Конспект занятия "Звук и буква Б"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_zvuk_i_bukva_b.docx147.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Знакомство с буквой «Б»»

                                            Составила: учитель-логопед

                                                                                    Осипова Марина Николаевна

Конспект логопедического занятия по теме

 "Знакомство с буквой «Б»"

Задачи:

1. Закрепление правильного чёткого произношения звуков Б, (Б').   Знакомство с буквой «Б».

2. Развитие фонематического восприятия (выделение звуков Б (Б') из ряда звуков, слогов и слов, дифференциация твердых и мягких звуков Б-Б’, определения места звука в слове, понимание смыслоразличительной роли фонемы).

3. Закреплять умение употреблять существительное в нужном падеже,

 Соотносить существительные мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.

4. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов. Звуковой анализ слова БУСЫ.

5.Развитие зрительной и слуховой памяти, словесно-логического мышления.
6. Воспитание у детей навыков сотрудничества на занятии, уверенности в себе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки (банан, шуба, бык, бочка, батон, бусы, боты, банка, бабочка), набор предметных картинок с изображением односложных слов типа мак, дом, сыр, схемы для определения места звука в слове и проведения звукового анализа слова, карандаши, кассы букв, символы гласных звуков, символ звука Б (барабан), игрушка «сова», фишки для обозначения звуков, карточки написания буквы Б, презентация.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу Логопед обращает внимание детей на предмет, спрятанный под ярким кусочком ткани.

Логопед: Дети, у нас сегодня гость. Угадайте, кто это?

Загадка:

Я на дереве сижу,

За добычею слежу,

А увижу – полечу.

Обязательно схвачу.

Есть большая голова

Узнаёте? Я - …… (Сова)

Загадка (дополнительная):

Она по ночам по лесу летает,

Мышей, грызунов себе добывает.

С большими глазами её голова…

И как все зовут её, детки? ...... (Сова)

Логопед: Правильно, это тётушка Сова – она учёная и проводит в лесу уроки «Азбука малышка». (Приветственное слово «Тётушки Совы» к детям из компьютерной логопедической игры-презентации «Уроки тётушки Совы «Азбука-малышка»).

Сова узнала, что мы с вами интересно играем в школу и хочет побывать на наших «Уроках азбуки». Пригласим?

 Повторение гласных звуков.

Логопед: Сове интересно, знаете ли вы гласные звуки и умеете ли вы их выделять в словах? (Дети повторяют гласные (а, о, у, ы, э, и) с опорой на символы и показывают артикуляцию звуков).

Логопед: Возьмите по одной картинке, которые принесла сова, назовите слово и выделите в нём гласный звук.

Дети берут по одной картинке с односложными словами, называют свою картинку и выделяют гласный звук в середине слова (слова типа мак, жук, сыр, дом, дым, кит).

Логопед: Сова очень вас хвалит и просит отгадать загадку, которая поможет вам догадаться какой же новый звук она вам принесла.

2. Знакомство с темой занятия.

Загадка:

Он тугой и толстокожий.

Стукни палочкой. - Бам, бам!

Загремит, смолчать не сможет.

Этот громкий ... (Барабан)

Логопед: Как стучит барабан? (бам, бом, бум). Дети произносят вслух как стучит барабан и проводят линии по пунктирным точкам (игра «Говорящий карандаш»)

(Барабан стучит: бам-бам-бам, бом-бом-бом, бум- бум-бум).

На доске выставлены картинки: банан, шуба, бык, бочка, батон, бусы, боты, банка.

Логопед: Какой звук есть и в слове банан, шуба, бык, бочка, бусы, батон, боты, банка? (Звук Б)

Выставляется СИМВОЛ звука Б – БАРАБАН. Дети берут свой символ.

Логопед: Какой новый звук принесла сова? (Звук Б)

Артикуляционный разбор звуков [Б], [Б’]. Характеристика звуков

(с индивидуальными зеркалами).

Логопед: Когда мы произносим звук Б, губы смыкаются и размыкаются.

Произнесите: Б! Б! Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук Б.

