Конспекты открытых занятий по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспекты открытых занятий по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 18.35 КБ |
sostavlenie_predlozheniy_s_pomoshchyu_samodelnyh_kubikov.docx | 260.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков с-з
Ход занятия
- Орг. Момент
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Владимировна. К нам пришли гости.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
(дети здороваются)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто нам пришел?
(демонстрация героев)
Ответ детей: - К нам в гости пришли Слон и Заяц.
Воспитатель: - С какой буквы начинается слово «слон»?
Ответ детей: - Слово «слон» начинается с буквы С
Воспитатель: - С какой буквы начинается слово «заяц»?
Ответ детей: - Слово «заяц» начинается с буквы З
Воспитатель: - Ребята заяц и слон очень хотят, чтобы вы научились правильно и четко произносить и различать звук З и С.
А для этого они приготовили для нас первое задание. Выполним артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить звуки.
«Улыбка» - улыбнулись и удерживаем губы в улыбке.
«Заборчик» - верхние и нижние губы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
(повторить несколько раз)
Воспитатель: Ребята, скажите, чем же отличаются буквы от звуков?
Ответ детей: - Буквы мы видим и пишем, звуки мы проговариваем и слышим.
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Как вы думаете на что похожа буква С? Посмотрите на картинку, буква С похожа на полумесяц.
Воспитатель: - На что похожа буква З?
Ответ детей: - Буква З похожа на цифру 3.
Воспитатель: - Ребята, это домик для буквы С. Домик из буквы С состоит из двух звуков (С) и (С/)
Звук (С) – какой? Он твердый или мягкий?
Ответ детей: - Звук С – согласный, твердый и глухой?
Воспитатель: - Ребята, как вы определили, что он глухой?
Ответ детей: - При произношении голос не дрожит.
Воспитатель: - Правильно, давайте, приложим руку к горлу и произнесем С. Голос не дрожит.
Воспитатель: - Звук С/ - какой?
Ответ детей: - Звук С/ - согласный, глухой и мягкий.
Воспитатель: - Почему звук С/ мягкий?
Ответ детей: - Потому что произносится мягко.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а этот домик для буквы З. Домик из буквы З состоит из звука (З) и (З/).
Воспитатель: - Звук З какой?
Ответы детей: Звук З согласный, твердый и звонкий.
Воспитатель: - Ребята, давайте проверим, верно ли сказали, что звук З звонкий? Приложите к горлу руку и произнесем З. наш голос при произношении дрожит. Значит звук З – звонкий.
Воспитатель: - Звук З/ - какой?
Ответы детей: - Звук З/ - согласный, мягкий, звонкий.
Воспитатель: - Ребята, наши друзья Заяц и Слон приготовили для вас следующее задание. Вам надо различит звук (С) и (С/) в слогах. Поиграем в игру светофор. Дежурные, раздайте, пожалуйста, сигнальные палочки.
(дежурные раздают сигнальные палочки)
Давайте на слух определим какой звук С в слогах, твердый или мягкий.
Я буду говорить слог, а вы поднимайте сигнальную палочку.
(СА) (СИ) (СУ) (СЯ) (СО) (СЕ)
А сейчас, определим какой звук З в слогах, твердый или мягкий.
(ЗА) (ЗЯ) (ЗУ) (ЗЮ) (ЗО) (ЗЕ)
Воспитатель: - Ребята, Слон и Заяц потеряли свои картинки. Вам необходимо найти картинки. Эти два стола – команда Слона, вам необходимо найти слова, которые начинаются с буквы С.
А ваши два стола – команда Зайца. Вам необходимо найти слова, которые начинаются с буквы З. Приступайте!
(поиск картинок и проверка задания)
Воспитатель отмечает и поощряет устно детей).
Воспитатель: - Следующее задание от наших героев. Сейчас мы будем определять место звука в слове.
Внимание на доску.
Давайте с вами вспомним место звука в словах. Звук бывает в начале слова, в середине и в конце.
А теперь, я буду показывать картинки, а будете выходить к доске и определять фишкой место звука в слове. Но для начала давайте договоримся, что вы будете поднимать руки.
(демонстрация картинок, индивидуальная работа у доски)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас проведем динамическую минутку.
И подготовим наши пальцы к следующему заданию.
Вытяните руки перед собою, сложите в кулак.
