КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Рыцарева Ольга Павловна

Развитие фонематического восприятия, т.е. обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), положительно влияет на формирование всей фонетической системы речи и позволяет им уверенно ориентироваться в слоговой структуре слов.

 Без достаточной сформированности у ребенка основ фонематического восприятия у него невозможно становление высшей ступени такого восприятия – способности анализировать звуки, мысленно расчленять на составные элементы (фонемы) различные звуковые комплексы, слоги и слова. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным письмом.Особенно важна работа по профилактике дисграфии и речевых нарушения у детей дошкольного возраста – ведь гораздо легче не допустить нарушения, чем в дальнейшем его корригировать. 

Игры, предложенные в картотеке, позволяют повысить готовность дошкольников с ОНР к успешному овладению навыками грамотной письменной речи, а также способствуют пропедевтике нарушений письменной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

                                                  КРАЙНИЕ ЗВУКИ

Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.

Ход игры: дети должны придумать слова, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный логопедом звук. Слова предлагается подбирать на определенные лексические темы (одежда, обувь, части тела и лица и др.).

                                                 ДЕЖУРНЫЙ ЗВУК

Цель: развивать фонематические представления

Ход игры: логопед произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому не начисляются очки. Слова предлагается придумывать на заданную лексическую тему.

                                                ПОКАЖИ ПРАВИЛЬНО

Цель: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

Ход игры: дети должны движением руки определить различие звуков и сами звуки.

«Листики дрожат - листики не дрожат». Дети ставят локти на стол. При произнесении звонких согласных звуков, а также слогов и слов, содержащих звонкие согласные, пальцы рук напрягаются и шевелятся - «листики дрожат». При произнесении глухих согласных кисти висят расслабленно - «листики не дрожат».

                                            КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.

Пособия: звуковая линейка.

Ход игры: предлагается начало слова. Дети должны договорить слово (ст.гр.) и показать на звуковой линейке, сколько в нем звуков (подг.гр.). Примерные лексические темы - мебель, транспорт, фрукты, цветы.

                                             НЕЗНАЙКИНЫ ОШИБКИ

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры: Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Надо их исправить.

1-й вариант. Угадай конец. Незнайка кое-что пропустил в словах, которые написал. Послушай его стихи и ответь, какие звуки он пропустил. Где в словах пропущены эти звуки? Придумай слово, начинающееся на угаданный тобой звук.

  1. Маша кукле шар (ШАРФ) вязала

Ей Наташа помогала.

  1. Серый вол (ВОЛК) голодный, злой

Ходит по лесу зимой.

2- й вариант. Недостающие звуки. Какие слова хотел написать Незнайка? Где в них стоят пропущенные звуки?

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы (КОСЫ).

Землю роет старый кот (КРОТ). Под землею он живет.

В зоопарке живет сон(СЛОН). Словно дом, огромен он.

3-й вариант. Лишние звуки. А теперь - наоборот: найди лишние звуки в словах. Где они стоят?

Говорит Володя Коле: «Стройку (ТРОЙКУ) получил я в школе.

В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (КОШКИ).

                                                  ЦИФРОВОЙ РЯД

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, порядковый).

Пособия: карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6.

Ход игры: услышав слово, ребенок, последовательно произнося все звуки, ведет палец от цифры к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Цифру, которая обозначает последний звук, выдвигает из ряда и говорит: «В этом слове 3-й(4-й,6-й) звук такой-то».

                                По-пол-полк-полка-Полкан

                                Но-нос-носи-носик-носики

                                     

                                                    СОСТАВЬ СХЕМУ

Цель: развивать фонематический анализ.

Пособия: карточки на каждой из которых наклеено по три картинки. В названиях изображенных на них предметов заданный звук находится в начале, середине, конце слова.

Ход игры: получив карточки, дети составляют схемы слов - указывают, где (в начале, середине или конце слова) находится заданный звук. Выигрывает тот, кто быстрее составит схему и определит место и позицию звука.

                                                    СРАВНИ СЛОВА

Цель: развивать фонематические представления, фонематический и слоговой анализ.

