Конспект занятия "Звук и буква Л"
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе будет полезен начинающим логопедам, воспитателям, студентам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_l.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук [л]. Буква Л»
Цель: Познакомить со звуком [Л] и буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнение артикуляции звука [Л];
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-выделение заданного звука на слух;
-составление характеристики звука;
-определение местонахождения звука в словах;
-продолжать навык умения согласовывать прилагательные с существительными, образование прошедшего времени глаголов;
-выполнение звукобуквенного анализа слов «лампа», «ласка»
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
Оборудование: предметные картинки, пчела Мила, символы звуков и слов и др.
Ход занятия:
Организационный этап
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие прилетела пчела Мила и она я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно, кто догадается — поднимает руку.
Загадки:
Сидит в земле сердитый дед.
В шубу желтую одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (ЛУК)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (ЛУНА)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной шапочке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (ДЯТЕЛ)
Четыре ножки, сиденье и спинка.
Мы не лошадки, хотя на нас
Все садятся много раз. (СТУЛ)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (МЫЛО)
Л: Молодцы! Лук, луна, дятел, стул, мыло (логопед выделяет голосом звук Л) Какой звук есть во всех этих словах?
Д: звук [Л]
Л: Правильно! Это и есть тема нашего занятия. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой Л.
Основной этап
Л: Артикуляция звука [Л]- губы слегка в улыбке, зубы сближены, узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам, горлышко «работает»
Характеристика звука: согласный, твердый, звонкий.
Задание: А теперь давайте поиграем с нашей пчелой Милой. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л: л, г, з, л; ла, ма, лу ; ал, ол, ул, ум, ип; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка.
Задание: игра «попугайчики» Я буду произносить слоги со звуком [Л], а вы, как попугайчики, будете за мной повторять. Слоги: ЛА-ЛА-ЛА , АЛ-АЛ-АЛ ЛО-ЛО-ЛО, ОЛ-ОЛ-ОЛ ЛУ-ЛЫ-ЛУ, УЛ-УЛ-УЛ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ИЛ-ИЛ-ИЛ
Задание: А теперь произнесите мне слог «ла» столько раз, сколько я хлопну в ладоши.
Задание: А давайте узнаем, что делала пчела Мила вчера? Я вам буду называть слова-действия, а вы их измените, и отвечайте полным ответом. Слова: танцевать, петь, читать, рисовать, играть.
Д: Пчела Мила танцевала, пела, читала, рисовала, играла.
Задание: Игра «найди звук»
Где в слове спрятался звук «Л» (в начале, середине, в конце)
Слова: зал, малыш, лампа, полка, угол, луна, стол, мыло
Физкультминутка
Вот со звуком Л слова:
Лоб, затылок, голова, ( показывать на себе части тела)
Кулаки, ладошки, локти, (вращать кулачками, хлопок в ладоши, локти вперед)
Звука Л нет в слове ногти. (показать ногти)
Глазки, тело и лопатки, (поморгать глазами, погладить туловище, свести лопатки)
Звука Л нет в слове пятки. (присесть, дотронуться до пяток)
Л:знакомство с буквой Л
Как вы думаете, как называется буква, которой обозначается на письме звук [л].
- Внимательно рассмотрите букву. Из скольких элементов состоит эта буква?
- Из каких элементов состоит буква Л?
- На что похожа эта буква?
Письмо буквы в воздухе; Встанем с мест и покажем букву Л
- Что нам нужно сделать? (руки вдоль туловища, ноги широко расставить.)
Задание: выполнение звукобуквенного анализа слов ЛАПА, ЛУК
Выкладывание схемы слова кружками.
Назовите первый звук в слове ЛАПА: звук Л-согласный, обозначаем синим кружком,
Назовите второй звук : А, гласный, красный кружок
И так все звуки по порядку.
Сколько звуков в слове лапа?
Сколько гласных?
Сколько согласных?
Назовите второй звук в слове?
Назовите звук после звука А .
Аналогично разбираем слово ЛУК.
Придумайте предложение со словом ЛУК.
Выкладывание схемы предложения из полосок.
Анализ предложения.
Заключительный этап:
Наше занятие подошло к концу. С каким звуком мы сегодня работали? Правильно. Давай вспомним артикуляцию звука [Л]. В каком положении находятся губы, язык, зубы? Умницы. А с какой буквой мы сегодня познакомились? А какой гость у нас был на занятии сегодня? Мне и пчеле Миле очень понравилось с вами работать. Спасибо вам за работу. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...