КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Развитие фонематического восприятия, т.е. обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), положительно влияет на формирование всей фонетической системы речи и позволяет им уверенно ориентироваться в слоговой структуре слов.
Без достаточной сформированности у ребенка основ фонематического восприятия у него невозможно становление высшей ступени такого восприятия – способности анализировать звуки, мысленно расчленять на составные элементы (фонемы) различные звуковые комплексы, слоги и слова. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным письмом.Особенно важна работа по профилактике дисграфии и речевых нарушения у детей дошкольного возраста – ведь гораздо легче не допустить нарушения, чем в дальнейшем его корригировать.
Игры, предложенные в картотеке, позволяют повысить готовность дошкольников с ОНР к успешному овладению навыками грамотной письменной речи, а также способствуют пропедевтике нарушений письменной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
КРАЙНИЕ ЗВУКИ
Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.
Ход игры: дети должны придумать слова, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный логопедом звук. Слова предлагается подбирать на определенные лексические темы (одежда, обувь, части тела и лица и др.).
ДЕЖУРНЫЙ ЗВУК
Цель: развивать фонематические представления
Ход игры: логопед произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому не начисляются очки. Слова предлагается придумывать на заданную лексическую тему.
ПОКАЖИ ПРАВИЛЬНО
Цель: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
Ход игры: дети должны движением руки определить различие звуков и сами звуки.
«Листики дрожат - листики не дрожат». Дети ставят локти на стол. При произнесении звонких согласных звуков, а также слогов и слов, содержащих звонкие согласные, пальцы рук напрягаются и шевелятся - «листики дрожат». При произнесении глухих согласных кисти висят расслабленно - «листики не дрожат».
КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ
Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.
Пособия: звуковая линейка.
Ход игры: предлагается начало слова. Дети должны договорить слово (ст.гр.) и показать на звуковой линейке, сколько в нем звуков (подг.гр.). Примерные лексические темы - мебель, транспорт, фрукты, цветы.
НЕЗНАЙКИНЫ ОШИБКИ
Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры: Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Надо их исправить.
1-й вариант. Угадай конец. Незнайка кое-что пропустил в словах, которые написал. Послушай его стихи и ответь, какие звуки он пропустил. Где в словах пропущены эти звуки? Придумай слово, начинающееся на угаданный тобой звук.
- Маша кукле шар (ШАРФ) вязала
Ей Наташа помогала.
- Серый вол (ВОЛК) голодный, злой
Ходит по лесу зимой.
2- й вариант. Недостающие звуки. Какие слова хотел написать Незнайка? Где в них стоят пропущенные звуки?
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы (КОСЫ).
Землю роет старый кот (КРОТ). Под землею он живет.
В зоопарке живет сон(СЛОН). Словно дом, огромен он.
3-й вариант. Лишние звуки. А теперь - наоборот: найди лишние звуки в словах. Где они стоят?
Говорит Володя Коле: «Стройку (ТРОЙКУ) получил я в школе.
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (КОШКИ).
ЦИФРОВОЙ РЯД
Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, порядковый).
Пособия: карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6.
Ход игры: услышав слово, ребенок, последовательно произнося все звуки, ведет палец от цифры к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Цифру, которая обозначает последний звук, выдвигает из ряда и говорит: «В этом слове 3-й(4-й,6-й) звук такой-то».
По-пол-полк-полка-Полкан
Но-нос-носи-носик-носики
СОСТАВЬ СХЕМУ
Цель: развивать фонематический анализ.
Пособия: карточки на каждой из которых наклеено по три картинки. В названиях изображенных на них предметов заданный звук находится в начале, середине, конце слова.
Ход игры: получив карточки, дети составляют схемы слов - указывают, где (в начале, середине или конце слова) находится заданный звук. Выигрывает тот, кто быстрее составит схему и определит место и позицию звука.
СРАВНИ СЛОВА
Цель: развивать фонематические представления, фонематический и слоговой анализ.
Ход игры: Какое новое слово получится, если к нему добавить один звук (в начале или конце)?
- Друг приехал из Полтавы.
Он привез письмо от лавы (Славы, Клавы).
- Мы от страха все притихли.
На арену вышли игры (ТИГРЫ).
- Любим мы на бок (БОКС) ходить
Боксеру нужно смелым быть.
МОЯ БУКВА
Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.
Пособия: разрезная азбука.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку с буквой. Логопед читает текст, каждый из детей должен запомнить 2-3 слова, в которых есть «его» буква.
К- Г В коробке- гвозди.
В корзинке - грозди.
В кузове - грузы.
В лукошке - грузди.
Ш-Ж Вот и ножки, вот и ушки,
Моет Женю жаркий душик.
Ноги, шейка и живот-
Душ все-все водой польет.
Мойся, шея, мойтесь уши,
Как же хорошо под душем!
КУБИК
Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, порядковый).
Пособия: кубик, на гранях которого разное количество точек.
Ход игры: логопед бросает кубик, а дети придумывают слова с заданным звуком на месте, соответствующем количеству точек на верхней грани.
НАЗОВИ СЛОВО С ДРУГИМ ЗВУКОМ
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры: на предложенное слово дети должны ответить словом с оппозиционным звуком.
Твердые и мягкие согласные:
дары - дари плоды-плоди
сады - сади пусты-пусти
шипы-шипи возы-вози
круты-крути носы-носи
цветы-цвети дал-даль
П-Б: пас-бас порт-борт правый-бравый
пух-бух папочка-бабочка палка-балка
пыль-быль плеск-блеск ропот-робот
почка-бочка плошки-блошки пока-бока
К-Г: кусты-густы корка-горка
калина- Галина колос-голос
кости-гости икра-игра
Клаша- Глаша укол-угол
Т-Д: точка- дочка там-дам
тачка-дачка ток-док
Толя-доля творец-дворец
трель-дрель Таня - Даня
С-З: суп-зуб Сима-зима
розы-росы смей-змей
коса-коза собор-забор
лиса-Лиза сайка-зайка
сахар-Захар слить-злить
Ш-Ж: шар-жар шарить-жарить
шить-жить шалость-жалость
шаль-жаль широк-жирок
шила-жила Саша-сажа
шутка-жутко машет-мажет
З-Ж: зал-жал разок-рожок
залей-жалей зевать-жевать
везу-вяжу лоза-ложа
козы-кожи луза-лужа.
ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры: каждый участник получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета, или на звук, который обозначается данным цветом (синий - твердые согласные, зеленый - мягкие согласные, красный - гласные).
НАЗОВИ СЛОВО С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗВУКОМ
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры: играют две команды. Называются два противоположных звука. Команды парируют слова противника. Рекомендуются названия команд: «Спартак», «Победа», «Смена»- для детей, придумывающих слова с глухими согласными звуками; «Зенит», «Дружба», «Заря»- для детей, придумывающих слова со звонкими согласными звуками; «Зеленые»- для придумывающих слова с мягкими согласными звуками, «Синие»- для придумывающих слова с твердыми согласными звуками.
КУБИКИ
Цель: развивать фонематические представления.
Пособия: кубик с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки, кубик с гласными буквами.
Ход игры: дети по очереди бросают кубики, составляют слоги, из них - слова, анализируют полученные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов у дошкольников
В публикации рассмотрены этапы формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников...
мастер - класс "Развитие навыков фонематического анализа и синтеза у детей логопедической подготовительной к школе группы "
Материал для родителей детей, посещающих логопедическую группу содержит теоретическую и практическую части, в которой представлены игры для развития и закрепления навыков анализа и синтеза слов....
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».
Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности....