Буква и звук «Я»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: закрепить понятие о букве Я
Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята сегодня мы познакомимся с буквой Я
Это второй хитрый звук при произношении получается не один, а два звука [а] и [йа].
Я обозначает звуки [а] и [йа],
Два звука эта буква обозначает в следующих позициях:
- в начале слова (яблоко)
- после мягкого знака (обезьяна)
- после твердого знака (объявление.)
- после гласной буквы (большая.)
Воспитатель: Сегодня к доске пойдет у нас Женя.
II. Основная часть. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Я, разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут букву Я.)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о букве.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Женя: красную со звездочкой
Воспитатель: почему красную со звездочкой?
Женя: Потому что буква Я, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука [йа].
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Я и поселяем ее справа в пятом этаже, рядом с буквой А. А теперь, выполняем задания в своих тетрадях.
Воспитатель: Женя определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); Объясни, почему ты написал букву именно этим цветом
Женя:
Яблоко Я гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Капля Я гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом
Мяч Я гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Воспитатель: - Сам нарисуй предметы (в пустых клетках справа); - Покажи на схеме под каждой картинкой место буквы в слове и дай характеристику
Женя:
Яна Я-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Лягушка Я-гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Змея Я -гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
Воспитатель: Рассмотрите эту букву, выделите элементы написания буквы.
-На что похожа буква Я?
Напишите букву Я в воздухе, в тетради
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...