Конспект занятия "Звук и буква Б"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
«Знакомство с буквой «Б»»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
Конспект логопедического занятия по теме
"Знакомство с буквой «Б»"
Задачи:
1. Закрепление правильного чёткого произношения звуков Б, (Б'). Знакомство с буквой «Б».
2. Развитие фонематического восприятия (выделение звуков Б (Б') из ряда звуков, слогов и слов, дифференциация твердых и мягких звуков Б-Б’, определения места звука в слове, понимание смыслоразличительной роли фонемы).
3. Закреплять умение употреблять существительное в нужном падеже,
Соотносить существительные мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.
4. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов. Звуковой анализ слова БУСЫ.
5.Развитие зрительной и слуховой памяти, словесно-логического мышления.
6. Воспитание у детей навыков сотрудничества на занятии, уверенности в себе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки (банан, шуба, бык, бочка, батон, бусы, боты, банка, бабочка), набор предметных картинок с изображением односложных слов типа мак, дом, сыр, схемы для определения места звука в слове и проведения звукового анализа слова, карандаши, кассы букв, символы гласных звуков, символ звука Б (барабан), игрушка «сова», фишки для обозначения звуков, карточки написания буквы Б, презентация.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети заходят в группу Логопед обращает внимание детей на предмет, спрятанный под ярким кусочком ткани.
Логопед: Дети, у нас сегодня гость. Угадайте, кто это?
Загадка:
Я на дереве сижу,
За добычею слежу,
А увижу – полечу.
Обязательно схвачу.
Есть большая голова
Узнаёте? Я - …… (Сова)
Загадка (дополнительная):
Она по ночам по лесу летает,
Мышей, грызунов себе добывает.
С большими глазами её голова…
И как все зовут её, детки? ...... (Сова)
Логопед: Правильно, это тётушка Сова – она учёная и проводит в лесу уроки «Азбука малышка». (Приветственное слово «Тётушки Совы» к детям из компьютерной логопедической игры-презентации «Уроки тётушки Совы «Азбука-малышка»).
Сова узнала, что мы с вами интересно играем в школу и хочет побывать на наших «Уроках азбуки». Пригласим?
Повторение гласных звуков.
Логопед: Сове интересно, знаете ли вы гласные звуки и умеете ли вы их выделять в словах? (Дети повторяют гласные (а, о, у, ы, э, и) с опорой на символы и показывают артикуляцию звуков).
Логопед: Возьмите по одной картинке, которые принесла сова, назовите слово и выделите в нём гласный звук.
Дети берут по одной картинке с односложными словами, называют свою картинку и выделяют гласный звук в середине слова (слова типа мак, жук, сыр, дом, дым, кит).
Логопед: Сова очень вас хвалит и просит отгадать загадку, которая поможет вам догадаться какой же новый звук она вам принесла.
2. Знакомство с темой занятия.
Загадка:
Он тугой и толстокожий.
Стукни палочкой. - Бам, бам!
Загремит, смолчать не сможет.
Этот громкий ... (Барабан)
Логопед: Как стучит барабан? (бам, бом, бум). Дети произносят вслух как стучит барабан и проводят линии по пунктирным точкам (игра «Говорящий карандаш»)
(Барабан стучит: бам-бам-бам, бом-бом-бом, бум- бум-бум).
На доске выставлены картинки: банан, шуба, бык, бочка, батон, бусы, боты, банка.
Логопед: Какой звук есть и в слове банан, шуба, бык, бочка, бусы, батон, боты, банка? (Звук Б)
Выставляется СИМВОЛ звука Б – БАРАБАН. Дети берут свой символ.
Логопед: Какой новый звук принесла сова? (Звук Б)
Артикуляционный разбор звуков [Б], [Б’]. Характеристика звуков
(с индивидуальными зеркалами).
Логопед: Когда мы произносим звук Б, губы смыкаются и размыкаются.
Произнесите: Б! Б! Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук Б.