Ход игры: Какое новое слово получится, если к нему добавить один звук (в начале или конце)?

  1. Друг приехал из Полтавы.

Он привез письмо от лавы (Славы, Клавы).

  1. Мы от страха все притихли.

На арену вышли игры (ТИГРЫ).

  1. Любим мы на бок (БОКС) ходить

Боксеру нужно смелым быть.

                                  МОЯ БУКВА

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.

Пособия: разрезная азбука.

Ход игры: каждый ребенок получает карточку с буквой. Логопед читает текст, каждый из детей должен запомнить 2-3 слова, в которых есть «его» буква.

           К- Г         В коробке- гвозди.

                           В корзинке - грозди.

                           В кузове - грузы.

                           В лукошке - грузди.

          Ш-Ж        Вот и ножки, вот и ушки,

                           Моет Женю жаркий душик.

                           Ноги, шейка и живот-

                           Душ все-все водой польет.

                           Мойся, шея, мойтесь уши,

                           Как же хорошо под душем!

                                                              КУБИК

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, порядковый).

Пособия: кубик, на гранях которого разное количество точек.

Ход игры: логопед бросает кубик, а дети придумывают слова с заданным звуком на месте, соответствующем количеству точек на верхней грани.

                                  НАЗОВИ СЛОВО С ДРУГИМ ЗВУКОМ

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: на предложенное слово дети должны ответить словом с оппозиционным звуком.

                                       Твердые и мягкие согласные:

 дары - дари                                              плоды-плоди

сады - сади                                                пусты-пусти

шипы-шипи                                              возы-вози

круты-крути                                              носы-носи

цветы-цвети                                              дал-даль

П-Б: пас-бас                                     порт-борт                                правый-бравый

        пух-бух                                    папочка-бабочка                     палка-балка

        пыль-быль                               плеск-блеск                             ропот-робот

        почка-бочка                             плошки-блошки                     пока-бока

К-Г: кусты-густы                        корка-горка

        калина- Галина                    колос-голос

        кости-гости                          икра-игра

        Клаша- Глаша                      укол-угол

Т-Д: точка- дочка                       там-дам

        тачка-дачка                         ток-док

        Толя-доля                            творец-дворец

        трель-дрель                         Таня - Даня

С-З: суп-зуб                                 Сима-зима

        розы-росы                            смей-змей

        коса-коза                             собор-забор

        лиса-Лиза                            сайка-зайка

        сахар-Захар                         слить-злить

Ш-Ж: шар-жар                            шарить-жарить

          шить-жить                         шалость-жалость

          шаль-жаль                         широк-жирок

          шила-жила                        Саша-сажа

          шутка-жутко                     машет-мажет

З-Ж: зал-жал                               разок-рожок

         залей-жалей                       зевать-жевать

         везу-вяжу                           лоза-ложа

         козы-кожи                         луза-лужа.

                             

                                           ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: каждый участник получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета, или на звук, который обозначается данным цветом (синий - твердые согласные, зеленый - мягкие согласные, красный - гласные).

                   НАЗОВИ СЛОВО С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗВУКОМ

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: играют две команды. Называются два противоположных звука. Команды парируют слова противника. Рекомендуются названия команд: «Спартак», «Победа», «Смена»- для детей, придумывающих слова с глухими согласными звуками; «Зенит», «Дружба», «Заря»- для детей, придумывающих слова со звонкими согласными звуками; «Зеленые»- для придумывающих слова с мягкими согласными звуками, «Синие»- для придумывающих слова с твердыми согласными звуками.

                                                        КУБИКИ

Цель: развивать фонематические представления.

Пособия: кубик с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки, кубик с гласными буквами.

Ход игры: дети по очереди бросают кубики, составляют слоги, из них - слова, анализируют полученные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов у дошкольников

В публикации рассмотрены этапы формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников...

мастер - класс "Развитие навыков фонематического анализа и синтеза у детей логопедической подготовительной к школе группы "

Материал для родителей детей, посещающих логопедическую группу  содержит теоретическую и практическую части, в которой представлены игры для развития и закрепления навыков анализа и синтеза слов....

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».

Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности....