когда услышишь в этих словах эти звуки

Назови слова ,которые начинаются на букву Е.

Поймай слова в которых услышишь звук Ё

Назови имена , которые начинаются с буквы Е.

Отгадай загадки ,отгадки которых начинается на букву Е и Ё.

Поиграй в игру « Есть – нет». Сначала выберем ведущего, который будет бросать мяч игрокам по очереди, называя любые слова.

Если в этом слове есть звуки Е, Ё лови. Если нет – не лови.

Нарисуй картинку из букв Е и Ё  на песке ,дорисовав недостающие детали на кого она похожа, расскажи

Нарисуй буквы на пескеЕ и Е,

Техника ИЗО деятельности

(песокотерапия)

буквы Ж,З

звуки «ж»

«з»

Цель:

Знакомство с Звуком«Ж»  , «З»буквой Ж,З

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква Ж и З. картинки предметов,

Карандаши для каждого ребенка,.

Лист бумаги

мяч

Послушай и сравни звуки этих букв.какой звук издает буква Ж, а какой звук издает буква З? Какая из этих букв жужжит как жук, а какая как оса?

Пальчиковая гимнастика

Жук летит , жук жужжит

и усами шевелит. Со звуком «ж»

Оса летает вокруг цветочка спералевидно и со звуком «з»

Сравни эти буквы, найди отличие .

Чем они похожи ,а чем отличаются?

Арт.  Гимнастика:

Спой песенку «Скатертью, скатертью дальний путь стелится и упирается прямо в небосклон.»

Какое настроение у буквы Е и какое у буквы Ё. Нарисуй личико веселое букве Е и удивленное букве Ё

Вылепи из пластилина букву Е, а потом преврати ее в букву Ё,

Послушай любимые стихотворения буквы Е и Ё Как ты думаешь какие стихотворения нравятся букве Е и какие нравятся букве Ё

Ежевику Ел Енот

Ей наЕлся на вЕсь год

Ёж из Ёлочных иголок сплЁл ковЁр.

КовЁр был колок

Повтори скороговорку «До чего же жук сконфужен! Опоздал к ужу на ужин»

 «Не живут ужи, где живут ежи»

Поймай слова , в которых услышишь звуки « Ж»  и «З» .Хлопай когда услышишь в этих словах эти звуки.

Назови слова ,которые начинаются на букву Ж и З.

Поймай слова в которых услышишь звук З

1раз хлопаем- в начале

2 раза хлопаем в середине, 3 раза хлопаем – в конце.

Назови имена , которые начинаются с буквы Жи З.

Отгадай загадки ,отгадки которых начинается на букву Ж и З.

Поиграй в игру « Есть – нет». Сначала выберем ведущего, который будет бросать мяч игрокам по очереди, называя любые слова.

Если в этом слове есть звуки Ж и З лови. Если нет – не лови.

Преврати букву Ж в жука, дорисовав ему недостающие детали

 (мальчики)

Девочки

Превращают букву З в осу, дорисовав ей носик, крылышки, полосочки

(гентерное воспитание м. р., ж.р)

Нарисуй бабочку обединив буквы Ж и З, дорисовав детали

буквы Й,И

звуки «и »

«й»

Цель:

Знакомство с Звуком«И»  «Й»  буквой И,Й

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква И и Й. картинки предметов,

Карандаши для каждого ребенка,.

Лист бумаги с буквами И и Й

Послушай и сравни звуки этих букв. Умеют эти буквы петь или нет? Артикуляционная гимнастика.

Какой звук тебе нравится больше?  Сравни эти буквы, найди отличие .

Чем они похожи ,а чем отличаются?

Арт.  Гимнастика:

Спой песенку «Скатертью, скатертью дальний путь стелится и упирается прямо в небосклон.»

Какое настроение у буквы И и какое у буквы Й. Нарисуй личико веселое букве  и сердитое другой букве

Вылепи из пластилина букву И, а потом преврати ее в букву Й,

Повтори скороговорку

 «Не живут ужи, где живут ежи»

Поймай слова , в которых услышишь звуки « И»  и «Й» .Хлопай когда услышишь в этих словах эти звуки.