Из улей вылетают большие пчелы
(раскрываем пальцы, одновременно произносим звук З-З-З)
Пчелы возвращаются домой
(снова сжимаем пальцы в кулак, одновременно произносим звук З-З-З)
Из улей вылетают маленькие пчелы
(раскрываем пальцы, одновременно произносим звук З/)
Пчелы возвращаются домой
(снова сжимаем пальцы в кулак, одновременно произносим звук З/)
Змеи выходят на прогулку
(раскрываем пальцы, одновременно произносим звук С-С-С)
Змеи возвращаются домой
(сжимаем пальцы в кулак, одновременно произносим звук С-С-С)
Маленькие змеи выходят на прогулку
(раскрываем пальцы, одновременно произносим звук С/)
Маленькие змеи возвращаются домой
(сжимаем пальцы в кулак, одновременно произносим звук С/)
Воспитатель: - Молодцы! Садитесь, ребята. Сели ровно, ноги вместе.
Заяц и Слон хотят, чтобы вы научились писать эти буквы.
Дежурные, раздайте, пожалуйста, рабочие листы и карандаши.
Итак, сели правильно. Держим карандаш правильно, держим, ребята спину.
Итак, посмотрите на меня, как я пишу букву С, букву З.
Прописываем на листочках букву С. Ребята, как мы пишем, с какой стороны?
Ответ детей: Мы пишем слева на право.
Воспитатель: - Кто выполнил, отложите карандаши, сядьте правильно.
Итак, я попрошу дежурных убрать рабочие листы и карандаши.
Воспитатель: Слон и заяц предлагают нам поиграть в игру. Я буду называть слова, если вы услышите звук З – хлопните в ладоши. А если услышите звук С – топните ногами.
(роза, письмо, гроза, лист, мимоза, капуста, береза, зима, свист, змея, сосулька, пожарный, азия, силач.)
Воспитатель: - Ребята, скажите, скажите кто приходил к нам гости?
Ответ детей: - к нам в гости приходил Слон и Заяц.
Воспитатель: - С какими буквами мы с вами познакомились?
Ответ детей: - Мы познакомились с буквой С и буквой З.
Воспитатель: - А с какими звуками?
Ответ детей: - Мы познакомились со звуком С и звуком З. Чем ребята звук С и С/ отличаются?
Ответ детей: - Звук С отличается от звука С/, тем, что звук С твердый, а звук С/ - мягкий.
Какие это звуки гласные или согласные?
Ответ детей: - Звук С и З – согласные.
Воспитатель: - Почему?
Ответ детей: - Потому что звук С и З при произношении встречают преграду.
Воспитатель: -Наша непрерывная образовательная деятельность подошла к концу. Наши друзья остались очень довольны вашей работой, они для вас приготовили сюрприз )
(сюрпризный момент)
Воспитатель: До Свидания!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №26 «Бумбин Орн»
Конспект НОД
по обучению грамоте
Тема: «Составление предложений с помощью самодельных кубиков»
Составила: Чапуртинова Я. В.
воспитатель подготовительной группы
Элиста-2020
Цель
- познакомить детей с понятием «предложение»
-закреплять выделение слов из текста
-познакомить с разделительным знаком «точкой» в конце предложения и условными обозначением первого слова в предложении
Задачи:
Образовательные:
- научить составлять предложения с помощью кубиков
-формировать представление о понятие «предложение»
-обучение составлению простых предложений
-обучение графической записи предложения
-продолжать закреплять выделять слово из текста
Развивающие:
-продолжать развивать: логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, слуховое внимание, мелкую моторику, связную речь, познавательные интересы
Воспитательные:
-воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность, интерес к занятию, к заданиям, воспитывать навык отвечать на заданные вопросы, уважение к родному языку.
Оборудование: лист с заготовленным предложением, самодельные кубики с изображениями понятий «предмет» и «действие», два письма, наглядный материал
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы узнаем, как строится наша речь. А начнем наше занятие с проговаривания чистоговорок.
Воспитатель: Итак, я кидаю «апельсин», вы ловите и повторяете за мной.
Ра-ра-ра – начинается игра
Лы-лы-лы – забиваем мы голы
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Са-са-са – под кустом сидит лиса
Ма-ма-ма – мама моет малыша
Ар-ар-ар – кипит наш самовар
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь
Та-та-та – у нас в доме чистота
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча
Оч-оч-оч – наступила ночь
Воспитатель: Ребята, мы проговорили чистоговорки и скажите, чем отличаются звуки от букв?
Ответ детей: буквы мы видим и пишем, а звуки проговариваем и слышим
Воспитатель: Скажите пожалуйста, а какие бывают звуки?
Ответ детей: звуки бывают гласные и согласные
Воспитатель: А гласные – это какие звуки?
Ответ детей: а,о, у, е,ё,и,у,я,ю,ы т.е. они поются
Воспитатель: А согласные – какие?
Ответ детей: это те звуки, которые мы произносим с преградой
Воспитатель: А какие бывают согласные?
