ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «От А до Я». Возраст обучающихся 5-7 лет
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Антипова Анна Михайловна

Данная программа дополнительного образования расчитанна на 2 года обучения (старшая и подготовительная к школе группы).  Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_st.gr_.docx64.39 КБ

Предварительный просмотр:

Логотип

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга

Программа рассмотрена

на педагогическом совете

Утверждена

Протокол    №

Директор «Константа»

Приказ от_________ № ________

«      » _______ 2022 г.

______________ Е. Г. Смирнова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«От А до Я».

Уровень программы – ознакомительный

возраст обучающихся 5-7 лет

срок реализации – 2 года

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2df0961d9f82d18ba78337066827749d-4566480-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=219&h=150

Автор-составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Антипова Анна Михайловна

Санкт-Петербург 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка……………………………………………………………......3

Основные цели и задачи………………………………………………………………3

Принципы реализации программы…………………….……………………………..4

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Режим занятий.………………………………………………………………………...4

Методы и приемы обучения…………………………………………………………..5

ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ.…………………...................................................................................5

ХАРАКТИРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Возрастные особенности детей 5-6 лет….……………………………………………6

Возрастные особенности детей 6-7 лет.………………………………………………6

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………7

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 5 -6 лет….…………………..…………………………..7

Основные этапы и содержание работы………………………………..........................8

Перспективное планирование программного содержания 1-й год обучения………8

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 6 -7 ЛЕТ.……………………………………………….12

Перспективное планирование программного содержания на 2-й год обучения…..12

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Основные направления взаимодействия с родителями……………………………..14

Перспективный план по взаимодействию с родителями……………………………14

Список литературы…………………………………………………………………….15

 

Пояснительная записка.

   Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования общепризнана и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ подготовка к школе признана одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы.

   Дополнительная образовательная программа «ОТ А до Я (обучение чтению)» (далее просто «Программа») имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

   Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования Приказ №1155 от 17 октября 2013 года
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

   В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

   Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

   Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2-х лет и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.

Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к школьным, но отличаются по форме организации.

Актуальность программы.

   Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Основные цели и задачи программы

   Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.

Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формировать и развивать фонематического слуха;
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
  • Знакомить со слоговой структурой слова;
  • Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
  • Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • Расширять словарный запас детей;
  • Знакомить с графическим изображением буквы;
  • Учить соотносить звук и букву;
  • Учить детей производить звукобуквенный анализ слова;
  • Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
  • Подготовить руки ребенка к письму;
  • Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).
  • Развивающие:
  • Развивать слуховое восприятие;
  • Развивать графические навыки;
  • Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
  • Развивать глазомер, четкую координацию руки.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать;
  • Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
  • Воспитывать усидчивость;
  • Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Принципы реализации программы

   В основе реализации программы лежат принципы:

 Принцип личностно-ориентированного общения. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнерство, соучастие и взаимодействие.

 Принцип интеграции. Предполагает сотрудничество с семьей, взаимосвязь разных видов деятельности.

 Принцип развивающего обучения. Предполагает постановку ведущих целей обучения: познавательную, развивающую, воспитательную, развитие познавательных и творческих и творческих способностей детей.

 Принцип последовательности. Предполагает изучение материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

 Принцип наглядности – широкое представление изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, предметы, фотографии, книги и т.д.

 Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе обучения чтению с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта, особенностей.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Режим занятий.

   Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста. Срок реализации программы - 2 года: 1-ый год обучения – 5-6 лет, 2-ой год обучения – 6-7 лет. Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий.

  Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием.   Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.

  Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 25 - 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).

 

Учебный план «От А до Я (обучение чтению)»

 

Подгруппа

Количество занятий в неделю

Всего занятий в месяц

Всего занятий в год

Первый год (5-6лет)

1

25 мин

4

32

Второй год

(6-7лет)

1

30 мин

4

32

 

Методы и приемы обучения.

  На занятиях используются различные методы, приемы и средства обучения и воспитания:

  • информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал);
  • объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации);
  • практические (фонематические упражнения, работа с текстами, дидактические игры, рисование, театрализация);
  • методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение, соревнование)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ

  Программы реализуется в 2 этапа обучения:

I этап: 5 -6 лет. Развитие звукобуквенного анализа и интереса к чтению.

II этап: 6 -7 лет. Развитие интереса и способности к чтению

Прогнозируемые результаты:

  Первый год обучения.

