Конспект занятия "Звук и буква Ф"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
«Знакомство с буквой «Ф»»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
Тема: «Знакомство с буквой «Ф»»
Задачи:
1.Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'], познакомить с буквой Ф.
2. Продолжать учить детей выделять звуки [ф, ф'] в словах, развивать фонематическое восприятие, умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
3.Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза, умение выполнять звуковой анализ слов.
4. Формировать представления о родственных словах.
5. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие.
5. Воспитывать желание заниматься, любознательность и уверенность в себе.
Оборудование:
- Две куклы: Фома и Филя.
- Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.
- Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф'].
- Звуковые фишки: красные, синие, зелёные.
- Картинки с изображением буквы Ф, филина, ключа.
- Тетради в клетку. Простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)
2. Работа над родственными словами
Логопед: Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.
Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.
3. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков
Логопед: Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).
Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)
В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)
Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?
4. Сообщение темы
Логопед: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].
5. Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух
Логопед: Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.
Логопед произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.
6. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов
Детям предлагают встать на ковер.
Логопед: Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).
7. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов
Логопед: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).
8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»
Логопед: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.
На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].
Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.
9. Физминутка
Логопед: Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
10. Определение места звуков [ф, ф'] в слове
Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова.
(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)
11. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза
Логопед: Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.
Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.
Логопед бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т.д.)
Затем логопед предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.
(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка …)
12. Знакомство с буквой Ф
Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.
Логопед показывает картинку с изображением буквы Ф.
Логопед: На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки-символы и читает стихи:
– Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
– Филя ходит – руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Логопед: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
13. Печатание буквы Ф
Логопед: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.
Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.
14. Запись слогов в тетради
Логопед: Вы научились писать букву Ф.
Филя и Фома предлагают вам попробовать записать слоги. Филя просит написать слог АФ.
Какой первый звук в слоге АФ? Какой буквой мы обозначим звук А? Запишите ее. Какой второй звук в слоге АФ? Какой буквой он обозначается? Напишите букву Ф рядом с буквой А. Прочитайте, какой слог у вас получился?
Фома просит записать слог ФО. Какой первый звук в слоге ФО? А второй? Пропустите одну клетку и запишите слог ФО.
Молодцы, а теперь найдите все буквы «Ф» на картинке.
15. Итог
Логопед: Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?
Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...