Назови слова ,которые начинаются на букву И и Й.

Поймай слова в которых услышишь звук И

1раз хлопаем- в начале

2 раза хлопаем в середине, 3 раза хлопаем – в конце.

Назови имена , которые начинаются с буквы И .

Отгадай загадки ,отгадки которых начинается на букву И и Й.

Заштрихуй гласный И

Красного цвета (девочки)

Й синего цвета

(мальчики)

Нарисуй подъемный кран

Звук «К»  буква К

Цель:

Знакомство с Звуком«К»  буквой К.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква К. картинки предметов,

Карандаши для каждого ребенка,.

Лист бумаги с буквами К.

Листы бумаги, сложенные в двое  , трафарет буквы К, ножницы

Напечатанный текс  на листе бумаги

Произнеси как кудахчет курочка? Ко – ко – ко

Как поет петушок? Ку-ка-ре-ку

Как крякает утка? Кря – кря – кря.

Как квакает лягушка? Ква – ква – ква.

Как кукует кукушка? Ку – ку – ку – ку.

Как каркает ворона?  Кар – кар!

Какой звук присутствует чаще у всех? Звук «к»

Споем псенку на всех языках «В траве сидел кузнечик»

Мы с подругой Катей

Ком большущий катим,

Из пушистого комка

Слепим мы снеговика.

(Т. Шорыгина)

Найди в стихотворении букву К и обведи ее кружком синего цвета.

Дидактическая     игра «Четвертый лишний» Найди лишнее и скажи почему.

Повтори скороговорку

Поймай слова , в которых услышишь звуки « к»  Хлопай когда услышишь в этих словах эти звуки.

Назови слова ,которые начинаются на букву К.

Поймай слова в которых услышишь звук «К»

1раз хлопаем- в начале

2 раза хлопаем в середине, 3 раза хлопаем – в конце.

Назови имена , которые начинаются с буквы К .

Отгадай загадки ,отгадки которых начинается на букву К.

Преврати одни слова в другие слова, добавляя букву К.

Послушай любимые стихотворения буквы К Как ты думаешь какие стихотворения нравятся букве К .

Красивого КотиКа Кате Купили

Катюша КотенКа КотлетКой Кормила.

Загадки на букву К

Послушай и сравни звуки этих букв. Умеют эти буквы петь или нет? Артикуляционная гимнастика.

Заштрихуй букву

К

Вырежи букву К, сложив лист бумаги пополам. Разверни . Какая буква у тебя получилась.

(симметричное вырезывание)

буквы Л,М

звуки «л »

«м»

Цель:

Знакомство с Звуком«Л»  «М»буквой Л,М.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква Л и М . картинки предметов,

Карандаши для каждого ребенка,.

Лист бумаги с буквами Л и М.

Листы бумаги, сложенные в двое  , трафарет буквы л и м, ножницы

Напечатанный текс  на листе бумаги

Послушай и сравни звуки этих букв. Умеют эти буквы петь или нет? Артикуляционная гимнастика.

Ла – ла – ла – вот и кончилась игра

ма -ма – ма – мне домой пора.

Мяч летает полосатый,

В мяч играют медвежата –

Можно мне сказала мышка

-Что ты!

Ты еще малышка.

Заштрихуй букву М синим цветом(мальчики), А Л – девочки(леди)

Вырежи буквы М и Л ,путем складывания бумаги по полам

Какие ты знаешь растения и грибы, названия которых начинается на буквы Л.М.

Запомни слова на букву Л

(картинки) и на букву М (картинки) . Воспроизведи по памяти слова на Л и на М.

 Отгадайте загадки на буквы М и Л.

Нарисуй портрет буквы Л, а затем буквы М

Нарисуй пирамидку объединив 2 буквы Л и М

буквы О,Н

звуки «о »

«н»

Цель:

Знакомство с Звуком«О»  «Н»буквой О. Н

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква О и Н . картинки предметов,

Карандаши для каждого ребенка,.