Ребенок к концу года умеет:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  • составлять 2-3 предложения по картине;
  • отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
  • заучивать небольшие стихотворения;
  • знать буквы русского алфавита

 

   Второй год обучения.

  • Ребенок к концу второго года обучения:
  • знает буквы русского алфавита;
  • понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
  • Умеет:
  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
  • различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  • делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;
  • пользоваться графическим обозначением звуков;
  • записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
  • составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок, из личного опыта
  • читать слова, предложения, небольшие рассказы;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  • понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

ХАРАКТИРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

  Возрастные особенности детей 5-6 лет.

  Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов.    Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад.

   Поскольку нервная система детей пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап - своего рода перелом.

   Общему психическому развитию содействует активизация воображения. Педагоги должны научиться ценить в дошкольнике неспособность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

   Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические, приёмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, например, математикой, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом. Образы из окружающей жизни и литературы становятся сложнее.

   У дошкольника продолжает развиваться речь: звуковая сторона, лексика, грамматический строй. Дети начинают употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

   К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

   Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений.   Научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата.

   Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

  В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5-6 лет:

  • ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной
  • ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
  • ведущее значения приобретает развитие воображения.

   Возрастные особенности детей 6-7 лет.

   У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.    Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

   Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

   Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

   Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

   У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений,' формирующихся в этом возрасте.   Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

   У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

 

   ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 5 -6 лет.

   Цель: Развитие звукобуквенного анализа и интереса к чтению.

   Задачи:

• Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

• Развитие грамматического строя речи.

• Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.

• Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи.

• Развитие мелкой моторики рук.

 

   Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

   Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.

 

   Основные этапы и содержание работы

1. Подготовительный:

• закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки

• интонационное выделение заданного звука в слове

• графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)

• деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

• знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)

• понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный круг

• определение места звука / буквы в слове

• обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)

3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

• алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове

• понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»

• гласные буквы, придающие твердость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твердых согласных – синий квадрат

• чтение слогов с изученными звуками и буквами

• составление и чтение слов из знакомых букв

• работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов

4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

• гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

• графическое изображение мягких согласных звуков – зеленый квадрат

5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:

• звуковой (фонетический) анализ слова

• понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)

• переход к чтению предложений из двух, трех, четырех знакомых слов

6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями

• закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

• переход к чтению несложных текстов

7. Повторение и закрепление пройденного материала.

 

 

Перспективное планирование программного содержания 1-й год обучения

(5 -6 лет).

п/п

Тема занятия

 

Сентябрь-октябрь

1.

Звук и буква А

Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук А. Познакомить с буквой А как с письменным обозначением звука А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте где слышится звук А

2.

Звук и буква О

Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук О. Познакомить с буквой О как с письменным обозначением звука О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в месте где слышится звук О

3.

Звук и буква У

Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук У. Познакомить с буквой У как с письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У, используя образец. Учить писать на схеме букву У в месте где слышится звук У

4.

Звук и буква Ы

Познакомить с гласными звуками Ы, и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Ы. Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву Ы, используя образец. Учить писать на схеме букву Ы вместе, где слышится звук Ы.

ноябрь

5.

Звук и буква Э

Познакомить с гласными звуками Э и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Э. Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э. Учить писать печатную букву Э, используя образец. Учить писать на схеме букву Э вместе, где слышится звук Э.

6.

Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - закрепление пройденного материала

7.

Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слогов, печатание буквы.

8.

Звук и буква М: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

декабрь

9

Звук и буква Н: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

10

Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы.

11

Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.

12

Буква Я: буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их графическое изображение на схеме (зеленый квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.

январь

13

Буква Ю. Чтение слогов, слов, предложений

Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат. Учить писать букву ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения

14

Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений

Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением - красный квадрат. Учить писать букву Е. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать слоги и слова. Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из 3 слов по картине и записывать его условными знаками.

15

Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

16

Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).

Буква И: место буквы в слове, чтение слогов, слов, печатание буквы.

февраль

17

Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).

18

Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ).

19

Звуки Д и Дь, Т и Ть: графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв Д и Т. Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д и Т, чтение предложения (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).

20

Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов, предложений. Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками В-ВЬ, Ф- ФЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов.

