Обучение грамоте "Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: - познакомит детей со звуками Ф, Ф’, буквой Ф;
- находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова);
Задачи:
- образовательные: учить детей характеризовать и различать звуки Ф, Ф’;
совершенствовать навык различения звуков: мягкий – твердый, совершенствовать навык звуко- буквенного анализа слов на основе наглядно-графических схем;
совершенствовать навык определять место звука в словах;
познакомить с буквой Ф.
- развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ф – Ф’;
развивать фонематический слух;
развивать графо-моторные навыки;
- воспитательные: воспитывать умение уважать мнение других;
воспитывать умение слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_zvuk_f.bukva_f.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ОО РР (обучение грамоте) в подготовительной группе ТЕМА: «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
Цель: - познакомит детей со звуками Ф, Ф’, буквой Ф;
- находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова);
Задачи:
- образовательные: учить детей характеризовать и различать звуки Ф, Ф’;
совершенствовать навык различения звуков: мягкий – твердый, совершенствовать навык звуко- буквенного анализа слов на основе наглядно-графических схем;
совершенствовать навык определять место звука в словах;
познакомить с буквой Ф.
- развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ф – Ф’;
развивать фонематический слух;
развивать графо-моторные навыки;
- воспитательные: воспитывать умение уважать мнение других;
воспитывать умение слушать друг друга.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки для каждого ребенка (синие, зеленые, рабочие тетради, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход НОД:
1. Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – кошка Фая и собачка Филя .
II. Знакомство с новой темой.
Воспитатель: Фая и Филя принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: А теперь внимательно слушаем загадки:
В парке, в летнюю жару,
Воду льёт на детвору.
Брызги веером летят.
Не найти сухих ребят!
Это, что за хулиган!
Как зовут его? (Фонтан) .
Воспитатель: Следующая загадка:
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет. (фея)
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)
Воспитатель: Следующая загадка:
В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Кто ребята это?(Жираф)
Воспитатель: Молодцы, и последняя загадка:
Вот спортсмены на коньках
Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены -. (фигуристы)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках - Фонтан, фея, фотоаппарат, фигуристы
Дети: Звук [ф].
Воспитатель: Правильно ребята, это звук [ф]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Воспитатель: Когда мы произносим звук [ф] Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса, какой это звук: согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
Воспитатель: Ф согласный.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Фая, Филя — в каком слове звук [ф] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Фая звук [ф] твердый, а в слове Филя — мягкий.
Воспитатель: Почему в слове Филя звук [фь] мягкий?
Дети: Звук [фь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Он всегда делает согласные мягкими.
Воспитатель: Правильно. Звук [ф’] – согласный, мягкий,
Игра «Назови нужный звук».
Друзья любят играть в кубики. У Фаи – синий кубик, обозначающий звук Ф – твердый звук. У Фили – зеленый кубик, обозначающий звук Фь – мягкий звук.
Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.
(Воспитатель показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук) .
Дети: Ф, Ф, Фь, Ф, Фь…
4. Выделение звуков на слух: Игра «Где звук? »
Воспитатель показывает картинки, дети называют и говорят, где находится звук – в начале, в середине, в конце слова.
Фартук-т
Фанарик-т
Флаг-т
Туфли-т
Жираф
Шкаф
Воспитатель: Молодцы, ребята. Фая и Филя любят поиграть.
5. Физминутка: Мы топаем ногами-
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками-
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
По кругу мы идем. (Движения выполняются в соответствии с текстом) .
8. Знакомство с буквой Ф.
Слышим звуки, а пишем, читаем?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звуки [Ф], [Ф‘] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Они обозначаются буквой Ф (показываю на доске: Ф) .
Буква Ф надула щёки,
Нос задрала, руки - в боки!
О-ГО-ГО! Однако!
Эта Буква - задавака!
-Ребята, давайте пофантазируем, на что похожа буква Ф?
1.Я футбольный судья.
Целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча
У меня под мышками!
2.Всем известно без подсказки,
Буква Ф – как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
3. С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
4. Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква Ф.
Сначала нарисуй кружок,
А рядышком еще другой.
Теперь, старайся, мой дружок,
Их разделить прямой чертой.
Воспитатель: Букву Ф можно написать только ручкой или карандашом? Давайте с вами поэкспериментируем. Разделимся на группы, предлагаю разные материалы - выложите букву Ф. (Дети выкладывают букву) .
Воспитатель: А теперь, ребята, возьмём карандаши. Печатаем букву Ф
- Подчеркни букву Ф на карточке. – Сколько раз вы подчеркнули букву Ф?
- Обменяйтесь листочками и проверьте друг у друга выполненное задание.
-Показ на доске. (Сейчас мы будем писать букву Ф.)
-Сначала нарисуем букву в воздухе, а потом на листах. (Пишем через клеточку всю строчку) .
9. Чтение слогов (презентация)
10. Итог занятия.
Воспитатель: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [Ф], [Ф‘] и буквой Ф.
Воспитатель: Ребята, чтобы наши друзья — Фая и Филя не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Филя — Звук [ф’], согласный, мягкий, глухой.
Фая — Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой.
-Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось –ПОКАЖИТЕ солнышко; кому не понравилось – ТУЧКУ
-Какое задание понравилось больше всех?
-Где испытывали затруднения?
Воспитатель: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...
Обучение грамоте. Звук и буква......
Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...
Обучение грамоте. Звук и буква А
буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...
Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"
занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...
Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква "Ю" ( знакомство с йотированными буквами)
Цель: познакомить детей с буквой «Ю», обозначающейся 2 звуками.Формировать умение слышать при произношении сочетание звуков.Упражнять в образовании форм глаголов.Закрепить навыки нах...