Лист бумаги с буквами О и Н,

Листы бумаги, сложенные в двое  , трафарет буквы О и Н, ножницы

Напечатанный текс  на листе бумаги

Послушай и сравни звуки этих букв. Умеют эти буквы петь или нет? Артикуляционная гимнастика.

«Пусть бегут неуклюже» О (гласная) – поется, а Н (согласная) не поется, поможем  буквам спеть вместе (но – но - но).

Заштрихуй букву М синим.

Название какого времени года начинается с буквы О (Осень),

Название  какого времени года заканчивается на букву О

Послушай любимые стихотворения буквы О и Н. Как ты думаешь какие стихотворения нравятся букве О и какие нравятся букве Н. Почему?

Немного Незабудочек

Нарвет Наташа Нюрочке

Ослик Ос Остерегался,

Очень Ос Он Опасался

Выдели букву Н синим карандашом, а О красным , почему? Докажи.

Вырежи буквы О и Н ,путем складывания бумаги по полам

Какие ты знаешь рыб и животных нашей природной зоны, названия которых начинается на буквы О и Н.

Какие предметы в доме напоминают буквы Н и О.

Поймай слова, которые начинаются с буквы О.

Поймай слова , которые заканчиваются буквой Н

«Доскажи словечко» (придумай слова, которое начинается с но)

Нарисуйте букву Н и О. Н превратите в лесенку, дорисовав недостающие детали, а букву О  нарисуйте кошечку.

Заштрихуй Н – синим, о – красный .

буквы П,Р

звуки «п »

«р»

Цель:

Знакомство с Звуком«П»  «Р»буквой П.Р.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква П и Р . картинки предметов,

Карандаши для каждого ребенка,.

Лист бумаги с буквами П и Р,

Листы бумаги, сложенные в двое  , трафарет буквы П , ножницы

Напечатанный текст  на листе бумаги

Послушай и сравни звуки этих букв. Какая из этих букв пыхтит, а какая рычит? Артикуляционная гимнастика.

Послушай и повтори скороговорки:

Прохор и Пахом ехали верхом.

От топота копыт , пыль по полю летит.

-Расскажите про покупки .

-Про какие про покупки ?

-Про покупки, про покупки про покупочки свои.

«Пусть бегут неуклюже» О (гласная) – поется, а Н (согласная) не поется, поможем  буквам спеть вместе (но – но - но).

Заштрихуй букву О красным  и Н  синим.

Выдели букву Н синим карандашом, а О красным , почему? Докажи.

Найди в тексте  буквы П и Р обведи их синим цветом.

Поймай слова в которых есть звуки букв  П и Р.

Послушай любимые стихотворения буквы П и Р. Как ты думаешь какие стихотворения нравятся букве П и какие нравятся букве Р. Почему?

По Прутикам, По Палочкам Паучок Ползет

Паутинку Прочную

Паучок Плетет

Радужная   Радуга

Ребятишек  Радует

Отгадывание загадок на буквы Р,П.

Заштрихуй буквы ПиР – синим цветом. Почему?

Нарисуй буквы П и Р таким образом так, чтобы получился сапожок сапожок

буквы С, Т

звуки «с »

«т»

Цель:

Знакомство с Звуком«С»  «Т»буквой С.Т.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква С и Т . картинки предметов,

Карандаши для каждого ребенка,.

Напечатанный текст  на листе бумаги

Пластилин доска для лепки

Артикуляцонная гимнастика . Как воздух выходит из шарика(с-с-с)

Послушай любимое стихотворение буквы С.  Почему оно ей так нравится?

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сказала со смехом  соседка синица:

-Стать самой скрипучей сорока стремилась          

 (А.Тараскин)

 Слепи буквы С.

Повтори скороговорку

 Три сороки тараторки, тараторили на горке

Поймай слова , в которых услышишь звуки « с»  Хлопай когда услышишь в этих словах эти звуки.

Назови слова ,которые начинаются на букву Т и С.

Поймай слова в которых услышишь звук «Т»

1раз хлопаем- в начале

2 раза хлопаем в середине, 3 раза хлопаем – в конце.

Назови имена , которые начинаются с буквы С .

Отгадай загадки ,отгадки которых начинается на букву С, Т..