- Гласный или согласный звук Б?

- Звонкий или глухой этот звук? Почему?

- Звук Б может произносится твёрдо – Б, Б, Б, а может и мягко – БЬ, БЬ, БЬ.

Логопед (вместе с детьми): Звук Б - согласный, звонкий. Может быть твердым, может быть мягким.

 Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук». Дифференциация звуков [Б] [Б`].

  • Логопед: Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б`] хлопните в ладоши (б, т, к, с, м, бь, н, б).
  • В слогах: Я буду произносить слоги, если услышите звук [б] или [б`] – поднимите символ звука: ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та.

Молодцы, говорит вам сова!

  • В словах (но уже с зелеными и синими фишками): Если в слове звук Б звучит твердо поднимите синий кружок, если мягко – зелёный. Слушайте!

белка, баран, дудка, рябина, забор, бегемот, кит, кубики, кран, колобок, берёза, собака, булка, бегает, рыба, голуби, Буратино.

 Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине).

Картинки: банан, шуба, бык, бочка, батон, бусы, боты, банка.

 Зрительная гимнастика (Электронная физкультминутка для глаз)

Кто прилетал на цветочки? (бабочки)

Добавляется картинка бабочка. Какой первый звук в слове бабочка? Сколько слогов?

 Физкультминутка  (проводится за столами)

Спал цветок и вдруг проснулся (руки под голову – «спим»),

Больше спать не захотел (наклоны головы в сторону),

Шевельнулся, потянулся (руки вверх),

Взвился вверх и полетел (маховые движения кистями поднятых рук),

Солнце утром лишь проснётся (круговые движения сверху вниз),

Бабочка кружит и вьётся (поворачиваем туловище влево и вправо).

 Определение рода существительных

Картинки: банан, шуба, бык, бочка, батон, банка, бабочка.

ЛогопедО каком предмете ты скажешь МОЙ, он мой? (банан, бык, батон)

О каком предмете ты скажешь МОЯ, она моя? (шуба, бочка, банка, бабочка)

 Знакомство с буквой.

Выставляются заглавная и маленькая буквы Б, б.

Б – большая бочка с краном,

Пьём из бочки утром рано.

  • Задание тётушки Совы: найди среди букв и обведи кружком все буквы Б 
  • (А В Г Б Д С И М П Б З К Б Т)

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.

  • Пропишите букву в тетради.

 Речевая игра «Договори»

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Мама, мама! Вон тру…(ба)

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

- Ты и мне купи тру..(бу)

Би-би-би-би, би-би-би

- Очень громко не тру…(би)

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Не нужна уже тру…(ба)

 Звуковой анализ слова БУСЫ

- сначала детям просто предлагается разобрать новое слово:

  • повторите это слово;
  • назовите все звуки по порядку в этом слове?
  • сколько звуков в слове бусы?
  • какой первый звук, второй, третий, четвертый?
  • дети выкладывают все звуки по порядку на схеме фишкам нужного цвета и дают характеристику каждому звуку.

Назовите гласные звуки в слове бусы, согласные?

- спросить: назови, какой звук в слове «бусы» второй, четвертый, первый, третий.

- затем дети под диктовку логопеда убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками не в той последовательности, а вразбивку (такого рода задания побуждают ребенка ещё раз проговорить слово по звукам по схеме)

- дети самостоятельно выкладывают слово из фишек и букв, читают слово бусы.

- детям предлагается убрать фишки и буквы.

Ребята, давайте раскрасим фигуры с этой буквой. Какая картинка получилась?

C:\Users\Екатерина\Desktop\image004.jpg

 Итог занятия.

Сове понравилось вместе с вами играть в школу! Сова вас очень благодарит за интересную игру в школу и хвалит всех детей за правильные ответы.

Просит вас «продолжить фразу»:

- Сегодня я узнал…….

- Было интересно……

- Было трудно……

- Теперь я могу…..

- Мне захотелось…….

«Сова» дарит детям подарок (букет из конфет).

Какой первый звук в слове букет? (Звук Б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...