Картотека игр на развитие фонематического анализа и синтеза
картотека по развитию речи на тему

Рыжакина Анна Николаевна

Игры на развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. Для родителей и педагогов. Играйте с детьми и они будут говорить правильно, слушая вашу речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оборудование: предметные картинки, фишки.

Описание игры. Каждый из детей получает конверт с предметными картинками и фишки. Взрослый называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем явится тот, кто раньше других закроет фишками свои картинки.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Взрослый показывает предметную картинку, а вызванный ребенок последовательно называет звуки, из которых состоит слово - название предмета, изображенного на картинке.

Может быть и такой вариант игры: дети называют звуки по очереди: каждый последующий звук называет сзади сидящий.

Оборудование: предметные картинки, фишки для обозначения качества звуков.

Описание игры. На наборном полотне выставляется предметная картинка, а рядом с ней — схема слова, составленная из фишек. Взрослый дает команду убрать определенный звук. Вызванный ребенок определяет, каким по счету в слове является названный звук, и убирает в схеме соответствующую фишку.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. На наборном полотне выставляются пары картинок: взрослый выставляет любую, вызванный ребенок ставит рядом ту, название предмета, изображенного на которой, начинается с такого же звука.

Вариант 1. У доски работает пара детей.

Вариант 2. Нужный звук в слове-названии предмета, изображенного на второй картинке, может находиться не только в начале, но и в середине, и в конце.

Оборудование: игрушка Петрушка, предметные картинки или игрушки, палочка.

Описание игры. Взрослый сообщает детям, что Петрушка пришел поиграть с ними в слова. Петрушка будет касаться волшебной палочкой разных предметов, а эти предметы будут звучать. Взрослый с Петрушкой в руках касается предмета на картинке или игрушки, дети произносят соответствующее слово, раздельно и отчетливо называя все звуки.

Цель: продолжать учить определять недостающий первый (последний) звук в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Вариант 1:

Описание игры. Взрослый сообщает игровую ситуацию: «В последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Помогите поймать озорников». Взрослый показывает рисунок и называет нарисованный предмет, не произнося первый звук слова: «Это ..люч (ключ)». Дети произносят слово правильно и называют звук, который «сбежал», — [к].

Сначала взрослый предлагает слова типа: ..тол — стол, .лон — слон, потом — ..урица — курица и т. д.

Роль взрослого могут выполнять вызванные к доске дети — они показывают картинку и, называя изображенный на ней предмет, не произносят первый звук.

Вариант 2: Последний звук в слове — за тобой.

Оборудование: предметные картинки, игрушки. Описание игры. Взрослый показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней, не произнося последний звук слова - названия: сто... (стол). Дети хором договаривают необходимый звук [л].

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках; закрепление знаний о мягких и твёрдых согласных звуках.

Оборудование: картонный поезд, вагончики, магнитная доска, магниты с изображениями животных.

Описание игры. Взрослый сообщает игровую задачу: «Нужно посадить животных в поезд. Посадка осуществляется таким образом: в красном вагоне будут ехать животные, название которых начинается с гласного звука, в зелёном — название которых начинается с мягкого согласного звука, в синем – название которых начинается с твёрдого согласного звука.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.

Ход игры. Дети получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Взрослый показывает картинку, дети ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квадратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.

Примерный материал. 

Слова: 1) ложка, яблоко, пенал;

            2) яблоко, вилка, ослик;

            3) ослик, ложка, апельсин;

            4) апельсин, вилка, пенал;

            5) ножик, арбуз, тарелка;

            6) арбуз, апельсин, тарелка;

            7) медведь, шапка, автобус;

            8) шапка, яблоко, троллейбус;

            9) заяц, автобус, медведь;

          10) троллейбус, юла, заяц;

          11) полка, катушка, дятел;

          12) дятел, юла, полка;

          13) катушка, автобус, собака;

          14) якорь, ежик, барабан;

          15) собака, баран, якорь;

          16) ежик, утюг, заяц.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки—в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ребенка по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.

Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Дети поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом — синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

Ход игры. Ребенок выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.

Комментарий для взрослого. Если на занятии выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом уроке по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.

Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ...

" Встречаем Малыша и Карлсона". Развитие фонематического анализа и синтеза.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. Нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и прави...

Презентация «Развитие фонематического анализа и синтеза»

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова.Задачи:Коррекционно-обучающая: Чётко произносить звук Ш изолированно, в слогах и в словах.Закрепить нав...

Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Развитие фонематического  анализа и синтеза  звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии. (подготовительная к школе группа).Насон И.И....

Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии

«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с  речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.(из опыта работы) Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И Акту...

Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....

Картотека дидактических игр и упражнений "Развитие фонематического анализа и синтеза"

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной ро...