Преврати одни слова в другие слова, добавляя букву.

Загадки на букву С,Т

Заштрихуй  буквы С и Т

Нарисуй грибок , используя буквы С и Т

буквы У, Ф

звуки «у »

«ф»

Цель:

Знакомство с Звуком«У»  «Ф»буквой У,Ф.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

На что похожа буква С и Т . картинки предметов,

Карандаши для каждого ребенка,.

Напечатанный с картинками  на листе бумаги

Послушай и сравни звуки этих букв. Какая из этих букв поет песню, а какая фырчит? Артикуляционная гимнастика.

Споем песню «Антошка» без слов со звуком у- у – у

 Какая птица издает звук «У» (филин)

Кто воет ночью голодный, серый … (волк)

Небылица

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка усатая в речку ныряла.

Что – то , наверное, было не так:

Что же напутал поэт наш чудак?

Послушай любимое стихотворение буквы Ф.  Почему оно ей так нравится?

Нес Фокусник в Футляре

Флакон, Флажок, Фонарик,

Фиалку, Фикус, Финик,

Фломастер, Фотоснимок

Соедини картинки которые начинаюся с буквы У  (девочки),  Ф- мальчики.

Повтори скороговорку

У осы не усы, не усищи, а усики.

Кукушка купила ушат,
Будет купать кукушат

Поймай слова , в которых услышишь звуки « у»  Хлопай когда услышишь в этих словах этот звук.

Назови слова , которые начинаются на букву У и Ф.

Поймай слова в которых услышишь звуки «У», «Ф»

1раз хлопаем- в начале

2 раза хлопаем в середине, 3 раза хлопаем – в конце.

Назови имена , которые начинаются с буквы У .

Отгадай загадки ,отгадки которых начинается на букву У, Ф.

Преврати одни слова в другие слова, добавляя букву.

Загадки на букву У,Ф

Заштрихуйте буквы Ф  синим (согласная)и У(гласная)красным

Из каких двух букв можно составить букву Ф

буквы Х, Ц, Ч

звуки «х »

«ц»

«ч»

Цель:

Знакомство с Звуком«Х», «Ц», «Ч» буквой Х, Ц, Ч.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

Картинки, Буквы.

листы бумаги с буквами, с таблицей на каждого ребенка,

Простые карандаши, дидактическая игра «Профессии».

Скажи , какая из этих букв похожа на крестик? У какой буквы есть хвостик? Какая буква стоит на одной ножке?

 Какие 2 буквы можно составить из четырех палочек, 1 букву из 3-х. Подумай и скажи.

 Составьте из счетных палочек эти буквы.

Найди в таблице эти буквы и обведи их простым карандашом.

Х

К

О

Ц

Р

Ч

К

Ц

Х

Р

О

Ц

О

Р

К

Ч

Ц

Х

Ч

Х

Ц

Р

К

О

Физминутка.

http://images.myshared.ru/7/788471/slide_10.jpg

СВЕЧА - чистоговорка

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

Поймай слова , в которых услышишь звуки « Х.Ц Ч»  Хлопай когда услышишь в этих словах этот звук.

Назови слова , которые на-чинаются на букву Ц,Ч Х.

Поймай слова в которых услышишь звуки «Х», «Ц», «Ч»

1раз хлопаем- в начале

2 раза хлопаем в середине, 3 раза хлопаем – в конце.

Назови имена , которые начинаются с буквы У .

Отгадай загадки ,отгадки которых начинается на букву Х.Ц,Ч.

Преврати одни слова в другие слова, добавляя букву.

Звук заблудился

Н вкус и свет  товарищей нет.

 Воспитатель раскладывает карточки ножницы, огурец, яйцо циркуль, цифры, цветы, блюдце и картинки профессии. Портниха, математик, продавец. Разложи картинки .

Какой профессии, что необходимо.

Заштрихуй буквы Х,Ц,Ч  , ту которая тебе понравилась.

Нарисуй картинку , используя буквы Ц и Ч.

буквы Ш, Щ

звуки «ш»

«щ»

Цель:

накомство с Звуком «Ш», «Щ» буквой Ш, Щ.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

Картинки, Буквы.