март

21

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов, предложений. Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с З+ 10 гласных, с С + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.

22

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений. Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Б-БЬ, П-ПЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами Б и П как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.

23

Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений

Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную букву Х. Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Учить подбирать к картине (предложение)

24

Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов. Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими. Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые. Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить писать печатные буквы Ж-Ш. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

апрель

25

Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений. Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить писать печатные буквы Ч-Щ. Учить читать слоги, небольшие тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок.

26

Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов. Познакомить с согласным звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения.

27

Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов. Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. Совершенствовать навык чтения.

28

Буква Ь. Чтение слогов и стихотворных текстов. Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

май

29

Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов. Познакомить с буквой Ъ и его разделительной функцией. Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

30

Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.

31

Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова.

32

Закрепление: алфавит, чтение стихотворений


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 6 -7 ЛЕТ

   Цель: Овладение техникой чтения, развитие зарождающегося интереса к самостоятельному чтению.

   Задачи:

  • расширять знания и представления детей об окружающем мире;
  • развивать фонематический слух;
  • обогащать словарный запас дошкольников;
  • развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми.
  • развивать компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, связную речь - диалогическую и монологическую формы) в различных формах и видах детской деятельности;
  • развивать врожденную грамотность, умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать;
  • формировать умение понимать прочитанный текст;
  • развивать интерес и способность к чтению;
  • учить писать слова, предложения печатными буквами;
  • развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

   Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно.

   Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями.

   Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.

Перспективное планирование программного содержания

 на 2-й год обучения (6-7 лет)

п/п

Тема занятия

 

октябрь

1.

Речь письменная и устная. Звуки речи.

2.

«Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

3.

Повторение: Слог как часть слова, графическое изображение слова.

4.

«Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».

ноябрь

5.

«Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

6.

«Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

7.

«В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

8.

«Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

декабрь

9.

«Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

10.

«Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

11.

«Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.

12.

«Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

январь

13.

«Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

14.

«Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

15.

«Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

16.

«Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

февраль

17.

«Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

18.

«Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

19.

«Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

20.

«Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

март

21.

«Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

22.

«Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

23.

«Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

24.

«8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

апрель

25.

«Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

26.

«Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

27.

«Ребусы». Разгадывание ребусов.

28.

«Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.

май

29.

«Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

30.

Повторение – закрепление.

31.

Проверочная работа

32.

Итоговое занятие. Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.


 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

 

Основные направления взаимодействия с родителями.

Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных технологиях, о программе, которую реализует образовательная программа «ОТ А до Я. (обучение чтению)»

Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки родителей к роли родителей первоклассников. Основная функция родителей - эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению заданий.

Организация консультационной помощи родителям в построении отношений с ребенком, поддержки ребенка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения.

Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое мнение.

Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребёнка.

Перспективный план по взаимодействию с родителями

Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных установок.

 

 

Тема

Форма работы

Дата проведения

«Чего вы ждёте от дополнительного образования?»

Анкетирование

Октябрь

«Что такое готовность к школе»

Консультация

Ноябрь

«Познавательные игры в домашних условиях»

Оформление папки-передвижки

Декабрь

«Нужно ли заставлять детей заниматься»

Консультация

Январь

«Задачи семьи в подготовке ребёнка к обучению в школе»

Тематическая беседа

Февраль

«Приходите в гости»

День открытых дверей

Март

«Развитие самостоятельности и активности детей»

Консультация

 

Апрель

«Использование художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников в семье»

Консультация

 

Май

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1.  Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
  2. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.
  3. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.
  4. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по английскому языку "АВС" Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации: 1 год

Развивающая программа дополнительного образования по английскому «АBC» дает общее представление детям о мире как многоязычном и поликультурном сообществе. Она призвана обеспечить усвоение ...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Азбука профессий"

                Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском сад...

Дополнительная общеобразовательная программа «Тренируем пальчики - развиваем речь» (возраст детей 3-4 года)

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства....

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Кузбассу"

Пояснительная записка Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную р...

Дополнительная общеобразовательная программа социально -гуманитарной направленности "Эврика" ыозраст обучающих 4-5 лет

Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) «Эврика» предназначена для детей 4-5 лет, носит социально-педагогическую направленность. В соответствии с основной идеей Программ...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей младшего дошкольного возраста "МукаСолька"

Научить лепке из солёного теста, развить художественные способности, абстрактное мышлении и воображение....