Картотека дидактических игр и упражнений "Развитие фонематического анализа и синтеза"
картотека по обучению грамоте
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Фонематический анализ и синтез — это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза может проводиться с использованием следующих игр и упражнений в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka-fonematicheskiy_analiz_i_sintez.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Фонематический анализ и синтез — это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза может проводиться с использованием следующих игр и упражнений в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Название | Цель | Оборудование | Ход |
«Звуковые домики» | Развитие | Домики с графическим изображением звуков, набор предметных картинок. | Воспитатель предлагает детям помочь «расселить жителей» в домики в соответствии с первым звуком в слове. |
«Подарки» | Развитие | Куклы, набор игрушек. | У Ани, Иры и Оли сегодня день рождения. Воспитатель предлагает детям подарить им подарки, в названии которых есть звук А, И, О соответственно. |
«Горки» | Закрепление артикуляции гласных звуков, работа над | Изображения горок и дорожек разной высоты и длины. | Воспитатель предлагает пропеть заданный звук. Сила голоса соизмеряется с направлением движения (на горку сила голоса увеличивается, под горку – уменьшается, при горизонтальном движении сила голоса не изменяется). |
«Проделки гнома Звукоежки» | Развитие умения определять первый (последний) | Гном Звукоежка | Воспитатель предлагает детям определить, какой звук «съел» гном Звукоежка (ват.., книг.., …кно, …тка и т.д.). |
«Живые звуки» | Развитие | Маски-шапочки | Дети, изображающие звуки, встают последовательно, слева направо, соответственно звуковому составу слова. Каждый ребенок рассказывает, какой он звук в слове и на каком месте находится. |
«Звуковая цепочка» | Развитие | Мяч. | Воспитатель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Ребенок называет последний звук этого слова и подбирает новое слово на это звук (последний звук предыдущего слова - начало следующего). Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку (например, слон – нос – сова и т.д.). |
«Составь слово | Развитие | Набор карточек с предметными картинками. | Ребенок выбирает карточку и составляет слово по первым звукам. |
«Поймай слово» | Формирование навыков звукового анализа и синтеза. | Набор предметных картинок. | Воспитатель называет звуки, а дети составляют из них слово (например, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха и т.д.) и находят соответствующую картинку. |
«Разбросай слово» | Формирование навыков звукового анализа и синтеза. | Набор предметных картинок. | Воспитатель предлагает детям самим разделить слова на звуки (например, каша – К-А-Ш-А, |
«Разложи по полочкам» | Развитие | Трехполосная полочка, набор предметных картинок | Воспитатель предлагает положить на первую полочку предметы, в названии которых звук находится в начале слова, на другую – в середине и на третью – в конце. |
«Подбери картинку к схеме» | Формирование навыков звукового анализа и синтеза. | Графические схемы звукового состава слов, набор предметных картинок. | Воспитатель предлагает детям графическую схему звукового состава слова и несколько картинок. Дети подбирают нужную картинку к схеме. |
«Кубик» | Формирование навыков звукового анализа и синтеза. | Кубик с графическими схемами звукового состава слов. | Дети по очереди бросают кубик, и подбирают слово в соответствии с количеством звуков или схемой звукового состава слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система дидактических игр и игровых упражнения направленные на развитие фонематического анализа и синтеза
Задача логопеда заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, а должны быть интересной игрой....
Картотека игр на развитие фонематического анализа и синтеза
Игры на развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. Для родителей и педагогов. Играйте с детьми и они будут говорить правильно, слушая вашу речь....
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Развитие фонематического восприятия, т.е. обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), положительно влияет на формирование всей фонетической системы речи и позволяет им у...
Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»
Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...
Авторские дидактические игры по развитию звукового анализа и синтеза, мелкой моторики, фонематического слуха
Игры по развитию мелкой моьорики, звуко-буквенного анализа и синтеза....
Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...