листы бумаги с буквами,  с таблицей на каждого ребенка.

Простые карандаши,

Лист бумаги для игры на каждого ребенка

Послушай , как звучит буква Ш и как буква Щ. Чем они похожи и чем различаются? Артикуляционная гимнастика   «ш» - , вода из под крана, осенью шуршат листья, змея ползет.

«Щ » -жарится на сковороде, сдувается шарик.

Физкульт . минутка

Вышли мышки как - то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.

Чистоговорка

про Таню

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

Скороговорки:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Саше дали кашу, Клаше – простоквашу.

Щи да каша пища наша.

Поймай слова, где первым  звучит звук «ш» - шурши бумагой, а в конце звук «Щ» - сиди тихо.

Отгадай загадки  , которые начинаются с букы Ш.Щ

 Заштрихуй буквы Ш и Щ такую, какая тебе нравится

Нарисуй картинку , используя буквы Ш,Щ

буквы Ъ, Ы,Ь

звуки «ы »

Цель:

Знакомство с Звуком«Ъ», «Ы», «Ь» буквой Ъ,Ы,Ь.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

Картинки, Буквы.

листы бумаги с буквами, с таблицей на каждого ребенка.

Простые карандаши.

Похожи эти буквы между собой, сравни. А как звучат эти буквы.

«ы» - слышим, «Ъ», «Ь» - не слышим для этого позовем помочь букву М, давайте послушаем М -  МЬ, М – МЪ

Ь – смягчает.

Ъ – придает твердость звука

Нарисуй три мягких знака и преврати две буквы  в Ъ и Ы. Как ты это сделал покажи.

Ъ

Р

Б

Ъ

Ы

П

К

Ь

П

О

Р

К

Л

О

Б

Ь

К

Ы

Ы

Р

Ъ

Ж

О

Ъ

Найди буквы Ъ,Ь,Ы и обве-ди их простым карандашом.

Послушай и сравни слова (ель – ел, мел – мель,),

Какую букву надо добавить, чтобы угол превратился в уголь (ь) : брат, хор, мол, стал, шест

Заштрихуй Буквы , какая тебе понр-авится.

Нарисуй картинку, 2 глазика нос и рот используя 3 буквы Ъ,Ь,Ы.

буквы Э,Ю,Я

звуки «э »

«ю»

«я»

Цель:

Знакомство с Звуком«Э», «Ю», «Я» буквой Э, Ю, Я.

Задачи:

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование звукового, грамматического строя речи.

Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук.

Картинки, Буквы.

листы бумаги с буквами, с таблицей на каждого ребенка.

Красные карандаши.

- Арт.  Гимнастика:

Спой песенку без слов, с помощью звуков«Э,Ю,Я»

«от улыбки с каждым днем светлей».

Сложи из счетных палочек и веревочек буквы Э,Ю,Я

Послушай любимое стихотворение буквы Ф.  Почему оно ей так нравится?

Энергичный эскимос Эскимо Эстонцу нес.

Юле юбочку купили,

Юре брючки подарили.

Яблочки янтарные

На яблоньке созрели.

Яблочки янтарные

Яна с Яшей ели.

Игра «Эхо» Если ты услышишь в слове звук «э» повтори это слово , как «, если нет молчи – ничего не говори эхо».

Отгадай все слова на Ю.

Какая игрушка вертится и крутится как волчок?(юла)

Как называют юркую маленькую  птичку? (Юрок)

Где очень жарко в любое время года, на Севере или на Юге? (На Юге)

Загадай любое слово на букву Я и опиши его. Пусть взрослые догадаются, что ты загадал.(например его опускают в воду для того чтобы не уносило течением. Что это7 (Якорь))

Заштрихуй гласныеЭ,Ю,Я такие какие тебе понравились.

Из букв Э,Ю,Я (можно взять одну) дорисуй недостающие элементы

Литература.

  1. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 272 с.
  2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа,20 19. — 448 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы....

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР "В поисках клада"

Показ непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте проводился для родителей в рамках "Недели открытых дверей"....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...