Ответ детей: твердые и мягкие
Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, что есть буквы, а из букв образуются слоги, из слогов слова, а из слов предложения. Итак, давайте поиграем и разделим слова на слоги.
Педагог проговаривает слова,а дети прохлопывают слоги (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок.).
Воспитатель: Молодцы! И действительно мы убедились, что слова состоят из слогов.
Воспитатель неожиданно замечает два письма.
Воспитатель: - «Ой, ребята пришло два письма!?( показывает).
От Сороки и от Дятла. Послушайте, что нам прислала Сорока:-
«Здравствуйте дорогие/ дети из лесу /шлем вам привет мы живем / хорошо сушит грибы / белочка наедается меда / медведь летает по ночам / сова до свидания.
Воспитатель: - Странное письмо. Ничего не понятно. А вы поняли, ребята?
(ответ детей).
А сейчас я прочту, то что написал Дятел, ( читает письмо).
«Здравствуйте, дорогие дети. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.»
Воспитатель: - Почему же первое письмо было запутанным?
Ответ детей: - Потому что наша речь состоит из слов. И слова несут нам мысль. Вот когда слова объединить по смыслу, то образуются предложения.
Воспитатель: Физминутка.
Бостн , күүкд, көвуд!
«Толhаhар гекәд, гекәд!
Ээмәрн холькад, холькад!
Альхарн ташад, ташад!
Көләрн тавшад, тавшад!
Ɵргәд биилхм! Ɵргәд биилхм!
После проведения физминутки, дети рассаживаются по своим местам.
Воспитатель: Слово, обозначающее предмет, мы будем обозначать одной чертой (показ на доске)
____________
Воспитатель: Ребята, что это?
Ответ детей: Кукла
Воспитатель: Кукла – это слово, которое обозначает предмет. Мы изобразим одной чертой.
Воспитатель: Скажите, а кукла что делает?
Ответ детей: Стоит
Воспитатель: Верно! «Стоит» обозначает действие. Его изобразим двумя чертами. (показ на доске)
Воспитатель: Итак, кукла стоит. Назовите первое слово.
-Кукла, верно! Запомните, ребята первое слово в предложение пишется с большой буквы.
Воспитатель: А схематически, мы к первому слову дорисуем вертикальную палочку. Чтобы показать, что наше предложение закончилось, надо ставить в конце предложения точку.
Так, а сейчас я составлю предложение.
Флажок машет Мишей. Правильно? Нет. А Как верно?
Ответ детей: Миша машет флажком.
Воспитатель предлагает дежурным раздать дидактический материал.
Воспитатель: Кто желает у доски записать это предложение схемой?
Остальные выполняют на местах.
Воспитатель: Миша машет флажком. Сколько в этом предложении слов?
Ответ детей: Три.
(Воспитатель поощряет словесно детей)
Воспитатель: Ребята, запомните, сколько слов, столько и черточек.
Назови первое слово в предложении.
Воспитатель: Кукла. Это что?
Ответ ребенка: предмет.
Воспитатель: Правильно. Подчеркиваем одной чертой.
Воспитатель: Что делает кукла?
Ответ ребенка: Стоит.
Воспитатель: Это действие.
Подчеркиваем двумя чертами.
Воспитатель напоминает детям, о том, что начало предложения пишется с большой буквы, а когда предложение закончилось- пишем точку.
Воспитатель: Все справились с заданием! Молодцы! А сейчас отложите карандаши и листы на край стола. И поиграем в игру «Кубики»
-Ребята, на этих кубиках изображены картинки, которые обозначают предметы и действия. Вам необходимо составить из выпавших кубиков предложение. Я предлагаю каждому один кубик для броска.
-Раз, два, три! Начинаем игру.
Из выпавших кубиков каждый по очереди составляет предложение.
Составление предложений и проговаривания.
.
Воспитатель: Ребята! Мы очень хорошо помогли сороке.
Скажите, что мы с вами составляли?
Ответ детей: Мы составляли предложение
Воспитатель: Из чего состоит предложение?
Ответ детей: Предложение состоит из слов
Воспитатель: Что ставим в конце предложения?
Ответ детей: В конце предложения ставим точку
Воспитатель: С какой буквы пишется слово в начале предложения?
Ответ детей: Предложение начинается с большой буквы.
Воспитатель: Наши друзья, Сорока и Дятел передали вам подарки.
Большое спасибо, за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках педагогической практики для студентов МП...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Буратино" с использованием здоровьесберегающей технологии Н.А.Зайцева
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка» Конспект открытого занятияПо обучению детей грамоте ...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»
Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте по теме: «Грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамотев подготовительной группе по теме: «Грамотеи»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:· закреплять понятия «звук», &la...