- Гласный или согласный звук Б?
- Звонкий или глухой этот звук? Почему?
- Звук Б может произносится твёрдо – Б, Б, Б, а может и мягко – БЬ, БЬ, БЬ.
Логопед (вместе с детьми): Звук Б - согласный, звонкий. Может быть твердым, может быть мягким.
Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук». Дифференциация звуков [Б] [Б`].
- Логопед: Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б`] хлопните в ладоши (б, т, к, с, м, бь, н, б).
- В слогах: Я буду произносить слоги, если услышите звук [б] или [б`] – поднимите символ звука: ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та.
Молодцы, говорит вам сова!
- В словах (но уже с зелеными и синими фишками): Если в слове звук Б звучит твердо поднимите синий кружок, если мягко – зелёный. Слушайте!
белка, баран, дудка, рябина, забор, бегемот, кит, кубики, кран, колобок, берёза, собака, булка, бегает, рыба, голуби, Буратино.
Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине).
Картинки: банан, шуба, бык, бочка, батон, бусы, боты, банка.
Зрительная гимнастика (Электронная физкультминутка для глаз)
Кто прилетал на цветочки? (бабочки)
Добавляется картинка бабочка. Какой первый звук в слове бабочка? Сколько слогов?
Физкультминутка (проводится за столами)
Спал цветок и вдруг проснулся (руки под голову – «спим»),
Больше спать не захотел (наклоны головы в сторону),
Шевельнулся, потянулся (руки вверх),
Взвился вверх и полетел (маховые движения кистями поднятых рук),
Солнце утром лишь проснётся (круговые движения сверху вниз),
Бабочка кружит и вьётся (поворачиваем туловище влево и вправо).
Определение рода существительных
Картинки: банан, шуба, бык, бочка, батон, банка, бабочка.
Логопед: О каком предмете ты скажешь МОЙ, он мой? (банан, бык, батон)
О каком предмете ты скажешь МОЯ, она моя? (шуба, бочка, банка, бабочка)
Знакомство с буквой.
Выставляются заглавная и маленькая буквы Б, б.
Б – большая бочка с краном,
Пьём из бочки утром рано.
- Задание тётушки Совы: найди среди букв и обведи кружком все буквы Б
- (А В Г Б Д С И М П Б З К Б Т)
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
- Пропишите букву в тетради.
Речевая игра «Договори»
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Мама, мама! Вон тру…(ба)
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Ты и мне купи тру..(бу)
Би-би-би-би, би-би-би
- Очень громко не тру…(би)
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Не нужна уже тру…(ба)
Звуковой анализ слова БУСЫ
- сначала детям просто предлагается разобрать новое слово:
- повторите это слово;
- назовите все звуки по порядку в этом слове?
- сколько звуков в слове бусы?
- какой первый звук, второй, третий, четвертый?
- дети выкладывают все звуки по порядку на схеме фишкам нужного цвета и дают характеристику каждому звуку.
Назовите гласные звуки в слове бусы, согласные?
- спросить: назови, какой звук в слове «бусы» второй, четвертый, первый, третий.
- затем дети под диктовку логопеда убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками не в той последовательности, а вразбивку (такого рода задания побуждают ребенка ещё раз проговорить слово по звукам по схеме)
- дети самостоятельно выкладывают слово из фишек и букв, читают слово бусы.
- детям предлагается убрать фишки и буквы.
Ребята, давайте раскрасим фигуры с этой буквой. Какая картинка получилась?
Итог занятия.
Сове понравилось вместе с вами играть в школу! Сова вас очень благодарит за интересную игру в школу и хвалит всех детей за правильные ответы.
Просит вас «продолжить фразу»:
- Сегодня я узнал…….
- Было интересно……
- Было трудно……
- Теперь я могу…..
- Мне захотелось…….
«Сова» дарит детям подарок (букет из конфет).
Какой первый звук в слове букет? (Звук Б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...